Признаки неотчуждаемости права авторства

09 Октября 2017
Л.К. Бондаренко,
д. ф. н., кандидат искусствоведения,
СКФ ФГБОУ ВО "Российский государственный университет правосудия",
г. Краснодар, доцент кафедры УПП
 
 

При решении проблемы охраны (ст. 1250, 1251 ГК РФ1) границ авторского права (ст. 1255 ГК РФ) особую роль приобретает единообразие ключевых понятий, имеющих межотраслевой характер и исходящих из нескольких разделов специальных знаний: социальной психологии, искусствоведения, эстетики, культурологии, юриспруденции. В данном контексте привлекает внимание один из аспектов авторского права - неотчуждаемость права авторства (право на имя и иные личные неимущественные права, п. 2. ст. 1228, ст.1255 ГК РФ). Так, в пункте 2, 3 ст. 1255 ГК РФ определены границы авторского права совокупностью прав, каковыми являются: исключительное право; авторство; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения. В этой же статье в п. 3 показаны расширенные границы авторского права: право на вознаграждение; право на отзыв; право следования; право доступа к произведениям искусства.

Интеллектуальные права (ст. 1227 ГК РФ) на произведения искусства, интерпретируемые в контексте исследования как неотделимость (неотчуждаемость и непередаваемость) результатов интеллектуальной деятельности от личности (имени) создателя (п. 2.ст. 1228 ГК РФ), составляют особенность данного института гражданского права.

Таким образом, в фокусе внимания находится проблема неотчуждаемости и непередаваемости права авторства на произведения искусства.

Изучаемый аспект актуален в случае регулирования правовых споров в сфере культуры, что нашло отражение в материальном праве в ч. IV, разд. VII Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации ГК РФ, а также в УК РФ2 (преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина ст. 146, ст. 147 УК РФ; преступления в сфере экономической деятельности ст. 180 УК РФ).

Проблема охраны границ права авторства актуальна при установлении предмета доказывания в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе; в экспертной деятельности при определении уполномоченными лицами предмета исследования судебно-искусствоведческой экспертизы и постановке вопросов перед судебным экспертом.

Таким образом, тема исследования отвечает современной тенденции интеграции специальных и юридических знаний [13], обеспечивающей эффективность судопроизводства.

Для исследования выделенной проблемы необходимо применение комплекса методов: формально-логического, системно-структурного, аналогии и сравнения, с помощью которых возможно решение задачи по выяснению признаков неотчуждаемости права авторства в рамках современного судопроизводства.

Исследование. В статье 1228 ГК РФ указывается, что интеллектуальная деятельность – это творческий труд (который неотъемлем от создателя). В этой связи возникает вопрос: чем же обусловлена неотчуждаемость права авторства?

Чтобы ответить, необходимо уточнить ключевые для права авторства понятия, имеющих отношение к правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации – произведение искусства3, как то: «интеллектуальная деятельность», «художественное творчество», «произведение искусства», «творческая личность». Это позволит установить признаки неотчуждаемости права авторства относительно продукта художественного творчества.

В большинстве источников определение «деятельность» имеет единообразный характер, т. к. оно основывается на концепции разработанной в разное время в различных контекстах в социальной психологии: культурно-исторической концепции Л.С. Выготского [5]; общей психологии А.Р. Лурии [12, с. 65–66]; А.Г. Маклакова [14]; когнитивистикой психологии С.Л. Рубинштейна [16, с. 551] и аналитической концепции психологии личности А.А. Леонтьева [11, с. 431] и др. С этих позиций любая деятельность, в том числе интеллектуальная и творческая, рассматривается как особый вид деятельности, определенной социальной активности человека [16, с. 551], проявляющейся в специфических формах поведения. В данных видах деятельности отражаются особенности психики субъекта, его индивидуально-психологические свойства, проявляющиеся в мотивационной сфере [16, с. 435 – 442] и психическом состоянии. В конечном итоге в деятельности выражается отношение субъекта к общественным и социальным ценностям4.

В этой связи следует отметить, что существуют различные виды деятельности: игровая; познавательная; учебная; трудовая; деятельность общения; творческая, которая является когнитивной преобразовательной деятельностью, направленной на творческое создание нового, общественно значимого продукта5; противоправная; преступная и т. д. Интеллектуальная деятельность имеет сквозной характер, она же определяет качественные характеристики любого вида деятельности6.

В этой связи возникает вопрос о характерных признаках художественного творчества как разновидности интеллектуальной деятельности.

