Журнал Суда по интеллектуальным правам
Журнал Суда по интеллектуальным правам

Сертификационные знаки за рубежом и в России: соотношение с институтами географического указания и наименования места происхождения товара 1 2

Туркина А.Е.
магистр частного права, консультант отдела законодательства об интеллектуальных правах ФГБНУ «Исследовательский центр частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации»
27 октября 2025

В обобщённом виде сертификационный знак можно определить как обозначение, гарантирующее потребителям соответствие маркированного им товара требованиям к качеству, способу или месту производства, которые установлены правообладателем знака и зафиксированы в реестре знаков.

В правопорядках, предоставляющих правовую охрану таким обозначениям3, сертификационный знак обычно определяется юридическим составом, включающим структуру знака, общие характеристики маркируемых товаров и (или) услуг, подтверждающую соответствие этим характеристикам функцию знака, принцип неиспользования знака правообладателем и принцип разделения статуса правообладателя и пользователя товарного знака. Выполняемая сертификационным знаком функция аналогична по существу функции средств индивидуализации.

Среди подтверждаемых сертификационным знаком характеристик товаров и (или) услуг в исследованных правопорядках называются качество, материал, состав, способ создания и т.д. Некоторые юрисдикции также придают сертификационному знаку функцию подтверждения места происхождения товара. В частности, ст. 28 Директивы ЕС № 2015/2436 от 16 декабря 2015 г. допускает регистрацию топонимов в качестве сертификационных знаков при условии, что правообладатель не будет наделён правом запрещать использование такого знака лицам, использующим его в добросовестных коммерческих практиках, в частности, лицам, которые вправе использовать географическое указание (далее – ГУ).

Право на сертификационный знак предоставляет своему обладателю (которым ни в одной из исследованных юрисдикций не может выступать физическое лицо4) правомочие разрешать использование сертификационного знака третьими лицами, чьи товары или услуги соответствуют установленным в правилах использования (сформулированных правообладателем и зафиксированных в реестре знаков) характеристикам. Этими же правилами, которые можно квалифицировать как договор присоединения, определяются отношения между правообладателем знака и множеством его пользователей. Разработка правил пользования осуществляется потенциальным правообладателем, который должен учитывать предусмотренные законом требования. Среди таких требований обычно устанавливаются: (i) характеристики, стандарты качества или технические показатели, соответствие которым товара подтверждает нанесённый на него сертификационный знак; (ii) условия использования знака; (iii) меры контроля за соответствием маркируемых товаров охраняемым характеристикам.

Вместе с тем устанавливаются и правила для правообладателя (сертифицирующего органа), а также правила осуществления сертификационной деятельности (порядок предоставления права использования знака). При этом некоторые правопорядки предусматривают привилегии для «публичных» правообладателей – например, в виде бессрочной охраны знака. Вышеупомянутый принцип неиспользования знака правообладателем, зафиксированный во всех рассмотренных юрисдикциях, запрещает правообладателю заниматься производством или продажей товаров, в отношении которых зарегистрирован сертификационный знак, с целью обеспечить непредвзятость правообладателя при выдаче разрешений и контроле надлежащего использования знака.

Распоряжение правом на сертификационный знак подвергается значительным ограничениям. Некоторые правопорядки в принципе исключают возможность распоряжения таким правом, в то время как другие требуют для него соблюдения дополнительных условий.

Несмотря на то, что сертификационный знак обладает самостоятельным правовым режимом, в рассмотренных зарубежных правопорядках он одновременно остаётся одной из разновидностей товарного знака, посвящённые которому нормы распространяются на сертификационный знак в части, неурегулированной специальными нормами. Примечательно различие последствий неиспользования сертификационных и товарных знаков. Если для товарных знаков последствием, одинаковым для большинства стран мира, будет возможность требовать прекращения правовой охраны, то неиспользование сертификационного знака в отношении части товаров и услуг, для которых он зарегистрирован, не может служить основанием для прекращения его правовой охраны.

