Введение
В процессе анимационного производства неизбежно возникает необходимость охраны и защиты авторских прав на конечный продукт - анимационный фильм.
В целом, регулирование, охрана и защита прав на анимационный CG (computer graphics) продукт, коим являются коммерческие полнометражные, сериальные и авторские анимационные фильмы; игры; обучающие, развлекательные, музыкальные и рекламные видеоролики и др., на сегодняшний день не получает должного освещения в научной правовой литературе, в отличие, например, от кинопродуктов. При этом состав анимационного фильма существенно отличается от состава кинофильма и требует детального изучения для предоставления наиболее эффективной правовой охраны и защиты.
Классификация объектов авторских прав
Российское законодательство не содержит закрытого перечня объектов авторских прав, но указывает на то, что объектами являются «произведения науки, литературы и искусства». Это первый и самый очевидный способ классификации – по сфере творчества. Так, к произведениям науки можно отнести научные статьи, диссертации, учебные пособия и др. Литературными произведениями являются стихи, тексты песен, художественные тексты, литературные сценарии и т.д., а также в России к ним приравниваются программы для ЭВМ. Примерами произведений искусства служат изображения, объекты дизайна, музыкальные, драматургические, хореографические и иные произведения.
Произведения также делятся на первоначальные, составные и производные. Переводам, составным и производным произведениям посвящена довольно лаконичная ст. 1260 ГК РФ.
Понятие «первоначального произведения» в данную классификацию введено автором настоящей статьи. Оно относится к ситуации, когда у автора произведения возникает идея, и он воплощает ее в жизнь при помощи своих творческих способностей в процессе творческой деятельности, т.е. создает произведение, которое впоследствии может быть как сохранено в первоначальном виде, так и переведено на другой язык, переработано (использовано для создания производного или составного произведения).
Составное произведение появляется тогда, когда автор берет существующие произведения (свои собственные или других авторов), а затем компонует и располагает их по своему усмотрению. В статье 1260 ГК РФ перечислены некоторые примеры составных произведений: антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайты, атласы1.
Дискуссионным остается вопрос, является ли составное произведение собственно произведением (оставаясь, безусловно, «объектом авторских прав» по смыслу ст. 1259 ГК РФ), поскольку для создания составных произведений требуется гораздо меньше творческого вклада автора (когда вообще такой вклад присутствует), чем при создании первоначального произведения.
С одной стороны, составителю базы данных, например, вообще не требуется прилагать творческих усилий для объединения в условный справочник всех собранных и собираемых тем или иным ресурсом номеров телефонов.
С другой стороны, такие объекты, как интернет-сайт, хоть и создаются на основе шаблонов и определенных кодов, но в процессе их создания имеет место как минимум творческая работа по приятному для глаз расположению всех составляющих (UX-дизайн). Интернет-сайт бесспорно является визитной карточкой предприятия, и анимационные студии зачастую прибегают к услугам дорогостоящих специалистов для создания красивой современной интернет-страницы с качественным интерфейсом, удобным расположением текста и картинок. Для удовлетворения этих критериев разработчик сайта должен правильно выбрать шрифт и масштаб текста, гармонично разместить изображения, выделить важную информацию на странице так, чтобы она сразу бросалась в глаза, и при этом выдержать фирменный стиль компании – то есть проявить творчество. Более того, веб-сайт воспринимается конечным потребителем комплексно, как единое целое2, а не по частям.
В 2012 г. предпринималась первая попытка закрепления следующего определения интернет-сайта: «Представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть размещены в сети Интернет»3. Однако впоследствии законодательно закреплено было иное определение, разграничивающее сам сайт и его страницу. Так, «сайт в сети Интернет» — совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты, «страница сайта в сети Интернет» — часть сайта в сети Интернет, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети Интернет»4.
В качестве примера на Рисунке приведена Главная страница сайта Студии анимации «Платошка» www.platoshka.studio.