Художественное творчество как явление имеет особую ценность в процессе развития личности, общества, государства, народа. Оно неотделимо от понятия творчества как особого вида деятельности. Данное понятие имеет свою длительную историю развития, получая, как правило, концептуальную интерпретацию, зависящую от историко-культурной парадигмы.

Советский психолог Я.А. Пономарёв - специалист по психологии творчества (эвристике7) - отмечал, что творчество проявляется во взаимодействии творческой личности с действительностью. Он полагал, что это своего рода механизм, ведущий к развитию как творческой личности, так и его окружения. Творчество, считал советский психолог, – это необходимое условие для развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества, где творчество человека является лишь одной из таких форм [15]. Тем самым Я.А. Пономарёв как бы поставил знак равенства между развитием и творчеством.

Если исходить из данного определения, то творческое начало является одним из свойств материи, что исключает воздействие на среду творческой воли со стороны человека. С этим трудно согласиться, так как развитие материи не является сутью проявления, в данном случае художественного творчества.

Если считать творчество свойством материи, то, по теории саморазвития Дарвина [6], развитие неорганической или органической природы происходило до недавнего времени – времени изменения экосреды - и без воздействия человека. Однако адаптация, являющаяся революционным этапом развития живого организма, большей частью является стрессовым не осознаваемым полностью процессом приспособления организма к изменениям среды [9]. В этом случае адаптация как проявление свойства живой материи не может расцениваться как творчество в контексте человеческой деятельности, так как оно присуще всем живым организмам в той или иной степени.

В этом случае художественное творчество имеет, в отличие от естественных концепций, ярко выраженный искусственный характер. Являясь побуждением (не вполне осознаваемым внутренним мотивом [16]), оно требует всё же вполне осознанного подхода на этапе формирования мотивации (выбор эстетической цели; выбор художественных средств; принятие решения; оценка возможных рисков; планирование; применение творческой воли; осознание наступления определенного результата; эстетическая самооценка результата творческой деятельности).

В этом плане более определенно интерпретирует творчество С.Л. Рубинштейн, который  видел суть творчества в разрешении определенной теоретической или практической проблемы [16, с. 551]. Тем самым он как бы переместил творчество сугубо в контекст деятельности человека.

Применительно к художественному творчеству следует отметить, что проблема творческого поведения (творчества), как таковая имеет психофизилогический характер. Она возникает на глубинном уровне как не вполне осознаваемое побуждение в творческой самореализации. В этом смысле художественное творчество как самостоятельный вид творчества располагает определенным художественным (выдуманным) способом взаимодействия творческой личности со своим внутренним интуитивным (не всегда осознаваемым, но глубоко чувствуемым художником) миром и окружающей его реальностью. В это случае художественное творчество имеет одновременный интуитивный неосознаваемый и осознаваемый характер [12].

В этой связи можно отметить следующие признаки художественного творчества:

1)

художественное творчество – это высшая стадия познавательного процесса, отвечающая необходимости создания художественного образа.

В контексте основы создания интеллектуального продукта художественное творчество является процессом преодоления интеллектуальных, психо-эмоциональных, эстетических, этических барьеров, которое реализуется в виде эстетически обусловленной художественной деятельности, сопровождаемой эстетически обусловленными переживаниями8;

2)

целью творчества является создание художественного образа, имеющего художественную форму и художественное содержание.

Художественное творчество в области изобразительного искусства проявляется в непосредственном или целенаправленном применении специальных художественно обусловленных знаний: интуитивных, или специальных, - личностью, имеющей потребность в создании нового интеллектуального продукта. В результате создаётся художественно значимый объект, вызывающий эстетические переживания, исходящие из опыта и ценностных ориентаций творческой личности9.

Исходя из вышесказанного можно выделить следующие признаки художественного творчества, составляющие сущность неотделимости (неотчуждаемости) продукта интеллектуального труда и личности создателя:

-

художественное творчество является процессом удовлетворения потребности в творческой самореализации с целью создания уникального (нового) интеллектуального продукта;

-

художественное творчество характеризуется художественными способами творческой самореализации;

-

художественное творчество нацелено на создание произведения искусства, в котором аккумулирована уникальная авторская (не отделимая от личности создателя) ценная для общества и художественной культуры художественная информация, требующая защиты со стороны государства.

