В условиях беспрецедентной экспансии Интернета во все сферы общественной жизни, значение цифровых платформ в современной экономике заметно возросло. Повсеместное распространение платформ, извлекающих значительное преимущество из «сетевого эффекта», небольших транзакционных издержек и отсутствия прямого правового регулирования1, привело к тому, что современный этап развития экономики стал именоваться «платформенной»2, известный также как «gig-», «on-demand-» или «sharing-»3 экономикой, а сами платформы, согласно заключениям экономистов, стали «самыми быстрорастущими компаниями в мире»4.
Деятельность рассматриваемых субъектов сосредоточена в Интернете, в связи с чем их экономическая модель прямо или косвенно, но почти всегда связана с использованием объектов интеллектуальных прав, поэтому право интеллектуальной собственности больше всего испытывает на себе их прогрессивно усиливающееся влияние. Принципы, на которых возник, а затем и развивался Интернет, помимо множества положительных эффектов также привели к эффекту «деиндивидуализации», при котором у отдельного лица снижается чувство ответственности за вредоносные действия, что делает его более склонным к их совершению в Интернете, хотя он и не решился бы на противоправное поведение в реальном мире5. Указанное во многом способствовало тому, что цифровые платформы стали уникальной средой для нарушения интеллектуальных прав6.
С другой стороны, сами платформы являются лишь субъектами, которые предоставляют техническую инфраструктуру для распространения и доступа к информации, в связи с чем привлечение к ответственности таких лиц за действия других – их пользователей, противоречило бы принципу nemo punitur pro alieno delicto7 или более общему принципу справедливости.
В юридической литературе в части проблематики правового статуса информационных посредников традиционным является вопрос о перечне условий (критериев), при соблюдении которых ответственность указанных лиц исключается, а также вопрос о том, можно ли возложить на них какие-либо обязанности. Между тем, на наш взгляд, прежде чем рассматривать подобные вопросы, необходимо определить, в отношении каких лиц могут быть применены специальные нормы, т.е. какие именно субъекты современного информационного мира могут воспользоваться привилегиями, а также к кому могут быть предъявлены соответствующие требования в части исполнения каких-либо обязанностей.
Чуть больше, чем десять лет назад, на смену успешно формируемой Высшим арбитражным судом судебной практике по делам Мастерхост8, Агава-софт9, ВКонтакте10 и Мейл.ру11, в которой прослеживалось стремление судов использовать технически нейтральные юридические конструкции («провайдер услуг»)12 в российском гражданском праве появились несколько казуистичные нормы ст. 1253.1 ГК РФ, охватывающих деятельность лиц, (1) осуществляющих передачу материала; (2) предоставляющих возможность размещения материала или информации в сети Интернет и (3) предоставляющих возможность доступа к материалу в сети Интернет. Проблемы, связанные с такой классификацией, обсуждались юридическим сообществом сразу после принятия норм – в литературе редакция нормы подверглась критике13, а Е.А. Павловой было заключено, что «термин “информационный посредник” стал крайне неточным»14.
В литературе поясняется (причем с акцентом на некоторую очевидность) что за лицами, указанными в ст. 1253.1 ГК РФ «как известно» скрываются: «1) оператор связи (осуществляющий передачу материала и информации в интернет); 2) интернет-провайдер (предоставляющий возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения, с использованием сети интернет); 3) владелец информационного ресурса, в том числе сайта, социальной сети, домашней страницы и т.д. (предоставляющий возможность доступа пользователям к материалам в сети интернет)»15. Тем не менее об этой очевидности не свидетельствует ни буквальное толкование закона, ни даже приведенное пояснение. Кажется, что, прежде чем предоставить одному лицу возможность доступа к материалу, предварительно необходимо предоставить другому возможность разместить его, в связи с чем посредник, предоставляющий возможность доступа и возможность размещения материала потенциально может являться одним и тем же лицом (как любая современная цифровая платформа), в связи с чем возникает вопрос о целесообразности выделения последнего вида посредников как отдельного субъекта. Приведенное объяснение также не раскрывает сути предложенной законодателем классификации – почему, например, разграничены упоминаемые авторами оператор связи и интернет-провайдер, когда представляется, что это термины, обозначающие одно и то же лицо, предоставляющее доступ в Интернет. Наконец, только ли указанные лица с перечисленными функциями задействованы в процессе передачи материала в Интернете и могут рассчитывать на привилегии (когда в действительности, представляется, их несколько больше)?