Рисунок 1
На Рисунке 1 представлено составное произведение – страница интернет-сайта – которое включает в себя следующие элементы: логотип компании (верхний левый угол), раздел «Меню» (верхний правый угол), заголовок страницы («ПРИВЕТ, ЭТО ПЛАТОШКА»), художественный текст, а также изображение персонажей одного из анимационных проектов студии. Кроме того, страница выполнена в особой фирменной цветовой гамме студии, а все тексты — в оригинальном шрифте, специально разработанном по заказу студии. Все эти объекты ценны не только сами по себе, но и в том составе и расположении, в котором они представлены на интернет-странице.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что законодатель обозначил единым термином «составное произведение» совершенно разные по масштабу творческого вклада объекты, вероятно, с целью упрощения правовой охраны и защиты авторов произведений, которых в некоторых случаях корректнее называть «составителями».
При создании производного произведения автор вносит в существующее произведение такие изменения, из-за которых исходное произведение остается узнаваемым, но более не идентифицируется с оригиналом. Российский законодатель в качестве примеров производных произведений приводит обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки5. Например, оркестровка мелодии, написанной и сыгранной изначально на фортепиано, означает переложение нот для оркестра, в результате чего появляется новая партитура (производное произведение), основанная на первоначальном произведении.
В данном случае важно понимать, где находится грань переработки произведения, в какой момент оно перестает быть производным и становится новым первоначальным произведением. Такую грань возможно определить по степени узнаваемости первоначального произведения в производном. При возникновении судебных споров в Российской Федерации роль эксперта в таких случаях играет судья, т.е. именно он определяет, достаточно ли ясно прослеживается то, какое именно произведение было взято за основу при создании производного произведения.
Следует помнить, что автор производного или составного произведения обладает авторским правом исключительно на результат его деятельности, то есть на переработку или составительство (логику подбора, расположения и т.п.). При этом автор первоначального произведения, которое было переработано или, например, включено в сборник, сохраняет свои права на такое первоначальное произведение в полном объеме.
В законодательстве и правовой доктрине существует также разделение на простые и сложные произведения. Простые произведения состоят из одного объекта авторских прав. Это, например, — картина, скульптура, стихотворение.
Сложные произведения включают в себя два или более объектов авторских и/или смежных прав. К сложным объектам можно отнести песни (включающие музыку, текст, аранжировку, исполнение), кинофильмы и иные аудиовизуальные произведения, а также, например, театральные постановки.
Можно было бы задуматься об отнесении сложных произведений к категории составных по той причине, что части сложного произведения особым образом расположены в нем, и, как правило, существует одно лицо, ответственное за «сборку» сложного произведения воедино из нескольких простых. Однако такая классификация не представляется разумной и обоснованной, так как, во-первых, главная цель автора сложного произведения изначально состоит в создании единого произведения, которое будет восприниматься независимо от его составных частей. Так, все части создаются в одной стилистике, как правило, сразу для включения в сложное произведения. Четко прослеживается связь между всеми частями произведения, каждый простой объект является «элементом системы», «служит» единой общей цели. Например, для обучающего мультфильма целью является развитие у ребенка тех или иных умений, знаний, навыков, поэтому все простые объекты будут служить данной цели: сценаристом будет написан соответствующий сюжет, художники будут создавать вызывающих у ребенка доверие персонажей, реплики героев будут направлены на передачу знаний, песенки – на заучивание и закрепление материала, иные художественные объекты в кадре будут также выполнять вспомогательную функцию (мяч для обучения игре в баскетбол, цветные кубики для запоминания цветов и т.д.).
Во-вторых, важно отметить, что конечному потребителю зачастую просто невозможно разделить сложное произведение на части, поскольку такие «части» (простые произведения) служат комплексности и единству сложного объекта, являются неотделимыми от других частей. Примером могут служить костюмы героев мультфильма, созданные позднее, чем сам образ персонажа, а возможно и другим автором, художественные спецэффекты, накладываемые на изображение локации, шумы (например, звуки моря), записанные отдельно от основного аудиоряда.