Выделенные признаки в совокупности раскрывают общественную ценность художественного творчества, что составляют основу юридического содержания понятия «интеллектуальная деятельность», которая предполагает действительный характер данного явления, которое состоялось в реальности, совершилось в действительных условиях. Именно этот аспект нашел отражение в охранном институте авторского права, как юридически обусловленного механизма защиты результатов интеллектуальной деятельности.

В институте неотчуждаемости права авторства следует выделить субъект интеллектуальной деятельности – творческую личность. В ст. 1228 ГК РФ указано, что автором результата интеллектуальной деятельности «признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат». В пункте 2 ст.1228 ГК РФ закреплено, что право авторства, т.е. право на имя и иные личные неимущественные права, неотчуждаемы и непередаваемы.

Таким образом, в праве авторства аккумулировано признание общественной значимости творческой личности как источника творческой информации; самого творческого метода, обеспечивающего результат; а также - признание ценности продукта интеллектуальной деятельности – произведения искусства для культуры, художественные свойства которого коррелируют с общественно значимой иерархией историко-культурных и эстетических ценностей и пр.10. На основе признания общественной ценности творческой личности выстраивается государственная политика (через фонды, государственные премии и награды) по поддержанию, сохранению, передаче произведения искусства в государственные учреждения11.

В этом случае творческая личность характеризуется:

-

наличием творческих способностей, необходимых для восприятия и обработки специального информационного объёма;

-

наличием художественных и эстетических знаний, необходимых для качественной обработки специфической информации;

-

творческими навыками художественно обусловленного воспроизводства информации, необходимой для создания художественных признаков и свойств произведения искусства или их изменения в процессе создания предметов изобразительного, декоративного, декоративно-прикладного, монументального, визуального искусства;

-

умениями – художественно обусловленными методами, техническими средствами, стандартными и уникальными способами, необходимыми для создания художественного образа, т. е. способностью применять с помощью специальных методов, художественно обусловленные знания в практической деятельности.

Заключительным этапом в процессе интеллектуальной деятельности – художественного творчества - является появление результата: произведения искусства, в котором ярко проявляются его сущностные бытийные черты, которые лежат в основе неотчуждаемости авторских прав.

В этой связи следует уточнить понятие «произведение искусства» в юридическом контексте (в данном случае, произведение изобразительного искусства).

В статье 1225 ГК РФ указано, что произведением науки, литературы и искусства является «результат интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана»12. Далее в статьях 1226, 1227 ГК РФ закреплено, что интеллектуальная собственность, являясь результатом интеллектуальной деятельности конкретных лиц, обладает личными неимущественными правами, которые следуют за ранее созданным произведением. Исходя из этого – произведение изобразительного искусства представляет собой материальное воплощение творческого труда, которое имеет двойной статус. Оно, являясь интеллектуальной собственностью автора, представляет собой материально выраженный объект, который обладает свойствами духовного продукта13 (т. е. как результат духовной деятельности, способный воздействовать на духовную сферу человека).

В данном случае высокий статус продукта интеллектуальной деятельности обусловлен его уникальными (художественными по форме и содержанию [1] и эстетическими по целям) свойствами.

Если применить криминалистическую теорию идентификации [7, 13], то основными признаками произведения искусства являются:

-

индивидуальность – как неповторимость совокупных признаков произведения изобразительного искусства, достигнутых в результате уникального (не серийного) способа создания;

-

устойчивость этих признаков относительно времени и пространства.

К этому можно добавить промежуточное звено между устойчивостью и рефлекторностью (относительно произведения искусства), как то:

-

узнаваемость как отражение наличия значимых индивидуальных, устойчивых признаков произведения искусства, занимающего определенное место в системе художественных эстетических ценностей14;

-

рефлекторность как способность произведения изобразительного искусства в силу наличия в нём неотъемлемых художественных эстетических качеств, воздействовать на эстетическое сознание [10] (знание) и подсознание (чувственную сферу) реципиента.

Уникальность свойств произведения изобразительного искусства обусловлена нацеленностью их на удовлетворение эстетической потребности в духовной пище [8].

Таким образом, произведение искусства представляет собой: активный процесс психофизиологического отражения творческой личностью окружающего мира; актуальное познание окружающей действительности; воспроизведение этого отражения в уникальной эстетической художественной форме.

Вывод. Выявленные общие и частные признаки в основных компонентах права авторства, в таких как: художественное творчество как вид интеллектуальной деятельности; творческая личность как основополагающий субъект авторского права; произведение искусства как результат интеллектуальной деятельности, - позволяют в совокупности определить основные свойства неотчуждаемости права авторства.