На наш взгляд, подобное упрощение существующей в законе трехчастной формулы никак не способствует достижению решения задачи по выяснению того, кто конкретно скрывается приведенными в ст. 1253.1 ГК РФ субъектами, в связи с чем полагаем, что возможно пойти последовательно и начать анализ с лица, осуществляющего передачу материала.
Исходя из того, что одним из обязательных условий, при котором ответственность первого информационного посредника исключается, является условие о том, что он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, а этим видом деятельности, как известно, вправе заниматься лишь операторы связи на основании соответствующий лицензии, то из буквального толкования нормы смеем предположить, что это единственный субъект, о котором идет речь.
Тем не менее, как отмечается в одном из судебных решений, «первый из указанных субъектов осуществляет техническую и автоматизированную функцию передачи информации, инициированной иными лицами (пассивная функцию в коммуникациях – оператор связи, оказывающий телематические услуги по предоставлению доступа к сети, коммуникационные интернет-сервисы, обеспечивающие передачу сообщений между пользователями, социальные сети, располагающие функционалом обмена сообщениями)»16. Суд по интеллектуальным правам также придерживается позиции, что «[к] этой категории лиц относятся, например, владельцы сайта yandex.ru, mail.ru в части предоставления услуг электронной почты, социальные сети в части передачи сообщений пользователей»17. Но в чем состоит необходимость выделения в качестве информационных посредников лиц, оказывающих коммуникационные услуги? Материал в данном случае передается в частном диалоге, а принимая во внимание, что способом использования произведения в сети Интернет является доведение до всеобщего сведения, нарушением которого считается «незаконное (без согласия правообладателя) размещения произведения в сети «Интернет»»18, то сама передача материала как таковая не подразумевает его доведения до всеобщего сведения, для этого необходимы действия иных лиц, не являющихся операторами связи. Если же речь идет о записи в память ЭВМ как о способе использования, то подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ уже содержит оговорку о том, что не считается воспроизведением осуществляемая информационным посредником между третьими лицами передача произведения в Интернете при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения, которого, представляется, и нет, поскольку вознаграждение оператора связи за предоставленные услуги обычно не зависит от того, передачу какого материала он осуществляет, а в современном мире, с учетом распространения тарифов с «безлимитным Интернетом», значения не имеет и объем передаваемого материала.
Невозможно не согласиться с позицией А.Г. Серго, озвученной на одном из заседаний Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам, согласно которой, руководствуясь широким подходом к определению информационного посредника, «можно предположить, что производители браузеров, компьютеров и даже публичное акционерное общество “Мосэнергосбыт” предоставляют возможность доступа к сайтам в сети Интернет, где содержатся те или иные материалы»19. Совершенно оправданное, с одной стороны, желание правообладателя восстановить нарушенные права, порой может привести к тому, что им могут заявляться требования к лицам, которые совершенно непричастны к нарушению20.
Представляется, что первым видом информационного посредника является российский аналог американского «transitory digital network communication» из DMCA21 и европейского «mere conduit» из DSA22. При этом появление такого субъекта в американском DMCA было обусловлено предъявлением в деле Religious Technology Center v. Netcom (1995)23 иска к оператору связи, который осуществлял передачу информации между модемами для доступа к доске BBS, и послуживший предпосылкой к появлению специального регулирования. В России же до появления ст. 1253.1 ГК РФ нами не было найдено дел, где иск предъявлялся бы к оператору связи за нарушение исключительного права третьим лицом, им не являющимся.
Далее, проводя анализ условий, исключающих ответственность оператора связи, мы видим, что условия, сформулированные как в подп. 1 ст. 1253.1 ГК РФ («он не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала»), так и в подп. 2 ст. 1253.1 ГК РФ («он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала») являются не условиями, соблюдение которых находится в воле оператора связи (т.е. он может как соблюсти, так и нарушить их), а характерной чертой технологического процесса по передаче информации. В связи с этим первые два условия, которые необходимо соблюсти оператору связи для исключения его ответственности, автоматически считаются соблюденными, что еще раз подчеркивает сомнительность решения выделять операторов связи в качестве информационных посредников.