В-третьих, сложные произведения почти всегда включают в себя широкое разнообразие видов произведений (литературные, музыкальные, изобразительные), что не характерно для составных произведений, которые по большей части объединяют произведения одного вида. При этом базы данных законом отнесены и к составным (ст. 1260 ГК РФ), и к сложным произведениям (ст. 1240 ГК РФ). В связи с этим можем сделать вывод, что сложные объекты – это более широкая категория, включающая в себя, помимо прочих, составные объекты авторских прав.
При этом необходимо учитывать, что после включения простого произведения в состав сложного (при создании простого произведения специально для сложного или при наличии ранее данного согласия) автор такой «части» сложного произведения теряет право на отзыв своего произведения. Об этом свидетельствует судебная практика6. Например, в одном из дел автор хореографических произведений обратился в суд с требованием запретить Центру культуры использовать его хореографию в своих постановках на основании того, что исключительное право принадлежало хореографу, и он не давал согласия на использование его произведений в постановках. При этом центр культуры выступал организатором создания сложного произведения, в состав которого вошли хореографические номера ответчика. Суд постановил, что хореограф не обладал правом на отзыв произведения, вошедшего в состав сложного объекта авторских прав, следовательно не имелось оснований для запрета использования произведений ответчика в сложном произведении, созданного истцом7.
Интересно, что в Постановлении Пленума ВС РФ № 10 говорится об использовании в составе сложного произведения как об отдельном правомочии, способе использования8. Предполагаем, что в данном случае речь идет о ранее существовавшем произведении, которое создавалось автором не по заданию организатора создания сложного произведения и не для целей включения в состав сложного объекта.
Ярким примером сложного произведения является аудиовизуальное произведение. Аудиовизуальное произведение, согласно законодательству, состоит из ряда связанных между собой изображений. Кроме того, ст. 1263 ГК РФ, содержащая определение аудиовизуального произведения, говорит о том, что такое произведение подлежит визуальному и слуховому восприятию и передается при помощи технических средств9. Судебная практика также подтверждает, что аудиовизуальное произведение, будучи «единым и неделимым», представляет собой самостоятельный вид объектов авторских прав10. В законе к данному виду произведений относят кинематографические и иные аналогичные произведения. Сейчас в законодательстве отсутствует перечень таких объектов, в отличие, например, от Закона «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г., где были прямо перечислены кинофильмы, видеофильмы, телефильмы, слайд-фильмы и диафильмы (перечень открытый)11.
Основными видами аудиовизуальных произведений мы предлагаем назвать фильмы (всех видов и жанров), мультипликационные (анимационные) фильмы, видео-ролики (информационные, образовательные, рекламные).
Однако ФЗ «О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации» относит анимационные фильмы к единой категории «фильмы». Так, согласно указанному закону, фильмом признается «аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств»12.
Автор настоящей статьи, с одной стороны, соглашаясь с тем, что анимация может являться отдельным жанром кинематографии, не считает целесообразным объединение в единую квалификацию кинофильма и анимационного фильма, поскольку правовой режим данных объектов, их состав (произведения, составляющие каждый из них), авторы, задействованные в создании таких произведений – различны, что ведет к разному доктринальному пониманию, законодательному регулированию и судебным решениям в отношении указанных двух видов объектов аудиовизуальных произведений.
В отношении аудиовизуальных произведений существуют две категории авторов. Во-первых, это организатор создания произведения (продюсер, изготовитель), который является правообладателем на основании договоров, заключенных со всеми участниками процесса создания произведения. У изготовителя возникает исключительное право на аудиовизуальное произведение, а также личное неимущественное право на имя, прямо предусмотренное в п. 4 ст. 1240 ГК РФ.
