Уважаемые коллеги!
Предлагаем вашему вниманию статью доктора педагогических наук, доцента, профессора кафедры педагогики и педагогических технологий Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина Р.Е. Булата – «Тенденции в разработке единых подходов к соблюдению авторских прав и оценке этичности научных публикаций».
Целью статьи является научное обоснование необходимости разработки единых подходов к оценке этичности научных публикаций на основе унификации критериев. Актуальность исследования обусловлена растущим влиянием ИИ-технологий на научно-творческую деятельность, что требует решения существующих проблем до принятия новых административных механизмов регулирования. Методология исследования включает аналитический обзор нормативно-правовой базы, сравнительный анализ научных публикаций и критический анализ правил для авторов и других аспектов публикационной этики в 19 рецензируемых журналах (из «Белого списка» по тематике «Народное образование. Педагогика»). Результаты исследования позволили выявить отсутствие терминологического единообразия (47 единиц в интерпретациях ключевых понятий: плагиат, заимствование, оригинальность и др.), что приводит к неоднозначности критериев оценки на разных этапах публикационного цикла, обнаружить различия в оценке самостоятельности и научной значимости, зафиксировать рост преобладания критерия «оригинальность» над теоретической и практической ценностью исследования по мере снижения категории научных изданий. На основе полученных данных в качестве выводов исследования представлены рекомендации по разработке методологических основ единых подходов к оценке этичности научных публикаций. При этом консолидация усилий всех участников научно-издательского процесса рассматривается как основа преобразования «этики запретов» в «этику возможностей». Предлагаемое решение позволит устранить терминологические противоречия путём унификации ключевых понятий и их нормативного закрепления в качестве обязательных стандартов.