Географические указания и наименования мест происхождения в соответствии с законодательством Республики Молдова и Республики Армения




Географические указания и наименования мест происхождения в соответствии с законодательством Республики Молдова и Республики Армения

29 Декабря 2015
О.Ю. Широкова,
аспирант кафедры промышленной собственности Российской
государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС)
 
 


"Журнал Суда по интеллектуальным правам", № 10, декабрь 2015 г., с. 56-61


Предоставление правовой охраны географическим указаниям в Республике Молдова предусмотрено Законом Республики Молдова «Об охране географических указаний, наименований мест происхождения и гарантированных традиционных продуктов» от 27 марта 2008 г. № 66-XVI (далее – закон Республики Молдова). Указанный закон является специальным нормативным актом, регламентирующим процедуру регистрации, предоставление правовой охраны и использование географических указаний, наименований мест происхождения и гарантированных традиционных продуктов.

В соответствии с законом Республики Молдова под «географическим названием» понимается географическое наименование, обозначающее существующие место, регион или страну. В качестве «географического указания» рассматривается название региона или населенного пункта, определенной местности или, в исключительных случаях, страны; служащее для обозначения товара, который происходит из этого региона, населенного пункта, определенной местности или страны; обладает специфическим качеством, репутацией или другими характеристиками, которые могут быть отнесены к этому географическому происхождению, и производство, и/или переработка, и/или изготовление которого имеют место в обозначенной географической зоне. В свою очередь, «наименование места происхождения» - это географическое название региона или населенного пункта, определенной местности или, в исключительных случаях, страны, служащее для обозначения товара, который происходит из этого региона, населенного пункта, определенной местности или страны, качество или характеристики которого в значительной мере или исключительно обусловлены географической средой, в том числе природными и человеческими факторами, и производство, переработка и изготовление которого имеют место в обозначенной географической зоне.

В этой связи можно отметить, что в качестве средств индивидуализации, которые характеризуют товар как происходящий с определенной территории и обладающий определенными свойствами, закон Республики Молдова выделяет два обозначения: географическое указание и наименование места происхождения. Разница между ними заключается лишь в том, что специфическое качество товара, обозначенного географическим указанием, обосновывается только географическим происхождением этого товара, его производство и/или переработка, и/или изготовление имеют место в обозначенной географической зоне. В то время как товары, обозначенные наименованием места происхождения, приобретают особые свойства не только благодаря своему географическому происхождению, но и в том числе благодаря природным и человеческим факторам.

При этом наименованиями мест происхождения или географическими указаниями считаются также традиционные географические или негеографические названия, которые обозначают сельскохозяйственный или пищевой продукт, соответствующий предъявляемым к наименованиям мест происхождения и географическим указаниям требованиям.

Не подлежат правовой охране в качестве наименований мест происхождения и географических указаний, в частности, названия, ставшие родовыми или противоречащие общественному порядку и принятым нормам морали.

Одновременно с этим важно указать, что правовая охрана наименований мест происхождения, географических указаний на территории Республики Молдова обеспечивается на основе их регистрации в Государственном агентстве по интеллектуальной собственности (AGEPI) в предусмотренном законом порядке.

Правом подать заявку на регистрацию наименования места происхождения или географического указания обладает несколько специфический субъект – так называемая «группа». Соответственно, под "группой" в данном случае подразумевается любое объединение производителей или переработчиков независимо от их состава, статуса или организационно-правовой формы, которые действуют на основе устава группы и осуществляют производственную деятельность в отношении товаров, указанных в заявке.

Однако существует ряд оговорок. Так предусмотрено, что к «группе» могут присоединиться другие заинтересованные лица. К «группе» может быть приравнено и одно лицо - физическое или юридическое - в соответствии с условиями, предусмотренными в Положении о процедуре подачи, экспертизы и регистрации географических указаний, наименований мест происхождения и гарантированных традиционных продуктов, утвержденным Правительством Республики Молдова1.

Подача заявки на регистрацию наименования места происхождения или географического указания возможна только для товаров, которые производит или получает указанная выше группа.

В свою очередь, процедура экспертизы поданной заявки включает проверку соблюдения условий подачи заявки и экспертизу по существу.