Во-вторых, существуют четыре автора аудиовизуального произведения: сценарист (автор сценария), режиссер-постановщик, композитор (при условии, что музыка была написана специально для такого произведения) и, наконец, художник-постановщик (для анимационного фильма). Указанные авторы, как и иные авторы (художники, монтажеры, актеры озвучания и др.), имеют личные неимущественные права на свои собственные произведения в составе сложного произведения, но, в отличие от иных авторов, также обладают личными неимущественными правами в отношении всего аудиовизуального произведения. Кроме того, композитору принадлежит право на вознаграждение за публичное воспроизведение его музыкальных произведений, которое относится к категории «иных» авторских прав13.
В таком жанре кинематографии, как анимация, ключевой фигурой является художник-постановщик, чья роль заключается в разработке и осуществлении общего творческого замысла мультипликационного фильма, его визуальной составляющей, в обеспечении художественного качества контента. Если режиссер определяет, что происходит в кадре, то художник-постановщик – как это выглядит14. Долгое время художник-постановщик был обделен вниманием законодателя, однако в 2022 г. он все же был включен в перечень авторов аудиовизуального произведения.
Правовая квалификация частей анимационного фильма
Существенной представляется проблема отсутствия законодательного регулирования понятия «произведение». Особенно важно понимать, что кроется за этим понятием, учитывая, что «объект авторских прав» определяется именно через него. В доктрине встречаются достойные внимания определения объекта авторских прав не через произведение, а через признаки таких объектов. Например, Р.Ш. Рахматулина в своей диссертации пишет: «Объект авторского права – это совокупность различных компонентов (образы, сюжетные линии, композиции, объектные коды и т.д.), воплощенных в неповторимом продукте, выраженных через форму (письменную, цифровую, звуковую, устную или иную) и содержание, доступные для восприятия третьими лицами»15. Важно понимать, что охрана предоставляется только таким объектам, которые сочетают в себе «неповторимость» – результат творческого труда – и объективную форму.
В деятельности творческих организаций, таких как анимационные студии, при заключении договоров с работниками, авторами-фрилансерами и подрядчиками часто встает вопрос о том, является ли результат их работы произведением и, как следствие, объектом авторских прав.
Рассмотрим несколько основных объектов, из которых состоит мультфильм. Технически содержание анимационного фильма, в котором фигурируют потенциальные объекты авторского права, можно разделить на три основные части: текстовую (сценарии), визуальную (изображения) и звуковую (речь и музыка).
Текстовую часть составляют сценарные произведения, к которым относятся: концепция мультфильма, общий и посерийный синопсис («развернутый сценарный план»16), режиссерский сценарий, а также непосредственно литературный сценарий.
Как правило, создание аудиовизуального произведения начинается с его идеи, а затем концепции. Концепция мультипликационного фильма как документ включает в себя несколько разделов: общая информация о мультфильме (рабочее название, жанр, возрастная категория целевой аудитории, формат или метраж: полнометражный или сериальный, во втором случае – количество серий, технология исполнения: 2D, 3D и т.п.), логлайн мультфильма (кратко и емко изложенная завязка, содержащая интригу), общая идея мультфильма (информация о технических характеристиках, перечисление целей, ценностей, главных преимуществ мультфильма, принципы построения сюжета, примерная продолжительность), информация о главных героях и второстепенных персонажах (описание характеров, взаимодействий и визуального решения), информация о локациях (описание мест, где будет происходить действие мультфильма, количество локаций, визуальное решение). В концепции допускается присутствие визуальных референсов (заимствованных изображений, на основе которых в дальнейшем будут формироваться различные элементы мультфильма). Поскольку в концепции фильма содержится лишь его идея, технические характеристики и референсы, сложно назвать концепцию объектом авторского права. Идея авторским правом не охраняется (п. 5 ст. 1259 ГК РФ), технические характеристики не обладают признаками произведения, а права на изображения, использованные в концепции, принадлежат, как правило, не сценаристу, а третьим лицам. Несмотря на то что концепция в целом не является объектом авторских прав, вполне обосновано распространение правовой охраны на оригинальный литературный текст, входящий в состав концепции. Например, логлайн обычно представляет собой яркий художественный текст, ориентированный на то, чтобы заинтересовать и заинтриговать потенциального зрителя. Ниже представлен логлайн детского анимационного сериала «Цветняшки», права на который принадлежат Студии анимации «Платошка»:
«В детском альбоме с рисунками творится настоящее волшебство: по его страничкам прыгают веселые капельки краски, раскрашивая и оживляя картинки, которые превращаются в сказочные миры со своими героями, песнями, играми и танцами. Цыпленок Пи, Волчонок У, Лисенок Айяйяй, Котенок Мур и Зайчонок Скок ловко вовлекают малышей в свои любимые занятия и обучают их первым важным навыкам».
