В статье исследуется развитие правового регулирования нематериального использования произведений от первоначальной редакции Бернской Конвенции до Договора ВОИС по авторскому праву. Стремительное развитие технологий, происходившее на протяжении всего ХХ в., требовало соответствующих изменений в международном авторском праве. Исключительное право на сообщение для всеобщего сведения представляет особый интерес, поскольку изначально оно охраняло только передачу определенных видов произведений по проводам. Появление и широкое распространение сети Интернет потребовало пересмотра действующих международно-правовых норм и расширения содержания исключительного права на сообщение для всеобщего сведения.
В статье дается обзор ключевых положений Директивы (ЕС) N 2019/790, а также предпосылок принятия некоторых законодательных решений. Автор приходит к выводу, что Директива представляет собой попытку согласования часто противоречащих друг другу интересов правообладателей, пользователей и общественности.
Статья посвящена проблеме охраноспособности результатов, созданных системами искусственного интеллекта, с позиций авторского права США. Автор исследует следующие вопросы: могут ли такие результаты быть признаны произведениями, что понимается под оригинальностью и может ли искусственный интеллект считаться автором. С позиций экономического анализа права дана критическая оценка возможности распространения авторско-правовой защиты на результаты, созданные искусственным интеллектом.