Регистрация наименования места происхождения или географического указания порождает возникновение права пользования ими. Распоряжение указанным правом запрещено (т.е. зарегистрированное наименование места происхождения или географическое указание не может быть передано, лицензировано и не может являться предметом каких-либо имущественных прав).

Правовая охрана наименования места происхождения или географического указания начинается с даты подачи заявки и является не ограниченной во времени. Срок предоставления права пользования наименованием места происхождения товара или охраняемым географическим указанием составляет 10 лет с возможностью его неоднократного продления на основании заявления о продлении права пользования, поданного в течение последних 6 месяцев срока его действия. Вместе с тем такое заявление может быть подано в течение 6 месяцев после окончания 10-летнего периода при условии оплаты дополнительной пошлины.

Соответственно, право пользования охраняемым наименованием места происхождения или охраняемым географическим указанием продлевается по ходатайству обладателя этого права или любого уполномоченного им лица.

Сведения о произошедшей регистрации наименования места происхождения или географического указания, а также сведения о продлении права пользования вносятся в Национальный регистр охраняемых наименований мест происхождения или в Национальный регистр охраняемых географических указаний, после чего указанные сведения публикуются в Бюллетене.

На основании произошедшей регистрации Агентство выдает заявителю свидетельство о праве пользования охраняемым наименованием места происхождения или охраняемым географическим указанием.

Отмечено, что право пользования охраняемым наименованием места происхождения или географическим указанием может быть предоставлено и иному лицу (физическому или юридическому), которое отвечает установленным требованиям.

Таким образом, законом Республики Молдова предусмотрено, что зарегистрированные наименования мест происхождения или географические указания охраняются, в частности, от любых действий, способных ввести потребителя в заблуждение относительно действительного происхождения товара.

При этом охраняемые названия не могут становиться родовыми. Что касается использования омонимичных наименований мест происхождения или географических указаний, то их использование разрешается только при условии, что последующее зарегистрированное омонимичное название достаточно четко отличается от предшествующего зарегистрированного названия, в целях обеспечения равного отношения к производителям и предотвращения введения в заблуждение потребителей.

Законом республики Молдова предусмотрено положение, регулирующее конфликт, который может возникнуть в отношениях между наименованиями мест происхождения, географическими указаниями и товарными знаками. Таким образом, заявка на регистрацию товарного знака отклоняется, если она была подана позднее даты начала охраны наименования места происхождения или географического указания.

В случае ущемления прав в результате незаконного использования охраняемого географического указания или охраняемого наименования места происхождения любое физическое или юридическое лицо, другие заинтересованные лица, чьи права были ущемлены, вправе обратиться в судебную инстанцию за защитой своих прав и законных интересов.

Важно также отметить установление закона Республики Молдова о применении его положений и к международным регистрациям наименований мест происхождения в соответствии с положениями Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации от 31 октября 1958 г., страной происхождения которых является Республика Молдова или действие которых распространяется на Республику Молдова.

В связи с этим заявка на международную регистрацию в отношении наименования места происхождения, зарегистрированного в Национальном регистре охраняемых наименований, подается в Международное бюро через Агентство физическими или юридическими лицами (правообладателями).

Таким образом установлено, что международная регистрация наименования места происхождения, страной происхождения которой является Республика Молдова, действует в течение всего периода охраны этого наименования в Республике Молдова.

При этом в случае прекращения правовой охраны наименования места происхождения на территории Республики Молдова его международная охрана также прекращается.

В отношении Республики Армения также действует специальный нормативный акт, регулирующий отношения, связанные с регистрацией, правовой охраной и использованием географических указаний, наименований мест происхождения и гарантированного традиционного продукта – Закон Республики Армения от 22.05.2010 г. № ЗР-60 «О географических указаниях» (далее – закон Республики Армения).

Важно отметить, что в целом нормы закона Республики Армения во многом совпадают с положениями закона Республики Молдова.

Одним из основных отличий является то, что предусмотренная законом Республики Армения правовая охрана распространяется только на сельскохозяйственную продукцию и пищевые продукты, за исключением натуральных и минеральных вод.