Синопсис мультипликационного фильма — это, как правило, линейное изложение сюжета с выделением драматического конфликта, лежащего в основе фильма. Для полнометражных фильмов пишется единый синопсис, а для сериалов также существуют синопсисы каждой серии. Синопсис может быть кратким (2-3 предложения) либо развернутым (от 5 предложений, часто включает в себя фрагменты сценария в виде реплик, стихов, текстов песен и т.п.), но оба вида объединяет то, что синопсис всегда является оригинальным художественным текстом, созданным в результате творческой деятельности и, вследствие этого, охраняется авторским правом.
Литературный сценарий – это литературное произведение, в котором выражен сюжет аудиовизуального произведения, реплики и действия персонажей. Авторское право на литературный сценарий, как на оригинальное литературное произведение, не вызывает сомнений. Более того, закон называет сценариста одним из трех авторов аудиовизуального произведения. Действительно, сценарий фильма – это базовый его элемент, на котором строится весь процесс производства (съемки). Однако, как отмечает А.А. Тарковский, сценарий «не должен претендовать на то, чтобы быть законченным литературным произведением»17. Это связано с особенностями процесса анимационного производства, где помимо идеи, концепции и литературного сценария колоссальную роль играет техническая сторона.
Таким образом, попадая в руки к режиссеру, написанный сценаристом литературный сценарий приобретает технический характер, становится своего рода «инструкцией», в тексте которой с точки зрения формы отсутствует творческий замысел. Так рождается режиссерский сценарий – документ, созданный на основе литературного сценария, содержащий схематичные указания для лиц, участвующих в процессе создания аудиовизуального произведения, по различным аспектам производства (съемки). Чаще всего режиссерский сценарий составляется в виде таблицы18, в которой указывается номер сцены, план и инструкции оператору по свету и динамике, помещается раскадровка, описывается локация, движение объектов, звуки и шумы, текст, музыка. Указанная таблица формально не относится ни к литературным произведениям, ни к произведениям изобразительного искусства. Однако не следует забывать, что режиссёр-постановщик является одним из трех авторов аудиовизуального произведения. Конечно, режиссерский сценарий и аудиовизуальное произведение – это разные объекты интеллектуальной собственности, но если учитывать, что аудиовизуальное произведение создается на основе и не существует без режиссерского сценария, то вполне обосновано квалифицировать его как часть сложного произведения, на которую распространяется авторское право. Кроме того, на это указывает распространенная практика депонирования режиссерских сценариев в общественных организациях19.
Подводя итог сказанному выше, полагаем, что к объектам авторского права следует однозначно относить те сценарные произведения, в которых четко прослеживается творческий вклад и замысел автора20.
Визуальная часть аудиовизуального произведения – это та картинка, которую зритель видит на экране. Она складывается из художественных и технических элементов.
Для удобства обозначим персонажей (героев), локации и пропсы (вспомогательные предметы и элементы, с которыми взаимодействуют персонажи) единым термином «ассет» (от англ. «asset»).
К художественному аспекту относятся «концепты» – изображения, отражающие визуальное решение ассетов, а также макеты, пластилиновые фигуры и иные виды кукол, используемые в кукольной анимации21. Не возникает сомнений, что все концепты (зарисовки, скетчи, эскизы) и элементы кукольной анимации являются произведениями изобразительного искусства и объектами авторских прав, так как это тот первоначальный оригинальный материал, который создают художники в объективной форме своим творческим трудом. Такой «материал» охраняется авторским правом, причем независимо от его качества.