Вместе с тем, помимо применимых к сертификационным знакам общих оснований прекращения правовой охраны, установленных для товарных знаков, предусматриваются, как правило, дополнительные основания прекращения правовой охраны, к каковым, в частности, относятся: (i) нарушение правил использования сертификационного знака, которое вводит потребителя в заблуждение; (ii) непринятие мер по контролю за соблюдением правил использования знака; (iii) утрата способности подтверждать соответствие товаров или услуг, для которых был зарегистрирован знак, охраняемым характеристикам; (iv) произвольный отказ в использовании сертификационного знака при условии соблюдения потенциальным пользователем всех условий, изложенных в правилах пользования.

В Китае в рамках закона о товарных знаках географические указания не регистрируются как таковые — закон предусматривает их регистрацию в качестве коллективных (заявитель — ассоциация производителей) и сертификационных (заявитель — сертифицирующие орган или учреждение) знаков5.

Сертификационные знаки администрируются как на национальном, так и на местном уровнях. На местном уровне провинциальные органы контроля качества отвечают за предварительную экспертизу заявок в отношении регистрации сертификационных знаков, рассмотрение заявок на использование знаков производителями, назначение инспекционных учреждений, расследование и наказание незаконных действий.

Сам владелец знака не вправе использовать его, а производители приобретают такое право в порядке, описанном в регламенте использования сертификационного знака, после чего владелец знака выдаёт им разрешения и уведомляет об этом факте Бюро по товарным знакам, которое публикует эту информацию6.

Владелец сертификационного знака несёт ответственность за ненадлежащий контроль за использованием знака, причинивший ущерб потребителю; неуведомление Бюро товарных знаков о предоставлении права использования знака; нарушение процедуры предоставления права использования знака; использование знака им самим. Указанные нарушения влекут наложение на владельца сертификационного знака уполномоченным в сфере промышленности и торговли органом штрафа в размере трёхкратной суммы неправомерно полученного дохода, но не более 30 тысяч юаней, а при отсутствии дохода — в размере 10 тысяч юаней7.

Ущерб, причинённый нарушением права на использование знака, взыскивается отдельно в рамках гражданского процесса8.

В США раздел 4 Закона о товарных знаках 1946 года (также известного как Lanham Act)9 предусматривает охрану географических указаний в качестве сертификационных и коллективных знаков, указывающих на региональное происхождение. По существу, в США коллективный знак сводится к обозначению членства в ассоциации, а сертификационный — к гарантии одобрения товара владельцем регистрации10. И, хотя подавляющее большинство географических указаний охраняются в соответствии с разделом 4, они также могут быть защищены как товарные знаки при условии подтверждения в заявке приобретенных в результате использования различительных свойств. Такой способ предоставления охраны позволяет сохранять в качестве общеупотребимых в США те наименования, которые в других странах являются охраняемыми и доступными лишь тем производителям, которые соответствуют установленным при регистрации наименования требованиям11.

Под «сертификационным знаком» понимается любое слово, название, символ, устройство или любая их комбинация, используемые лицом, не являющимся его владельцем, или которые владелец имеет добросовестное намерение разрешить лицу, не являющемуся владельцем, использовать в торговле и подает заявку на регистрацию для подтверждения регионального или иного происхождения, материала, способа изготовления, качества, точности или других характеристик товара или услуги, или того, что товар создаётся или услуга оказывается членами союза или другой организации.

Владелец сертификационного знака не должен самостоятельно заниматься производством товаров или оказанием услуг, к которым относится знак; его основная функция и задача — контроль соблюдения условий маркировки данным знаком и недопущение перехода его в область общеупотребимых слов. Бюро по патентам и товарным знакам США в связи с этим разъясняет, что владельцем сертификационного знака обычно является государственный орган или уполномоченная правительством организация, поскольку таковые в наибольшей степени способны, с одной стороны, осуществлять необходимый контроль, чтобы гарантировать, что все соответствующие условиям использования знака стороны могут свободно использовать знак, а с другой стороны — препятствовать использованию, являющемуся ненадлежащим или иным образом наносящим ущерб сертификационному знаку12.

Правообладатель сертификационного знака вправе обратиться с иском к любому лицу, которое копирует или имитирует знак и использует в торговле, либо наносит такую копию или имитацию на этикетки, знаки, принты, упаковки, обертки, сосуды или рекламные объявления. Помимо судебного запрета правообладатель вправе потребовать при наличии вины нарушителя выплатить компенсацию в размере причинённых нарушением убытков или полученного нарушителем от неправомерного использования дохода (15 U.S.C. §1114); изъятия (15 U.S.C. §1116) или уничтожения (15 U.S.C. §1118) контрафактных этикеток, знаков, принтов, упаковок, оберток, сосудов, а также штампов, блоков, станков, пластин или других инструментов, используемых для нарушения, независимо от наличия вины нарушителя.