В соответствии с положениями закона Республики Армения: под «географическим указанием» понимается название территории (населенного пункта), определенной местности или, в исключительных случаях, страны, - служащее для обозначения продукции, которая происходит из данной территории, определенной местности или страны, - специфическое качество, репутация или другие характерные признаки которой в основном обусловлены данным географическим происхождением, которая произведена и (или) переработана, и (или) изготовлена в данной географической местности. В качестве «наименования места происхождения» охраняется географическое название территории (населенного пункта), определенной местности или, в исключительных случаях, страны, - служащее для обозначения продукции, которая происходит из данной территории, определенной местности или страны, - и специфическое качество или другие характерные признаки которой главным образом или исключительно обусловлены данными географическими природными условиями, включая природные и человеческие факторы, и производство, переработка и изготовление которой имеет место в данной географической местности. Под «географическим названием» понимается наименование существующей территории, местности или страны.

Что касается географического указания для вин, то законом Республики Армения отдельно установлены условия, которым должен отвечать этот продукт:

-

специфическое качество, репутация или другие характерные свойства вина в основном должны быть обусловлены определенным географическим происхождением;

-

не менее чем 85 процентов использованного для производства вина винограда должно произрастать исключительно в данной географической местности;

-

вино должно быть произведено в данной географической местности и получено из сортов винограда вида Vitis vinifera или скрещивания сортов винограда видов Vitis vinifera и Vitis.

В отношении наименования места происхождения для винной продукции законом Республики Армения установлены несколько иные условия, которым должен отвечать продукт:

-

специфическое качество и характерные свойства вина главным образом или исключительно должны быть обусловлены определенными географическими природными условиями, включая природный и человеческий факторы;

-

использованный для производства вина виноград должен произрастать исключительно в данной географической местности, и вино должно быть произведено в этой географической местности;

-

вино должно быть получено из сортов винограда вида Vitis vinifera.

В отношении остальных спиртных напитков в качестве географического указания охраняется указание, обозначающее происхождение спиртного напитка из территории или региона, местности или населенного пункта, если определенное качество, репутация или другие характерные свойства этого спиртного напитка в основном обусловлены его географическим происхождением.

Что касается заявки на регистрацию географического указания или наименования места происхождения, то правом на ее подачу обладает только группа, осуществляющая производственную деятельность в отношении товаров, указанных в заявке. При этом к группе может приравниваться одно физическое или юридическое лицо, если оно является единственным лицом, осуществляющим производственную деятельность в отношении товаров, указанных в заявке на дату подачи заявки.

Как и в Республике Молдова, в Республике Армения процедура экспертизы заявки на регистрацию наименования места происхождения или географического указания включает 2 стадии: экспертизу соблюдения условий подачи заявки и экспертизу по существу.

На основании произошедшей государственной регистрации заявителю предоставляется право пользования зарегистрированным географическим указанием или наименованием места происхождения. При этом право пользования охраняемым географическим указанием или наименованием места происхождения также может быть предоставлено лицам, которые производят, и (или) перерабатывает, и (или) изготавливают товары в соответствующей географической зоне. Распоряжение этим правом не допускается.

Что касается срока действия правовой охраны и права пользования зарегистрированным географическим указанием и наименованием места происхождения, то он аналогичен установленным положениями закона Республики Молдова: правовая охрана действует бессрочно с даты подачи заявки в уполномоченный государственный орган; срок права пользования составляет 10 лет с возможностью неоднократного продления. При этом продленный срок права пользования охраняемым наименованием места происхождения или охраняемым географическим указанием исчисляется со дня, следующего за предыдущим десятилетним периодом.

Как и в Республике Молдова, уполномоченный государственный орган ведет Реестры охраняемых географических указаний и охраняемых наименований мест происхождения, куда вносятся все соответствующие данные, что должно быть также опубликовано в обязательном порядке в официальном бюллетене «Промышленная собственность».

Важно отметить, что законом Республики Армения установлено правило невозможности преобразования охраняемых названий в названия общего пользования (дженерики).