Функционал второго вида посредников (лицо, предоставляющее возможность размещения материала), как отмечается в одном из дел, «охватывает управление технической инфраструктурой для размещения и обеспечения постоянного доступа к информации (провайдер хостинга)»24. Тем не менее Суд по интеллектуальным правам расширяет этот перечень и приводит в пример также «социальные сети, блоги, YouTube, другие сайты, наполняемые пользователями <…> (в части предоставления возможности для размещения пользователями материала)»25. К третьей группе информационных посредников, отмечают суды, «допустимо относить торрент-трекеры, поисковые сервисы; сервисы контекстной рекламы»26. Какие технологические, экономические, функциональные или правовые особенности деятельности указанных субъектов цифровой экономики позволяют судам относить одних лиц ко второй группе, а других – к третьей, в решениях не приводится. Суд по интеллектуальным правам также отмечает, что «[к]ак правило, в доведении информации до всеобщего сведения в сети Интернет задействованы следующие лица: администратор домена, владелец сайта, провайдер хостинга, регистратор доменов, лицо, размещающее ссылки/оператор поисковой системы»27, однако являются ли указанные лица информационными посредниками, должны ли ими являться, подпадают ли под указанных субъектов, суд, к сожалению, умалчивает.
Можно заключить, что как при принятии закона, так и спустя больше 10 лет правоприменения, проблема субъектного состава осталась нерешенной. Например, дискуссионным является вопрос об отнесении к информационным посредникам упоминаемых судами операторов поисковых систем, одновременно являющихся сервисами контекстной рекламы. Если в американском DMCA режим «safe harbors» распространяется «почти на всех субъектов, ведущих свою деятельность в Интернете»28, а поисковые системы являются отдельным видом посредников (четвертый вид, именуемый как «information location tools»), к которому предъявляются критерий знания, своевременного удаления материала и прямой финансовой выгоды, то в Европейском союзе, так же как и в России подобный информационный посредник отдельно не выделяется. В зарубежной литературе предполагается, что, поскольку операторы поисковых систем в основном сосредоточены в США, т.е. за пределами Европейского союза, то и особого смысла включать их в текст Директивы об электронной коммерции в свое время не было29. В России же, напротив, в свое время существовало как минимум несколько поисковых систем – Яндекс, Mail.ru, LiveInternet и Рамблер, в связи с чем вопрос об отнесении поисковой системы к информационным посредникам является достаточно актуальным и даже поднимался Минкультом России в 2017 г., однако остался без дальнейшего рассмотрения30.
Однако судебной практикой пока не разрешен этот вопрос. С одной стороны, суд в деле в деле Когтедралка, связанном с использованием словесного товарного знака истца «Когтедралка» в качестве ключевого слова, выбранного рекламодателем при настройке рекламной кампании в сервисе Яндекс Директ, пришел к однозначному выводу, что «поисковая система не является информационным посредником, так как не осуществляет ни одно из действий, предусмотренных статьей 1253.1 ГК РФ: не осуществляет передачу информации в сети “Интернет”, не предоставляет возможности размещения информации, не обеспечивает доступ к информации в сети “Интернет”», делая дальше отсылку к другому делу с выводом о том, что «требования, предъявляемые к поисковой системы, не влечет для нее обязанности по принятию мер по удалению порочащей информации или объектов интеллектуальной деятельности, равно как и не позволяет ее рассматривать в качестве ответчика по делу <…> [поскольку] ответчик не является информационным посредником»31. Такой вывод, который встречается и в других делах32, на наш взгляд, является довольно противоречивым, поскольку, толкуя закон буквально, что, как не обеспечение доступа к информации в Интернете, делает поисковая система? При этом в другом деле против Яндекса с идентичной фабулой, Суд по интеллектуальным правам высказал совершенно противоположную позицию, заключив, что «[c] учетом характера сложившихся между указанными лицами правоотношений, а также принимая во внимание, что на основании оферты общество “Яндекс” предоставляет <…> возможность размещения рекламных объявлений в сети “Интернет”, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что общество “Яндекс” является информационным посредником»33, и подтвердил правильность решений нижестоящих инстанций, привлекших ответчика к ответственности за непринятие достаточных мер – обязанности, возлагаемой законом на информационных посредников.
Похожая ситуация состоит и с другими участниками отношений в Интернете. Например, судебная практика выборочно то признает, то не признает регистраторов доменных имен в качестве информационных посредников, заключая в первом случае, что «[п]ри рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанции не установили непосредственное нарушение исключительных прав истца на товарный знак со стороны общества “Рег.ру”, так как указанное лицо не являлось владельцем сайта, не осуществляло размещение и контроль над материалами на названном выше сайте. Таким образом, общество “Рег.ру” является информационным посредником и отвечает лишь при наличии вины»34, или делая вывод о том, что «[л]ицо, осуществляющее регистрацию и делегирование доменов, не подпадает под определение информационного посредника, данное в статье 1253.1 ГК РФ. Соответственно, по общему правилу, регистратор доменов не является информационным посредником»35.