В Сингапуре с заключением Соглашения о свободной торговле между ЕС и Сингапуром законодательство поменялось – вступившей в силу 01.04.2019 редакцией Закона «О географических обозначениях» и принятыми в его развитие Правилами о географических обозначениях установлен порядок регистрации и создан реестр географических указаний. Хотя по общему правилу теперь регистрация географических указаний в качестве товарных знаков не допускается13, возможна регистрация коллективных (заявитель — ассоциация производителей) и сертификационных (заявитель — сертифицирующие орган или учреждение) знаков, при регистрации которых устанавливаются требования, соответствие которым позволяет лицу использовать такой знак14.

Закон Бразилии о промышленной собственности предусматривает, что в режиме товарных знаков регистрируются и охраняются сертификационные и коллективные знаки. Под сертификационными знаками понимаются такие, которые подтверждают соответствие товара стандартам, установленным в отношении его качества, сырья, материалов и методов производства15.

Заявку на регистрацию сертификационного знака может подать только лицо, не имеющее прямого коммерческого или производственного интереса в отношении товара или услуги, в отношении которых регистрируется сертификационный знак16.

В Австралии Закон о товарных знаках 1995 года предусматривает регистрацию коллективных и сертификационных знаков.

Владелец сертификационного знака вправе использовать его наравне с теми лицами, которым он предоставил разрешение на использование в соответствии с правилами использования, текст которых подаётся на регистрацию вместе со знаком17.

Зарегистрированное в качестве сертификационного знака географическое наименование может использоваться любым производителем без какой-либо авторизации или контроля со стороны владельца регистрации в рамках указания на товарах, что они произведены в обозначаемом таким наименованием месте, т.е. регистрация географического наименования в качестве сертификационного знака не позволяет гарантировать, что только соответствующие установленным стандартам товары будут нести на себе информацию об определённом месте происхождения18.

Примечательно, что австралийское регулирование не устанавливает ни стандартов производства, ни условия о производстве товара (всех его компонентов) в пределах зоны, обозначаемой наносимым на товар географическим указанием19.

Изучение правового регулирования использования сертификационных знаков в зарубежных странах неизбежно выявляет сходство конструкции сертификационного знака с конструкцией ГУ и наименований мест происхождения товаров (далее – НМПТ). Неслучайно ряд юрисдикций не выделяют ГУ и НМПТ в качестве самостоятельных объектов, а охраняют указание на место происхождения товара в рамках режима сертификационных или коллективных знаков.

Таким образом, сертификационные знаки в ряде правопорядков получили гражданско-правовую охрану как вид товарных знаков, в то время как другие правопорядки пошли по пути их публично-правовой охраны.

В России во многом аналогичным сертификационным знакам режимом обладают знаки соответствия, регулирование которых преимущественно сосредоточено в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон о техрегулировании), то есть используется публично-правовая модель их охраны.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 1 указанного закона он регулирует в том числе отношения, возникающие при применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия.

Абзац 8 статьи 2 Закона о техрегулировании определяет знак соответствия как обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации. Помимо знака соответствия существует также знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. В настоящий момент используются два знака обращения продукции на рынке — единый знак обращения на рынке (буквы EAC в центре квадрата)20 и российский знак обращения на рынке (комбинация букв «Т», «Р» и «С»)21.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона о техрегулировании система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Согласно п. 2.2 ГОСТ Р40.101-95 знак соответствия должен обладать изобразительным отличием, исключающим его смешение со знаками соответствия других систем сертификации и иными знаками, применение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. В качестве знака соответствия не может использоваться товарный знак или знак обслуживания юридического лица, организующего систему сертификации.

Анализ приведённых норм позволяет прийти к выводу, что в России знак соответствия в значительной мере дублирует средства индивидуализации: совпадение предлагаемого к регистрации знака соответствия с товарным знаком, знаком обслуживания, ГУ или НМПТ не указано ни в одном нормативном акте как основание для отказа в регистрации системы добровольной сертификации, то есть практически не предусмотрены меры, защищающие от такого дублирования.

