Фотография с момента своего появления рассматривалась как произведение искусства, охраняемое авторским правом. Однако очень скоро вопрос об охраноспособности фотографических произведений стал предметом юридических дискуссий. Как следует подходить к оценке фотографии; возможно ли не признавать фотографию объектом авторских прав на том основании, что она создана техническим средством; что же в конечном итоге подлежит анализу: процесс создания фотографии или непосредственно сама фотография? Эти вопросы стали предметом анализа в настоящей статье. Автор приходит к выводу, что актуальные острые вопросы нуждаются в законодательном разрешении.
Растущее значение интеллектуальной собственности в современном мире со всей очевидностью продемонстрировало необходимость координации усилий заинтересованных государств по выработке единообразного понимания проблемы ограничения монопольных прав. Исследования показали, что установление единого скоординированного подхода к определению оснований принудительного лицензирования и его реализации возможно в рамках действующих международных универсальных и региональных соглашений по охране интеллектуальной собственности. В статье в системно-юридическом и сравнительно правовом аспекте анализируются положения универсальных международных договоров и договоров региональных организаций, регламентирующие условия и основания выдачи принудительных лицензий, оцениваются достигнутые результаты, выявляются вопросы проблемного характера. Особое внимание уделено проблеме толкования положений международных договоров, предусматривающих возможности выдачи принудительных лицензий в условиях чрезвычайных ситуаций и в целях обеспечения общественных интересов.
Созданный в 2014 г. Евразийский экономический союз – одна из самых молодых международных организаций региональной интеграции. В планах организации – создание общего цифрового экономического пространства, реализация совместных проектов, призванных способствовать технологическому обновлению и повышению конкурентоспособности экономик стран-участниц. Особое место в реализации задачи создания единого цифрового пространства отведено регулированию оборота персональных данных. В статье анализируется состояние правового регулирования охраны персональных данных на национальном уровне, оцениваются перспективы дальнейшего развития законодательства в данной сфере.
В принятых за последние годы программных документах определены стратегические задачи развития Российской Федерации. Важная роль в реализации проектов, направленных на ускоренное развитие страны, отведена управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащими государству. В статье автор определяет сущность управления интеллектуальными правами, принадлежащими Российской Федерации; анализирует действующее в этой сфере законодательство, акцентируя внимание на существующих в настоящее время проблемах его применения в современных реалиях. Не исключается, что эти и другие проблемы, будут учтены при создании новой системы нормативно-правового регулирования управления правами на РИД, как это предусмотрено вступающей в действие с 1 января 2022 г. ст. 1240.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Появление и развитие новых информационных технологий сопровождается постановкой вопроса о необходимости разработки нового законодательства для регулирования отношений в цифровой среде. В статье на примере технологий погружения анализируются возникающие правовые проблемы и возможности их разрешения нормами действующего законодательства. Не отрицая необходимости принятия в будущем нового правового регулирования, автор предлагает начать с выработки документов рекомендательного характера.
Принятие Европейским сообществом нового закона о защите персональных данных ознаменовало новый этап в развитии правового регулирования сбора и обработки персональных данных и их свободного перемещения в условиях цифрового пространства. В статье анализируются подходы ЕС к созданию инструментов контроля над персональными данными и выработке стандартов их защиты с учетом основных прав и свобод человека.