Кучерук И.В.
Козлов Д.В.
Мартьянова Д.М.
Статья посвящена теоретико-правовому анализу критериев охраноспособности произведений архитектуры в контексте действующего законодательства и судебной практики. Особое внимание уделяется разграничению архитектурного проекта как технического решения и архитектурного произведения как объекта авторского права. На основе анализа нормативных актов, международных соглашений, научных подходов и практики производства судебных экспертиз формулируются ключевые признаки, свидетельствующие о наличии авторско-правовой охраны. Подчёркивается необходимость дальнейшего развития правовой базы и методологии экспертной оценки, в том числе при рассмотрении споров о переработке архитектурных объектов. Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования судебной практики в сфере интеллектуальной собственности и при проведении судебных экспертиз архитектурных произведений. Проведённый анализ способствует углублению теоретического понимания правовой природы архитектурных произведений и формированию единых подходов к их правовой защите.
Братусь Д.А.
В отечественной цивилистической теории стабильно отрицаются античные корни авторского права. Редкие голоса правоведов (Н.Л. Дювернуа, С.А. Беляцкин и др.), утверждавших обратное, не были услышаны. Попытка разобраться в истории вопроса приводит к выводу о том, что доминирует одна из авторитетных научных школ. В действительности не авторское право в целом, а именно исключительное право является «молодым» институтом. Практическое значение вопроса – в отнесении к предмету авторско-правового регулирования личных неимущественных авторских отношений, в определении адекватных пределов коммерциализации творческой подотрасли. Недавно вышедшие крупные и важные комплексные работы [23; 41], в которых «романистические» аспекты авторского права незаслуженно остаются в тени или освещаются с точки зрения той самой школы, побуждают вновь (с новыми аргументами) обращаться к данной теме.
Рожкова М.А.
В статье рассматривается феномен дипфейков в сопоставлении с более широким понятием фейков и проводится комплексный анализ их правовой природы. Автор последовательно разграничивает технологию дипфейка и создаваемый с ее помощью результат, выявляя их различную юридическую значимость. Обосновывается, что дипфейк как недостоверная информация, распространяемая под видом достоверной, затрагивает прежде всего сферу нематериальных благ и требует правового регулирования, отличного от регулирования обычных фейков. Особое внимание уделено анализу применимости законодательства об интеллектуальной собственности к произведениям, преобразованным с помощью технологий дипфейка, и дипфейковым ИИ-генерациям. На основе судебной практики демонстрируется, что преобразование охраняемого произведения с использованием технологии дипфейка не лишает его статуса объекта авторских прав. Одновременно подчеркивается принципиальная неохраноспособность ИИ-генераций как результатов автоматизированного процесса, что исключает их включение в сферу авторского права и предполагает квалификацию через категорию информационного продукта.
Павлова Е.А.
Калятин В.О.
Кольздорф М.А.
Корнеев В.А.
Новосёлова Л.А.
Радецкая М.В.
Спиридонова Н.Б.
Туркина А.Е.
В статье излагается концепция совершенствования части четвертой ГК РФ, разработанная авторами на основе анализа действующего законодательства РФ о товарных знаках (знаках обслуживания) и проблем, возникающих в правоприменительной практике. Концепция содержит предложения по внесению изменений в ряд статей главы 69 и параграфа 2 главы 76 ГК РФ, направленных на уточнение оснований для отказа в государственной регистрации, изменения объема и прекращения правовой охраны товарного знака; предложения по пересмотру положений, касающихся правовой охраны общеизвестных в РФ товарных знаков; предложения по введению в параграф 2 главы 76 ГК РФ положений о свободном использовании товарных знаков.
Васильев Н.В.
Для созданных совместным творческим трудом произведений в международно-правовых актах и национальных законодательствах большинства стран мира предусмотрен правовой режим соавторства. В доктрине под соавторством понимается совместная принадлежность двум или нескольким лицам авторского права на произведение в целом. Основанием возникновения соавторства является совместная творческая деятельность авторов по созданию общего (коллективного) произведения. Иногда соавторством называют также самую эту совместную деятельность. В статье автор рассматривает исторические корни и правовое регулирование института соавторства в странах общего права и странах континентального права.
Ревинский О.В.
В статье исследуется возможность применения понятия «объём охраны» и введённого автором понятия «объём использования», применяемых в патентном праве, к объектам авторского права и смежных прав в случае их переработки. В качестве таких объектов выбраны музыкальные произведения и компьютерные программы. Показана близость этих разнородных объектов при рассмотрении вопроса об их использовании.