Уважаемые коллеги!
Предлагаем вашему вниманию статью лауреата конкурса IP&IT LAW – 2025, юриста практики защиты прав интеллектуальной собственности международной юридической фирмы ADVANT Beiten, аспиранта кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, магистра права Свободного университета Берлина (LL.M.) И.Е. Титова «Ответственность маркетплейсов за нарушение исключительных прав на товарные знаки в России и Германии».
В статье рассматриваются особенности привлечения и освобождения от гражданско-правовой ответственности операторов маркетплейсов за нарушение исключительных прав правообладателей на товарные знаки. Автор дифференцирует ответственность в зависимости от того, предлагается ли товар к продаже от имени самого маркетплейса, действует ли маркетплейс по поручению или заданию третьего лица, предоставляет ли маркетплейс возможность продажи товара третьему лицу. В связи с отсутствием в российском законодательстве определения термина «маркетплейс» автор исследует национальное законодательство и правоприменительную практику иной страны романо-германской правовой системы – Германии, а также право Европейского союза, где соответствующее регулирование имеется, и посредством сравнительно-правового метода сопоставляет правовые подходы в России и за рубежом. Автор обосновывает необходимость пресечения операторами маркетплейсов аналогичных нарушений исключительных прав правообладателей и после первого обращения правообладателя с претензией, необходимость проверки операторами маркетплейсов факта исчерпания исключительного права на товарные знаки, которыми маркированы предлагаемые к продаже товары, необходимость законодательного закреплении двухнедельного срока для обработки претензии правообладателя оператором маркетплейса, необходимость учета положений договоров между операторами маркетплейсов, продавцами и потребителями в каждом конкретном деле.