Таким образом, функциональный критерий, заложенный в основу ст. 1253.1 ГК РФ, не позволяет надлежащим образом учитывать все те многообразие направлений деятельности субъектов современного информационного мира, на которых эти нормы направлены. Например, к какому виду информационных посредников относится мессенджер Телеграмм, функционал которого позволяет как обмениваться личными сообщениями между двумя пользователями, так и между группой пользователей в групповых чатах, ровно, как и размещать информацию в каналах, доступных как неопределенному кругу лиц, так и ограниченному? Представляется, что мессенджер может относиться по своему функционалу ко всем перечисленным в законе лицам, но суды, сожалению, не исследуют этот вопрос36.
В связи с изложенным возникает вопрос, насколько правоприменителю в целом важна и необходима подобная классификация для разрешения спора, насколько легко ему удается дифференцировать субъектов по сформулированным законодателем трем видам, а также как часто он относит ответчика к конкретному виду информационных посредников? Анализ судебной практики показывает, что суды чаще уклоняются от вопроса соотнесения ответчика с тем или иным видом информационного посредника и в тексте решения лишь приводят положения всей ст. 1253.1 ГК РФ37.
Показательным в этой части является дело Макомнет, где суд первой инстанции, удовлетворяя требование автора к АО «МАКОМНЕТ» о запрете создания технических условий, обеспечивающих незаконное использование произведений на сайте ошибочно определил, что ответчик является хостинг-провайдером38, в то время как в апелляционной инстанции было установлено, что ответчик является все же оператором связи, который предоставляет услуги связи по доступу в Интернет владельцу сайта, на котором и было размещено произведение с нарушением исключительного права. Указанное обстоятельно, однако, не помешало апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, заключив, что «[д]оводы апелляционной жалобы ответчика о том, что он не является ни владельцем сайта, ни администратором домена, и оказывает только услуги связи по договору с владельцем домена <..>, [а] следовательно, не может нести ответственность за содержание на сайте информации, не ставят под сомнение обоснованность выводов суда первой инстанции, поскольку судом установлено, что именно АО “МАКОМНЕТ” является лицом, обеспечивающем размещение в сети «Интернет» сайта, то есть выполняет функции информационного посредника, соответственно, на него в силу вышеприведенных норм закона может быть возложена обязанность по ограничению доступа к информации, нарушающей исключительные права истца <...> поскольку АО “МАКОМНЕТ” является лицом, которое может пресечь действия, нарушающие право или создающие угрозу его нарушения»39.
Следует признать, что суды, с учетом разъяснений Верховного
Cуда о том, что отнесение ответчика к тому или иному лицу, указанному в законе, должно определяться каждый раз с учетом характера его деятельности40, чувствуют себя довольно «свободно» в определении правового статуса ответчика. Мы можем заключить, что подобная классификация, призванная дифференцировать правовой статус информационных посредников, не выполняет своей функции. Практика показывает, что критерием отнесения лица к информационным посредников и дальнейшие исследование вопроса об удовлетворении исковых требований является наличие у ответчика технической возможности по прекращению доступа к незаконному материалу, а не функциональный критерий, упомянутый в законе.
Одновременно с этим следует обратить внимание на то, что иногда неотнесение судом ответчика к конкретному посреднику может свидетельствовать о ненадлежащем исследовании и оценке обстоятельств и служить основанием для его отмены. В деле Селдон Новости Суд по интеллектуальным правам, выступая в качестве суда кассационной инстанции, поддержал доводы истца о необходимости пересмотра дела в связи с отсутствием каких-либо выводов об отнесении лица к тому или иному виду посредников, указав, что «суды первой и апелляционной инстанции не указали, правовой режим какой нормы (п. 2, 3 либо 5 ст. 1253.1 ГК РФ) распространяется на общество “Селдон Новости” как информационного посредника»41.