Президент Pixar Animation и Disney Animation Эд Кэтмелл пишет, что «смысл отличной анимации состоит в том, что каждый персонаж на экране кажется живым существом»22. Так, для того, чтобы нарисованные ассеты можно было использовать в кадре, необходимо придать им соответствующую «форму» при помощи технических решений: для 3D-мультфильмов это, например, шейдинг (настройка материалов и текстур ассета), скульптинг (создание 3D-эскизов ассетов), моделинг (создание 3D-модели ассетов), сетап (создание «скелета» ассета – риггинг, «кожи» ассета – скиннинг), анимация персонажей (процесс их одушевления путем приведения в движение в соответствии с характером, заложенным в сценарии мультфильма), шот (последовательность кадров, снятых одной камерой, при чем происходит одушевление персонажей путем приведения в движение в соответствии со сценарием соответствующего эпизода). 2D-анимация (в многообразии ее направлений) отличается тем, что при ее создании не требуется этап моделинга и дальнейшей работы с моделью, – такая анимация создается в двухмерном пространстве.
Автор настоящей статьи полагает, что на шейдинг, 3D-модели, риги, скины и шоты не распространяются авторские права, поскольку такие объекты создаются при помощи технических средств, на основании концептов и строго в соответствии с созданным ранее художественным решением. Иной правовой режим применим к скульптингу, поскольку в 3D-анимации такие работы являются аналогом скетча (скульптор полностью придумывает визуальный образ персонажа), а также к библиотечной анимации персонажей (в данном случае аниматор прорабатывает мимику, походку, повадки персонажа, которые не были предусмотрены в сценарии). При этом, если с художниками, скульпторами и аниматорами, отвечающими за библиотечную анимацию персонажей, заключаются договоры авторского заказа, то с шейдерами, моделерами, сетаперами и аниматорами, создающими шоты, – договоры подряда, которые не подразумевают передачи исключительного права, поскольку их деятельность является технической, в ней отсутствует творческий характер.
Следующим техническим этапом создания визуальной составляющей мультфильма является расположение и движение ассетов в кадре: ассемблинг (организация и настройка локации в кадре), лейаут (расстановка ассетов в кадре), мастерлайт (процесс настройки типичного освещения локации по концепту), анимация всей сцены и т.д. Художники-раскадровщики, художники по свету и другие специалисты, задействованные на данном этапе, собирают воедино все ассеты, созданные ранее на основе концепта, опираясь на инструкции, описанные в режиссерском сценарии. С одной стороны, такие специалисты вносят существенный творческий вклад, размещая ассеты в кадре определенным образом, но с другой стороны, на практике это зачастую выполняется на основе художественных зарисовок и эскизов, созданных еще на первом этапе. Конечно, можно было бы назвать лейаут, мастерлайт, шот, аниматик и т.п. составным произведением, но только в том случае, если соответствующие художники самостоятельно создавали сцену, не основываясь на ранее созданных произведениях (концептах и сценариях).
Звуковая часть является не менее значимой, чем текстовая и визуальная, поскольку, хотя и существуют «немые» фильмы, без речевого, музыкального и шумового сопровождения сложно представить себе полноценный современный фильм. Звуковыми элементами мультипликационного фильма являются речь персонажей, речь диктора (закадровая речь), шумы, музыка.
Речь героев (диалоги и монологи), а также закадровую речь записывают актеры озвучания. Как правило, в процессе звукозаписи помимо актеров участвуют режиссер и звукорежиссер.
Актеры озвучания обладают смежными правами на запись их голоса. Это значит, что актеру принадлежит как исключительное право, так и личные неимущественные права на результат озвучания. Поскольку актеры, как и иные авторы, чаще всего работают по договорам авторского заказа, исключительное право в полном объеме переходит продюсеру после выплаты актеру вознаграждения.
