В статье рассматриваются особенности привлечения и освобождения от гражданско-правовой ответственности операторов маркетплейсов за нарушение исключительных прав правообладателей на товарные знаки. Автор дифференцирует ответственность в зависимости от того, предлагается ли товар к продаже от имени самого маркетплейса, действует ли маркетплейс по поручению или заданию третьего лица, предоставляет ли маркетплейс возможность продажи товара третьему лицу. В связи с отсутствием в российском законодательстве определения термина «маркетплейс» автор исследует национальное законодательство и правоприменительную практику иной страны романо-германской правовой системы – Германии, а также право Европейского союза, где соответствующее регулирование имеется, и посредством сравнительно-правового метода сопоставляет правовые подходы в России и за рубежом. Автор обосновывает необходимость пресечения операторами маркетплейсов аналогичных нарушений исключительных прав правообладателей и после первого обращения правообладателя с претензией, необходимость проверки операторами маркетплейсов факта исчерпания исключительного права на товарные знаки, которыми маркированы предлагаемые к продаже товары, необходимость законодательного закреплении двухнедельного срока для обработки претензии правообладателя оператором маркетплейса, необходимость учета положений договоров между операторами маркетплейсов, продавцами и потребителями в каждом конкретном деле.
В статье рассматриваются проблемы корректного формулирования исковых требований в доменных спорах с точки зрения гражданского законодательства, практики Верховного Суда Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам и рекомендаций Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам. В работе учтены позиции, которые были высказаны участниками расширенного заседания Комитета по правовым вопросам Координационного центра доменов .RU/.РФ 30 октября 2024 г. Автор показывает, что сегодня даже строгое следование правовым нормам и рекомендациям судов может не привести к желаемому результату – приобретению правообладателем товарного знака прав администрирования спорного домена. Причина – коллизия законодательства и судебной практики с одной стороны, и правил координатора о реализации преимущественного права регистрации доменного имени – с другой. Схожесть правового регулирования и судебных разъяснений по доменным спорам в России и Германии позволяет автору, посредством сравнительно-правового метода, провести анализ германской и российской судебной практики и практики координаторов доменов верхнего уровня и предложить конкретные пути решения указанной коллизии, успешно разрешенной в Германии, что позволит правообладателям товарных знаков в полной мере реализовать свое конституционное право на судебную защиту, а государству – обеспечить надлежащую охрану и защиту интеллектуальной собственности в России.