Несмотря на то что это является все же исключением из правил, пренебрежение подобным может привести к нарушению законных интересов посредников, а также необходимости судов находить и «подгонять» необходимые нормы для обоснования необходимости выполнения той или иной обязанности посредника. Обратим внимание, что при буквальном толковании закона, п. 2 ст. 1253.1 ГК РФ, определяющий условия исключения ответственности операторов связи (осуществляющих передачу материала), не содержит такой обязанности как своевременное принятие необходимых и достаточных мер для прекращения нарушения интеллектуальных прав, которое указывается в п. 3 ст. 1253.1 ГК РФ применительно к посредникам, предоставляющим возможность размещения материала. Нерешенным остается вопрос и о том, возможно ли предъявлять такое требование к лицам, которые осуществляют возможность доступа к материалам (п. 5 ст. 1253.1 ГК РФ), поскольку на них распространяется ст. 1253.1. ГК РФ в целом, без уточнения о том, правовой режим первого или второго вида посредников на них распространяется.
Например, в рассмотренном выше деле Макомнет такая обязанность по удалению судом апелляционной инстанции, который установил, что ответчик является не хостинг-провайдером, а оператором связи, была выведена через подп. 1 п. 5 ст. 46 Закона о связи, в соответствии с которым оператор связи, оказывающий услуги доступа в Интернет, обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации в порядке, установленном Законом об информации. Если принять во внимание ст. 15.2 Закона об информации, регламентирующей порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав, то подобная обязанность у оператора связи вытекает только на основании вступившего в силу судебного акта. Таким образом, получился некоторый замкнутый круг – обязанность по ограничению доступа следует только на основании решения суда, а решение суда, обязывающее совершить подобное действие, необходимо вынести на основании правовой нормы42.
Представляется, что текущее положение дел не соотносится с принципом правовой определенности, в связи с чем ведение предпринимательской деятельности в условиях подобной непредсказуемости кажется затруднительным. Как неоднократно отмечал Конституционный Cуд, «неопределенность содержания правовой нормы, не будучи в состоянии обеспечить ее единообразное понимание, а значит, и применение, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к нарушению принципов равенства и верховенства закона»43.
На наш взгляд, для того, чтобы закон был более технически и функционально нейтральным, необходимо отказаться от текущего казуистического подхода и использовать абстрактный, когда законодателем будет предложена легальная дефиниция информационного посредника, выделены характерные черты (а не смешаны с условиями исключения ответственности), непосредственно установлены условия ограничения ответственности, а также возложены соответствующие обязанности.
Дефиниция, в свою очередь, может быть сконструирована посредством перечисления признаков, которые выводит судебная практика для разрешения вопроса об отнесении ответчика в качестве информационного посредника. Как было выяснено – это вопрос о том, (1) какое лицо осуществило размещение материала, содержащего объект интеллектуальных прав на сайте, и (2) имеется ли у лица техническая возможность точечно (на конкретной странице, по конкретному адресу) прекратить доступ к указанному материалу неопределенному кругу лиц. Соответственно, непричастность к загрузке спорного материала и наличие технической возможности блокирования к нему доступа должны служить признаками, свидетельствующими о том, что перед нами информационный посредник. Указанные признаки будут являться предметом доказывания ответчика, который желает воспользоваться привилегиями, ограничивающими его имущественную ответственность, а такая норма-дефиниция в полной мере будет отвечать требованиям правовой определенности и менее подвержена рискам утраты актуальности с развитием научно-технического прогресса и потенциальной невозможности к применению как не отвечающая таким условиям в будущем.
Несмотря на тесную связь с достижениями в области науки и техники, право интеллектуальной собственности не перестает быть отраслью права, которому свойственна нормативность, выражающаяся в абстрактности, т.е. обобщенности правовых предписаний, из совокупности которых оно состоит. Эта абстрактность правовых норм направлена, во-первых, на неоднократное применение, а во-вторых, на продолжительный период времени, в течение которого они не будут подвергаться изменениям – об этом еще на заре появления четвертой части Гражданского кодекса писал В.А. Дозорцев, отмечая, что нормативный акт такого высокого уровня, как Кодекс, «должен составляться не на годы, а на эпоху»44.
1 Hardaker, S. Platform economy: (dis-) embeddedness processes in urban spaces // Urban Transformations. 2021, № 3, P. 2.
