Уважаемые коллеги!
Предлагаем вашему вниманию статью доктора юридических наук, заслуженного юриста РФ, профессора, директора Международного научно-образовательного центра «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» М.А. Федотова «Антропоцентризм как мета-принцип права интеллектуальной собственности».
В статье с позиций общей теории авторства рассматривается антропоцентризм как мета-принцип, лежащий в основе права интеллектуальной собственности. Прослеживается генезис права интеллектуальной собственности как права человека от античных времен вплоть до закрепления прав автора в Пакте об экономических, социальных и культурных правах и главе 2 Конституции РФ.
Антропоцентризм права интеллектуальной собственности выражается, прежде всего, в следующих проявлениях:
1) права автора входят в единую систему международно признанных и конституционно гарантированных прав человека;
2) авторское творчество мотивируется нематериальными (моральными) и материальными (имущественными) интересами, свойственными только человеку;
3) формула авторского творчества включает, помимо прочего, такие компоненты, как воображение, замысел, одаренность, оригинальность, фантазию, интуицию, воодушевление, озарение, стремление быть понятым аудиторией, — свойственные только человеку;
4) общность правочеловеческой природы результатов творческой деятельности и средств индивидуализации, обоснованная в рамках общей теории авторства, позволяет объединить их в единую систему прав интеллектуальной собственности (творческое право), включающую; во-первых, авторские права / authors’ rights (в отношении произведений, изобретений, промышленных образцов, селекционных достижений и т.д.), во-вторых, исполнительские права / performers’ rights (в отношении результатов исполнительской деятельности) и, в-третьих, продюсерские или предпринимательские права / entrepreneurs’ rights (в отношении аудиовизуальных произведений, фонограмм, баз данных, вещания телерадиокомпаний, средств индивидуализации, произведений, обнародованных после их перехода в общественное достояние, и т.д.).