В статье рассматривается вопрос о возможности изменения подходов к определению однородности товаров и услуг в отношении товарных знаков. Анализируется гипотеза о возможном приобретении однородности в будущем товарами и услугами, которые наиболее часто совместно указываются правообладателями при регистрации товарных знаков. Использован массив из 1000 товарных знаков, получивших регистрацию в течение 2023 г. Результат исследования подтверждает правоприменительную практику в части количества классов, которые встречаются чаще остальных, а также пар классов, которые чаще указываются совместно. Вместе с тем обнаружены пары классов, которые в настоящий момент не содержат товары и услуги, признаваемые однородными, но которые встречаются относительно часто совместно при регистрации новых товарных знаков. Результат исследования может быть использован сторонами, судами и административными органами при рассмотрении споров в отношении как регистрации, так и использования товарных знаков.
В статье рассматривается проблема несовершенства подходов к определению однородности товаров и услуг по их реализации, а именно признание однородными товаров и услуг по их реализации с уточнением по ассортименту и признание неоднородными товаров и услуг по их реализации без уточнения по ассортименту. Показано, что применяемые в настоящее время подходы являются спорными и могут приводить к злоупотреблениям со стороны недобросовестных правообладателей товарных знаков. В частности, возникает возможность регистрации рубрик классов МКТУ без уточнения по ассортименту при фактическом оказании услуг по реализации узкой группы товаров. Рассмотрены возможные пути решения проблемы: либо через изменение существующих подходов к однородности товаров и услуг торговли, либо через изменение интерпретации услуг по реализации товаров без уточнения круга таких товаров.