2 См. например: Lafuente, E., 'Acs, Z. J., Szerb, L. Analysis of the digital platform economy around the world: A network DEA model for identifying policy priorities // Journal of Small Business Management. 62(2). P. 847–891; Van Alstyne, М. et al. Pipelines, Platforms, and the New Rules of Strategy // Harvard Business Review. [Электронный доступ]. URL: https://hbr.org/2016/04/pipelines-platforms-and-the-new-rules-of-strategy (дата обращения: 14 июля 2025 г.);
3 Colby, C., Bell, K. The On-Demand Economy Is Growing, and Not Just for the Young and Wealthy // Harvard Business Review. [Электронный доступ]. URL: https://hbr.org/2016/04/the-on-demand-economy-is-growing-and-not-just-for-the-young-and-wealthy (дата обращения: 14 июля 2025).
4 Fu, X., Avenyo, E., Ghauri, P. Digital platforms and development: a survey of the literature // Innovation and Development. 2021, № 11, P. 306.
5 Lindenmayr, М. et al. The Economic and Social Consequences of Digital Platforms: A Systematic and Interdisciplinary Literature Review // Digitalization Across Organizational Levels. Cham: Springer, 2022. P. 161-162.
6 По неутешительным статистическим данным Ведомства по интеллектуальной собственности Европейского союза, общий уровень «пиратства» составляет около 10,2 обращений к нелегальному контенту на одного интернет-пользователя в месяц. European Union Intellectual Property Office (EUIPO) Report on Online Copyright Infringement in the Uuropean Union. Films, Music, Publications, Software and TV (2017-2023) // EUIPO. [Электронный доступ]. URL: https://www.euipo.europa.eu/en/publications/online-copyright-infringement-in-the-european-union-films-music-publications-software-and-tv-2017-2023 (дата обращения: 14 июля 2025 г.).
7 «No one is punished for the crime of another», «никто не должен нести ответственность за действия другого». Fellmeth, A. X., Horwitz, М. Guide to Latin in International Law. New York: Oxford University Press, 2009. P. 196.
8 Постановление Президиума ВАС РФ № 10962/08 от 23 декабря 2008 г. по делу № А40-6440/2007 // Картотека арбитражных дел.
9 Постановление Президиума ВАС РФ № 6672/11 от 01 ноября 2011 г. по делу № А40-75669/08-110-609 // Картотека арбитражных дел.
10 Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 февраля 2012 г. по делу № А56-57884/2010 // Картотека арбитражных дел.
11 Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 апреля 2012 г. по делу № А40-90178/1026-777 // Картотека арбитражных дел.
12 Высший арбитражный суд в отношении цифровых платформ использует нейтральный термин «провайдер услуг» и отдельно обращает внимание на то, что «[у]читывая современное развитие сети Интернет, такая правовая позиция может быть применена и при привлечении к ответственности владельцев социальных и файлообменных интернет-ресурсов», ровно как и в отношении вступивших в законную силу актов арбитражных судов по делам со схожими обстоятельствами, но принятым с толкованием иным, нежели тем, что сформулировал суд, и пересмотрены (Постановление Президиума ВАС РФ № 6672/11 от 1 ноября 2011 г. по делу № А40-75669/08-110-609 // Картотека арбитражных дел).
13 Как отмечает, например, Р.А. Крупенин, «изменения привели к тому, что целостный подход к вопросу о том, какие именно лица являются информационными посредниками, был заменен на казуистическое регулирование отдельных видов посредников, предполагающее перечисление характеризующих их признаков. При этом общие нормы, выработанные в судебной практике, не нашли своего отражения в ст. 1253.1 ГК РФ. Это привело к тому, что суды в ряде случаев потеряли ориентир в отношении того, какие лица являются информационными посредниками» (Крупенин Р.А. Правовое регулирование оператора поисковой системы в качестве информационного посредника // Вестник экономического правосудия Российской Федерации, 2018, № 10.).
14 Протокол заседания Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам от 22 апреля 2015 г. // Официальный сайт Суда по интеллектуальным правам. [Электронный доступ]. URL: https://ipc.arbitr.ru/storage/sites/ipc/files/288/nks_protokoly/10.pdf (дата обращения: 14 июля 2025 г.).
15 Копылов С.А., Рожкова М.А. О противозаконности запрета интернет-провайдерам создавать технические условия, обеспечивающие использование объектов интеллектуальной собственности в сети интернет // Журнал Суда по интеллектуальным правам, № 13, 2016 г. С. 19-22. (URL: https://ipcmagazine.ru/articles/1729063/ (дата обращения: 14 июля 2025 г.))
16 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2023 г. № 01АП-6482/2023 по делу № А43-34147/2022.