Функции режиссера заключаются в том, чтобы обеспечить соответствие всех смысловых характеристик записи литературному и режиссерскому сценарию, например, режиссер может давать указания актерам об эмоциональном окрасе реплик, тоне и темпе речи. Звукорежиссер отвечает за техническое сведение всех звуковых элементов фильма, запись полного радиошоу (сведенный звук для всего аудиовизуального произведения) и контролирует качество звука. Режиссер и звукорежиссер при записи озвучания оказывают услуги по сопровождению процесса звукозаписи, и, в связи с этим, не претендуют на права на исполнение.
В отношении музыкального сопровождения можно выделить музыкальные композиции с текстом (песни) и без, а также джинглы. Последние представляют собой короткие мелодии, обычно используемые в заставке перед демонстрацией мультфильма или после нее. Вообще каждый из перечисленных видов музыкальных композиций является музыкальным произведением – одним из объектов авторских прав, и относится к произведениям искусства. В ГК РФ музыкальные произведения прямо поименованы в открытом перечне объектов авторских прав.
Любое музыкальное произведение (музыка), согласно словарю В.И. Даля, представляет собой «сочетание звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос), так и совместных (гармония, соглас, созвучие)»23. Музыкальные произведения могут быть выражены в форме нотной записи, фонограммы или исполнения24.
Фонограммы и записи исполнения являются объектами смежных прав, которые принадлежат изготовителям таких фонограмм и записей. Исполнение тоже является отдельным объектом интеллектуальной собственности и порождает у исполнителя смежные права на исполнение (аналогично с актерами озвучания, речь о которых шла выше).
Тексты песен, несмотря на то что они являются частью музыкального произведения, могут охраняться отдельно, как литературные произведения, что особенно актуально, например, когда композитор и автор текста являются разными лицами.
Итак, в состав аудиовизуального произведения могут входить мелодии (без текста), песни (с текстом), джинглы – каждый из которых представляет собой самостоятельный объект авторских прав и подлежит правовой охране.
Заключение
В том, что касается классификации произведений, наиболее распространенными и практически применимыми являются следующие способы: 1) по сфере: произведения науки, литературы и искусства; 2) по характеру: первоначальные, составные и производные; 3) по составу: простые и сложные.
Анимационный фильм как аудиовизуальное произведение состоит из текстовой части (сценарии), визуальной части (изображения) и звуковой части (речь и музыка). Для формирования наиболее эффективного с точки зрения правовой охраны пакета интеллектуальной собственности необходимо заключать договоры авторского заказа с полным переходом исключительного права заказчику (продюсеру или студии) в отношении сценарных произведений (кроме идеи и концепции), всех художественных элементов визуальной части, а также всех объектов звуковой части анимационного фильма. Не относятся к объектам авторских прав технические элементы анимационного фильма, такие как шейдинг, 3D-модели, риги, скины, шоты, звукорежиссура.
При этом важно помнить, что основным критерием отнесения части мультфильма к категории произведений является творческий вклад и замысел автора конкретного объекта.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ). – Ст. 1260 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 52 (ч. I). – Ст. 5496.
2 Шостак И.В. Проблемы правового регулирования составных произведений в РФ // ИС. Авторское право и смежные права. 2019. N 1. С. 13 - 22.
3 Проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред., принятой в первом чтении 27 апреля 2012 г.) // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. – Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/47538-6 (дата обращения: 12 мая 2022 г.)
4 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 31 (ч. I). – Ст. 3448.
5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ). – Ст. 1260 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 52 (ч. I). – Ст. 5496.
6 Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2015. – № 11.
7 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2012 г. № 45-В12-1 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2012. – № 8.
8 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» – п. 113. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2019. – № 6.
9 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ). – Ст. 1263 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 52 (ч. I). – Ст. 5496.
10 См., например: Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 января 2011 по делу N А40-125210/09-110-860.
11 Закон РФ от 09 июля 1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) «Об авторском праве и смежных правах». – Ст. 7 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 32. – Ст. 1242.
12 Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». – Ст. 3 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 35. – Ст. 4136.