Важным отличием правового регулирования наименований мест происхождения и географических указаний в Республике Армения от Республики Молдова является то, что законом республики Армения урегулирован вопрос разрешения противоречий между зарегистрированным наименованием места происхождения или географическим указанием с заявками на регистрацию товарного знака, фирменного наименования, регистрацию доменного имени. При этом по общему правилу установлено, что приоритет закрепляется за наименованиями места происхождения или географическими указаниями в случае, если их правовая охрана началась ранее даты подачи заявки на товарный знак, фирменное наименование или регистрации доменного имени.

В свете рассмотрения вопроса регулирования правовой охраны географических указаний в Республике Молдова и в Республике Армения важно также отметить действующий в Российской Федерации нормативный акт, посвященный географическим указаниям, - Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 г. № 726 «Об утверждении Соглашения о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний»2.

В рамках утвержденного Соглашения о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний (далее – Соглашение) под «географическими указаниями» в Российской Федерации понимаются обозначения, которые идентифицируют происхождение товара из территорий Сторон или их регионов, или местностей, где качество, репутация либо другие характеристики товара в значительной степени соотносятся с его географическим происхождением.

В отношении географических указаний Стороны предоставляют правовые средства защиты заинтересованным сторонам (любое физическое и/или юридическое лицо, вовлеченное в производство, изготовление, сбыт или потребление товаров, находящееся в местности, ложно указанной в качестве места происхождения товара, либо в районе, где находится это местность, либо в ложно указанной стране или в стране, где применяется ложное географическое указание о происхождении товара…) с целью воспрепятствовать использованию: (1) каких-либо средств при обозначении товара или его презентации, которые указывают (или вызывают ассоциацию) на отличное от истинного места происхождения товара и тем самым вводят потребителей в заблуждение в отношении географического происхождения товара; (2) каких-либо действий, которые могут рассматриваться как акт недобросовестной конкуренции в соответствии со статьей 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Стороны обязаны отказывать в регистрации товарного знака/передаче прав на товарный знак либо признавать недействительной регистрацию товарного знака/передачу прав на товарный знак по обоснованному запросу заинтересованной стороны в случае указания в таком товарном знаке не истинного географического указания происхождения товаров, что может ввести потребителей в заблуждение.

Указанные выше правовые средства защиты применяются и в тех случаях, когда географические указания приведены буквально верно в отношении происходящих с данной территории товаров, однако которые могут дать потребителям ошибочное представление о территориальном происхождении товара. Также правовые средства защиты предоставляются в целях предупреждения использования географических указаний в отношении территориального происхождения вин или крепких спиртных напитков, которые в действительности не происходят из указанного географического места, в том числе и в случаях, когда такие указания используются в переводе или сопровождаются указанием истинного места происхождения со словами «вид», «тип», «стиль», «имитация» или подобными выражениями (делокализационные оговорки).

Статья 11 Соглашения о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний обязывает Стороны обеспечить включение в их национальное законодательство положений о процедурах по соблюдению прав на географические указания. Указанная норма представляет собой коллизию, т.к. в действующем на сегодняшний день Гражданском Кодексе РФ (основном нормативном акте, регламентирующим сферу правовой охраны интеллектуальной собственности) отсутствует понятие «географического указания».

Иными словами, названное Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 г. № 726, утвердившее Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний, в качестве средства индивидуализации в России наряду с НМПТ выделяет географическое указание, так же, как и в Республике Молдова и в Республике Армения. Однако ч. 4 ГК РФ не рассматривает географическое указание в качестве самостоятельного средства индивидуализации, следовательно, оно не обладает правовым статусом.

При этом необходимо отметить, что на практике существует еще одно обозначение, используемое производителями для указания места происхождения товара, а именно – указание происхождения товара, которое по своей сути является видом географического указания наряду с НМПТ. В связи с этим можно предположить, что географическое указание должно являться обобщающим термином, включающим в себя указание происхождения товара и НМПТ. Этот дискуссионный вопрос лишний раз подтверждает правовую необходимость четкого разграничения обозначений, образующих группу обозначений, указывающих на географическое место происхождения товара.

 


1Постановление Правительства Республики Молдова № 610 от 05.07.2010 г. «Об утверждении Положения «О процедуре подачи, экспертизы и регистрации географических указаний, наименований мест происхождения и гарантированных традиционных продуктов» // http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jsp?file_id=228337.

2Собрание законодательства РФ. 22.10.2001. № 43. Ст. 4105.