17 Постановление Суда по интеллектуальным правам от 11 января 2023 г. № С01-2262/2022 по делу № А40-38393/2022.
18 Интеллектуальные права: учебник / Под ред. Е.А. Павловой. М.: Статут, 2023. С. 394.
19 Протокол № 16 Заседания Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам 28 апреля 2017 г. // Журнал Суда по интеллектуальным правам, № 16, 2017 г., С. 13-29 (URL: http://jursite.garant.ru/official-cronicle/protocol-16-of-the-meeting-of-the-scientific-advisory-council-at-the-court-for-intellectual-property-right (дата обращения: 14 июля 2025 г.)).
20 Аналогично тому, например, как не может нести ответственность за нарушение исключительного права общество, предоставляющее в аренду концертный зал для проведения мероприятия, афиша для которого была изготовлена с нарушением прав на товарный знак, хоть к нему и были в предъявлены исковые требования со стороны правообладателя (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от № 17АП-6251/2021-ГК от 17 июня 2021 г. по делу № А60-45399/2020 // Картотека арбитражных дел).
21 Digital Millennium Copyright Act // Public Law 105-304. H.R. 2281.
22 Regulation (EU) 2022/2065 of the European Parliament and of the Council of 19 October 2022 on a Single Market for Digital Services and amending Directive 2000/31/EC (Digital Services Act) (Text with EEA relevance) // OJ L 277, November, 27, 2022, P. 1–102.
23 Religious Technology Center v. Netcom On-Line Communication Services, Inc., 907 F. Supp. 1361 (N.D. Cal. 1995) // Полный текст решения доступен по ссылке: https://law.justia.com/cases/federal/district-courts/FSupp/907/1361/2249916/ (дата обращения: 14 июля 2025 г.).
24 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2023 г. № 01АП-6482/2023 по делу № А43-34147/2022 // Картотека арбитражных дел.
25 Постановление Суда по интеллектуальным правам от 11 января 2023 г. № С01-2262/2022 по делу № А40-38393/2022.
26 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2023 г. № 01АП-6482/2023 по делу № А43-34147/2022 // Картотека арбитражных дел.
27 Постановление Суда по интеллектуальным правам от 06 августа 2024 г. № С01-1021/2024 по делу № А55-22419/2023.
28 Gervais, D. J. The Future of Intellectual Property. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited, 2021. P. 213.
29 Kulk, S. Internet Intermediaries and Copyright Law. Towards a Future-proof EU Legal Framework. Utrecht University, 2018 (PhD thesis). P. 108. О проблеме поисковых систем как информационных посредников в Европе см. также: Gasser, U., Schulz, W. Governance of Online Intermediaries. Observations From a Series of National Case Studies // Berkman Center Research Publication, 2015, № 2015-5. – 283 p.
30 Лоренц Д.В. Информационные посредники (провайдеры) в России и зарубежных странах: природа, сущность и типология // Вестник экономического правосудия Российской Федерации, 2020, № 5.
31 Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 октября 2021 г. по делу № А40-113478/21-51-774 // Картотека арбитражных дел.
32 См. например: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2022 г. № 09АП-81705/2021 по делу № А40-113478/2021.
33 Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19 февраля 2021 г. № С01-1771/2020 по делу № А40-236550/2019 // Картотека арбитражных дел.
34 Постановление Суда по интеллектуальным правам от 26 августа 2024 г. № С01-1379/2024 по делу № А40-138775/2023.
35 Постановление Суда по интеллектуальным правам от 28 марта 2023 г. № С01-2644/2022 по делу № А40-65478/2022.
36 Например, в одном из дел автор спорных фотографий, которые были без его согласия использованы в новостном телеграм-канале местного значения, обратился с иском к Telegram FZ-LLC по результатам рассмотрения которого суд запретил ответчику создание технических условий, обеспечивающих размещение, распространение и иное использование спорной фотографии мессенджере. Суд обосновал свое решение тем, что согласно ответу компании Apple, лицом, разместившим приложение в магазине приложений AppStore, является ответчик, который, согласно выводам суда, и определяет порядок использования программного приложения, а также имеет возможность принять меры по ограничению доступа к информации, размещаемой в приложении. Кроме того, судом принят во внимание тот факт, что конечный пользователь при загрузке приложения заключает лицензионное соглашение непосредственно с разработчиком, заключив, что при таких обстоятельствах надлежащим ответчиком по делу является Telegram FZ-LLC, как лицо, определяющее порядок использования приложения и имеющее возможность принять меры по ограничению доступа к информации, размещаемой в нем, хотя и «лица, разместившие указанную информацию в данном программном приложении, не установлены». (Решение Московского городского суда от 23 декабря 2024 г. по делу № 3-2312/2024)
37 См. например: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2024 г. по делу № А56-10625/2024; Постановление Суда по интеллектуальным правам от 29 февраля 2024 г. № С01-2932/2023 по делу № А40-39977/2023 и др.