В этом же контексте нельзя не упомянуть выявленные в ходе анализа Единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации Российской Федерации случаи регистрации для систем добровольной сертификации наименований, имитирующих ГУ и НМПТ22. Системы сертификации, например, «Сделано в Москве» или «Сделано в Башкортостане» демонстрируют желание лиц, регистрирующих системы добровольной сертификации, использовать последние в том числе как способ обозначить место происхождения определённого товара, что явным образом пересекается с функциями ГУ и НМПТ, но без установленных законом жёстких требований к их использованию, поскольку лицо, зарегистрировавшее систему добровольной сертификации и знак соответствия как элемент этой системы, произвольно определяет правила его использования.

Также обращают на себя внимание случаи регистрации для систем добровольной сертификации обозначений, имитирующих официальные наименования (в т.ч. органов государственной власти)23. Подобный выбор обозначения не может не наводить на мысль о намерении ввести в заблуждение как потребителей, так и профессиональных участников рынка.

Ввиду вышесказанного видится крайне желательным расширить перечень случаев, в которых знак соответствия не может быть зарегистрирован. В частности, если он содержит упоминание географических обозначений.

Принимая во внимание изначально не индивидуальный, а коллективный характер ГУ и НМПТ, а также лежащую в их основе связь с определённой территорией, одним из возможных решений обозначенной проблемы видится сохранение регистрации ГУ и НМПТ на федеральном уровне, с предоставлением права на подачу заявок на регистрацию ГУ и НМПТ общественным организациям (ассоциациям производителей).

Данные организации могут быть наделены правомочием по определению требований к продукции, предоставлению права использования и пресечения нарушений в использовании ГУ и НМПТ. Подобный механизм сейчас отчасти реализован в деятельности Федеральной саморегулируемой организации «Ассоциация виноградарей и виноделов России», которая наделена функциями определения обозначаемых ГУ и НМПТ географических зон, установления дополнительных стандартов качества продукции, создания оценивающих продукцию дегустационных комиссий, выдачи сертификатов качества (ст. 9, ст. 17 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в РФ»), осуществление которых является частью комплекса мер, составляющих Российскую национальную систему защиты винодельческой продукции по географическому указанию и наименованию места происхождения (ст. 29–32 указанного федерального закона).

Видятся также заслуживающими внимания выявленные в ходе проведения исследования механизмы отнесения предварительной экспертизы заявок на регистрацию ГУ и НМПТ на региональный уровень, а также введение ответственности как производителей, так и ассоциации производителей (в случае, если она администрирует использование ГУ и НМПТ) за качество продукции, выпускаемой под соответствующим обозначением.

Сноски

1 Настоящее исследование подготовлено в рамках выполнения государственного задания, утвержденного федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Исследовательский центр частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации» (номер научно-исследовательской работы в ЕГИСУ НИОКТР 123021600224-7).

2 См. подробнее: Радецкая М.В., Туркина А.Е. Правоприменительная практика по вопросам защиты географического указания и наименования места происхождения товара: анализ проблем и возможные пути их решения (часть 2) // Журнал СИП. Электронный ресурс: https://ipcmagazine.ru/articles/1800527/. Там же (часть 1). Электронный ресурс: https://ipcmagazine.ru/articles/1797696/

3 См. например: п. 3 ст. 5 Протокола о гармонизации норм об интеллектуальной собственности МЕРКОСУР (в состав МЕРКОСУР входят Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай), ст. 185-186 Решения № 486 Комиссии Андского сообщества (в состав Андского сообщества входят Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу), ст. 23 Закона о товарных знаках Канады, Закон Аргентины о товарных знаках № 22.362, ст. 123 Закона Бразилии о промышленной собственности № 9.279, ст. 4 Закона Гватемалы о промышленной собственности, ст. 70 Закона Доминиканы о промышленной собственности, ст. 2 Закона Коста-Рики о товарных и иных отличительных знаках № 7978, ст. 183 Закона Мексики об охране промышленной собственности, ст. 2 Закона Никарагуа о товарных и иных отличительных знаках, гл. 13 Закона Парагвая о товарных знаках, ст. 80 Законодательного Декрета Перу № 1075, ст. 2 Закона Сальвадора о товарных и иных отличительных знаках, ст. 44 Закона Уругвая о товарных знаках № 17011, ст. 23 bis B Закона Чили о промышленной собственности № 19.039.