13 Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69 - 71 / Б.М. Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2014. 510 с.
14 Платформа https://dtf.ru/ . — Режим доступа: https://dtf.ru/cinema/782030-hudozhnik-i-rezhisser-v-animacii-kak-vystroit-vzaimodeystvie (дата обращения 12 января 2025 г.)
15 Рахматулина Р.Ш. Концептуальные основы построения системы объектов авторского права: Дис. … докт. юрид. наук. – М., 2020.
16 Пронин, А.А. Как написать хороший сценарий : учебник / А.А. Пронин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Директмедиа Паблишинг, 2019. – С. 21.
17 Тарковский А.А. Уроки режиссуры. - М., Всероссийский институт переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии Комитета Российской Федерации по кинематографии. - 1992. – С. 16.
18 Трищенко, Д.А. Техника и технологии рекламного видео : учебник и практикум для академического бакалавриата / Д.А. Трищенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с.
19 Апелляционное определение Московского городского суда от 24 января 2014 г. по делу № 33-1794 // Бюллетень Московского городского суда. – 2014. – № 2.
20 Чумаков И.А. Понятие аудиовизуального произведения и отдельные особенности его правового режима // Вестник гражданского права. 2019. N 3. С. 96 - 136.
21 Смолянов Г.Г. Анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме: учеб. пособие по дисциплине «Изобраз. решение анимац. Фильма» для студентов, обучающихся по специальности «Режиссура кино и телевидения» квалификации «Режиссер анимации и компьтер. Графики» / Г. Г. Смолянов; Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова. - Москва : Всерос. гос. ин-т кинематографии, 2005 (М. : ФГУП Изд. Известия). - 111 с.
22 Кэтмелл Э., Уоллес Э. «Корпорация гениев. Как управлять командой творческих людей». – Альпина Диджитал. – 2014.
23 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печ. изд. 1880–1882 гг. М.: ACT и др.: 1998.
24 Макаров Д.Г., Макаров Т.Г. Объективная форма музыкального произведения как объекта авторского права // ИС. Авторское право и смежные права. 2016. N 11. С. 14 - 22.
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печ. изд. 1880–1882 гг. – М.: АСТ и др., 1998.
2. Кэтмелл Э., Уоллес Э. Корпорация гениев. Как управлять командой творческих людей. – Альпина Диджитал, 2014.
3. Макаров Д.Г., Макаров Т.Г. Объективная форма музыкального произведения как объекта авторского права // ИС. Авторское право и смежные права. 2016. № 11. С. 14–22.
4. Пронин А.А. Как написать хороший сценарий: учебник / А. А. Пронин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Директмедиа Паблишинг, 2019. – С. 21.
5. Рахматулина Р.Ш. Концептуальные основы построения системы объектов авторского права: дисс.… докт. юрид. наук – М., 2020.
6. Смолянов Г.Г. Анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме: учебное пособие по дисциплине «Изобразительное решение анимационного фильма» для студентов, обучающихся по специальности «Режиссура кино и телевидения» квалификации «Режиссер анимации и компьютерной графики» / Г. Г. Смолянов; Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова – Москва: Всерос. гос. ин-т кинематографии, 2005 (М.: ФГУП Издательство Известия). – 111 с.
7. Тарковский А.А. Уроки режиссуры / А.А. Тарковский – М.: Всероссийский институт переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии Комитета Российской Федерации по кинематографии, 1992. – С. 16.
8. Трищенко Д.А. Техника и технологии рекламного видео: учебник и практикум для академического бакалавриата / Д.А. Трищенко – Москва: Издательство Юрайт, 2019 – 177 с.
9. Чумаков И.А. Понятие аудиовизуального произведения и отдельные особенности его правового режима // Вестник гражданского права, 2019, №3. С. 96-136.
10. Шостак И.В. Проблемы правового регулирования составных произведений в РФ // ИС. Авторское право и смежные права. 2019, № 1. С. 13 - 22.