38 «Информационные посредники (хостинг-провайдеры), будучи лицами, предоставляющими владельцу сайта услуги вычислительной мощности, постоянно подключенной к сети “Интернет”, имеют техническую возможность для исполнения судебного акта в виде прекращения создания технических условий, обеспечивающих размещение, распространение и любое иное использование объектов, подлежащих защите, в данном случае литературного произведения» (Решение Московского городского суда от 16 июля 2024 г. по делу № 3-0469/202 // Официальный портал судов общей юрисдикции г. Москвы).
39 Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 октября 2024 г. № 66-3176/2024 по делу № 3-0469/2024.
40 Пункт 16 Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 мая 2024 г.).
41 Постановление Суда по интеллектуальным правам от 11 января 2023 г. № С01-2262/2022 по делу № А40-38393/2022.
42 Хотя, представляется, ее можно было обосновать нормой подп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ как требование о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, предъявленное к лицу, которое может пресечь такие действия.
43 См. например: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова».
44 Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: сборник статей. М.: Статут, 2023. С. 68.
1. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: сборник статей. М.: Статут, 2023. – 416 с.
2. Интеллектуальные права: учебник / Под ред. Е.А. Павловой. М.: Статут, 2023. – 842 с.
3. Копылов С.А., Рожкова М.А. О противозаконности запрета интернет-провайдерам создавать технические условия, обеспечивающие использование объектов интеллектуальной собственности в сети интернет // Журнал Суда по интеллектуальным правам, № 13, 2016 г. С. 19-22. (URL: https://ipcmagazine.ru/articles/1729063/ (дата обращения: 14 июля 2025 г.)).
4. Крупенин Р.А. Правовое регулирование оператора поисковой системы в качестве информационного посредника // Вестник экономического правосудия Российской Федерации, 2018, № 10.
5. Лоренц Д.В. Информационные посредники (провайдеры) в России и зарубежных странах: природа, сущность и типология // Вестник экономического правосудия Российской Федерации, 2020, № 5.
6. Colby, C., Bell, K. The On-Demand Economy Is Growing, and Not Just for the Young and Wealthy // Harvard Business Review. [Электронный доступ]. URL: https://hbr.org/2016/04/the-on-demand-economy-is-growing-and-not-just-for-the-young-and-wealthy (дата обращения: 14 июля 2025 г.).
7. Fellmeth, A. X., Horwitz, М. Guide to Latin in International Law. New York: Oxford University Press, 2009. – 314 p.
8. Fu, X., Avenyo, E., Ghauri, P. Digital platforms and development: a survey of the literature // Innovation and Development. 2021, № 11, P. 303-321.
9. Gasser, U., Schulz, W. Governance of Online Intermediaries. Observations From a Series of National Case Studies // Berkman Center Research Publication, 2015, № 2015-5, – 283 p.
10. Gervais, D.J. The Future of Intellectual Property. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited, 2021. – 384 p.
11. Hardaker, S. Platform economy: (dis-) embeddedness processes in urban spaces // Urban Transformations. 2021, № 3. – 13 p.
12. Kulk, S. Internet Intermediaries and Copyright Law. Towards a Future-proof EU Legal Framework. Utrecht University, 2018 (PhD thesis). – 375 p.
13. Lafuente, E., 'Acs, Z. J., Szerb, L. Analysis of the digital platform economy around the world: A network DEA model for identifying policy priorities // Journal of Small Business Management. 62(2). P. 847–891.
14. Lindenmayr, М. et al. The Economic and Social Consequences of Digital Platforms: A Systematic and Interdisciplinary Literature Review // Digitalization Across Organizational Levels. Cham: Springer, 2022. – 282 p.
15. Van Alstyne, М. et al. Pipelines, Platforms, and the New Rules of Strategy // Harvard Business Review. [Электронный доступ]. URL: https://hbr.org/2016/04/pipelines-platforms-and-the-new-rules-of-strategy (дата обращения: 14 июля 2025 г.).