4 Аналогичная норма действует в Российской Федерации (п. 2 ст. 21 Закона о техрегулировании).

5 Art. 3 of the Trademark Law of the People's Republic of China / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/579989; Measures for the Registration and Administration of Collective Marks and Certification Marks / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475170

6 Art. 15–20 of the Measures for the Registration and Administration of Collective Marks and Certification Marks. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475170

7 Art. 21–22. Ibid.

8 Art. 60 of the Trademark Law of the People's Republic of China / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/579989

9 15 U.S.C. § 1054 / URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/15/1054

10 Callmann R. The Technical Trade-Marks of the Lanham Act. New York Law Review. 1950. No. 25. P. 308.

11 URL: https://www.uspto.gov/ip-policy/trademark-policy/geographical-indications#:~:text=What%20are%20

12 URL: https://www.uspto.gov/ip-policy/trademark-policy/geographical-indications#:~:text=What%20are%20

13 Section 7 of the Trade Marks Act (Chapter 332) / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/581741

14 Schedules 1-2 of the Trade Marks Act (Chapter 332) / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/581741

15 Art. 123 of the Law No. 9.279 of May 14, 1996 (Law on Industrial Property). URL: https://www.gov.br/inpi/pt-br/servicos/marcas/arquivos/protocolo-de-madri/lpi-trad-pms-rev-pms.pdf

16 Par. 3 Art. 128 of the Law No. 9.279 of May 14, 1996 (Law on Industrial Property). URL: https://www.gov.br/inpi/pt-br/servicos/marcas/arquivos/protocolo-de-madri/lpi-trad-pms-rev-pms.pdf

17 Sections 171-173 of the Trade Marks Act 1995. URL: https://www.wipo.int/wipolex/en/text/553811

18 Van Caenegem W., Cleary J., Drahos P. Pride and Profit: Geographical Indications as Regional Development Tools in Australia. Journal of Economic and Social Policy. 2014. No. 16. Article 5. P. 11. URL: https://www.researchgate.net/publication/274638862_Pride_and_Profit_Geographical_Indications_as_Regional_Development_Tools_in_Australia

19 Van Caenegem W., Cleary J., Drahos P. Pride and Profit. Ibid. P. 16.

20 Утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 711.

21 Утв. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 696.

22 См. например, РОСС RU.З1685.04РЭЦ0, РОСС RU.З2564.04СДЛ0, РОСС RU.И2702.04МЭЦ0, РОСС RU.З2689.04СВБ0, РОСС RU.И3036.04СМК0, РОСС RU.З2538.04КАЗ0, РОСС RU.А1128.04СНД2, РОСС RU.И1866.04ЯКУ0, РОСС RU.З1872.04СВК0, РОСС RU.А1520.04ИЖЖ0, РОСС RU.З2371.04АТЛ0.

23 РОСС RU.З1976.04ЦЭК0, РОСС RU.З1927.04ИКМ0, РОСС RU.З1545.04ИЗЕ0, РОСС RU.З2920.04ДЭЖ0, РОСС RU.З2913.04ФРТ0.

Список литературы

1. Радецкая М.В., Туркина А.Е. Правоприменительная практика по вопросам защиты географического указания и наименования места происхождения товара: анализ проблем и возможные пути их решения (часть 1) // Журнал СИП. Электронный ресурс: https://ipcmagazine.ru/articles/1797696/

2. Радецкая М.В., Туркина А.Е. Правоприменительная практика по вопросам защиты географического указания и наименования места происхождения товара: анализ проблем и возможные пути их решения (часть 2) // Журнал СИП. Электронный ресурс: https://ipcmagazine.ru/articles/1800527/

3. Callmann R. The Technical Trade-Marks of the Lanham Act. New York Law Review. 1950. No. 25. P. 308.

4. Van Caenegem W., Cleary J., Drahos P. Pride and Profit: Geographical Indications as Regional Development Tools in Australia. Journal of Economic and Social Policy. 2014. No. 16. Article 5. P. 11. URL: https://www.researchgate.net/publication/274638862_Pride_and_Profit_Geographical_Indications_as_Regional_Development_Tools_in_Australia