В итоге произведение искусства в духовном плане представляет собой сущность творческой активности [17] личности, нацеленной на воздействие, главным образом - на эстетическое мировосприятие человека и общества в целом посредством художественного образа. Именно так возникает неотъемлемая духовная связь создателя – художника, скульптора, архитектора - и его интеллектуального продукта – произведения искусства, которое, обладая уникальными, неповторимыми, узнаваемыми характеристиками (поэтому воздействующими на психофизиологические свойства других), составляет единое целое с духовной сущностью творческой личности. В юридическом контексте это – связь с именем автора как выражением морального капитала творческой личности [2], а также его психофизикой как материальным условием возникновения интеллектуального продукта. Это придает черты неразделимости личности и творческого процесса и целостности личности от конечного продукта – произведения изобразительного искусства.

Таким образом, выявленные признаки и свойства являются одним из условий неотчуждаемости права авторства.

 


1Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. от 7 февраля 2017 г. N 12- Список изменяющих документов ФЗ, от 28 марта 2017 г. N 39-ФЗ, Редакция от 28 марта 2017 г.

2Уголовный кодекс,  действующая редакция от 7 февраля 2017 г. Москва, Кремль 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 г. Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. Каталог документов, изменяющих УК РФ// http://rulaws.ru/uk/ (Дата обращения 20 августа 2017 г.).

3Раздел VII ГК РФ..

4Прим. автора.

5См.: https://ru.wikipedia.org/wiki Деятельность. Дата обращения: 16 июня 2017 г.

6Прим. автора.

7Эвристика - техническое моделирование процесса поиска и открытия нового знания. См.: БСЭ. 3 изд. Т. 25. С. 331.

8Прим. автора.

9То же.

10То же.

11Федеральный закон от 15 апреля 1993 г. N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» с изменениями и дополнениями от: 2 ноября 2004 г., 23 июля 2008 г., 17 июля 2009 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г., 23 июля 2013 г. http://base.garant.ru (Дата обращения: 28 мая 2017 г.); Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519)/ http://base.garant.ru/ (Дата обращения: 28 мая 2017 г.); Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) 4 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 13 мая 2008 г., 8 мая, 27 июля 2010 г., 11 февраля 2013 г., 4 октября 2014 г., 28 ноября 2015 г., 2 марта, 23 мая 2016 г. Принят Государственной Думой 1 октября 2004 г. Одобрен Советом Федерации 13 октября 2004 г./Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/; Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ (последняя редакция) Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (Дата обращения: 28 мая 2017 г.).

12См.: Раздел VII Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, ч. 4, глава 68 ГК РФ .

13Прим. автора.

14Прим. автора.

 

Литература

1. Анализ и интерпретация произведения искусства: Учеб пособие / Н.А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец и др.; под ред. Н.А. Яковлевой. М.: Высшая школа, 2005. 551 с.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М, 1989.

3. Бондаренко Л.К. Основные адаптивные процессы в современном отечественном искусстве рубежа веков. (1991-2011 гг.). / Дисс. на соискание д.ф.н., подгот. на кафедре эстетики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016. 379 с.

4. Большая советская энциклопедия. 3 изд. Т. 25. С.331.

5. Выготский Л. С. Психология искусства / Общ. ред. В.В. Иванова Коммент. Л.С. Выготского и В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с.

6. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора /Комментарии А.В. Яблокова, Б.М. Медикова. М.: Просвещение, 1987. 383 с.

7. Зинин А.М., Майлис Н.П. Научные и правовые основы судебной экспертизы: Курс лекций. М. 2001.

8. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

9. Интегральная индивидуальность человека и её развитие / РАН. ИН-Т Психологии. Пермский ГПУ. Под ред. Б.А. Вяткина. М.: Ин-т Психологии РАН, 1999. 328 с.

10. Искусство в системе культуры. Составитель и ответственный редактор М.С. Каган. Л.: Наука, ленинградское отделение, 1987. 270 с.

11. Леонтьев А.А. Деятельность Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005.

12. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. –СПб.: Питер, 2004. 320 с.

13. Майлис Н.П. Основы дактилоскопии: Курс лекций. – М : РГУП., 2016. 155 с.

14. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПБ: Питер, 2004. 583 с.

15. Пономарев Я.А. Исследование проблем психологии творчества. Сборник статей. М., Наука, 1983.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. 551 с.

17. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 511 с.