Понятие краудфандинга и его применение для создания результатов интеллектуальной деятельности. Научно-техническая революция последних лет, которая запустила процесс цифровизации экономики России, привела к появлению новых форм финансовой поддержки различных startup-проектов методом народного финансирования, который иначе называется краудфандингом. Такой способ предоставления денежных средств автору идеи позволяет ему рассказать об этой идее на специальном сайте, чтобы найти единомышленников. Если сочувствующие лица не против помочь инициатору проекта деньгами, то они могут это сделать, не выходя из дома, дистанционно, воспользовавшись технической инфраструктурой специальных инвестиционных платформ.
Такой метод финансирования инноваций от разработки до внедрения результатов интеллектуальной деятельности представляет наибольший интерес для субъектов инновационной деятельности.
Учитывая назревшую общественную потребность адекватно урегулировать посредническую деятельность по предоставлению услуг краудфандинга, государствами были приняты соответствующие нормативные акты.
В Российской Федерации деятельность по оказанию услуг краудфандинга осуществляется на основании Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2. Как указано в литературе, модель правового регулирования инвестиций в сети Интернет, предусмотренная в Законе об инвестиционных платформах, представляет собой «упрощенный» вариант организации инвестиционной деятельности квалифицированных и неквалифицированных инвесторов3.
В странах Европейского союза эта деятельность осуществляется на основании Директивы (ЕС) от 7 октября 2020 г. № 2020/1504 Европейского Парламента и Совета о внесении изменений в Директиву № 2014/65/ЕС4 о рынках финансовых инструментов и Регламента (ЕС) от 7 октября 2020 г. № 2020/1503 Европейского Парламента и Совета «О европейских поставщиках услуг краудфандинга для бизнеса и внесении изменений в Регламент (ЕС) № 2017/1129 и Директиву (ЕС) № 2019/1937».
Поскольку российский Закон об инвестиционных платформах не содержит определения «краудфандинг», предлагается рассмотреть понятие, предусмотренное европейским законодательством.
Согласно Директиве Европейского Парламента и Совета от 7 октября 2020 г. № 2020/1504 и Регламенту краудфандинг – это финансово-технологическое решение, предоставляющее субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), в частности стартапам и скейлапам, альтернативный доступ к финансированию в целях содействия развитию инновационного предпринимательства, в меньшей степени зависящей от банковского финансирования. «Он представляет собой актуальный вид посредничества, в рамках которого поставщик услуг краудфандинга без принятия на себя рисков привлекает (или содействует в привлечении) потенциальных инвесторов или кредиторов для субъектов предпринимательства, запрашивающих финансирование, с использованием открытой цифровой платформы. Такого рода финансирование может осуществляться либо путем предоставления кредитов, либо путем приобретения обращающихся ценных бумаг или других инструментов финансирования, разрешенных к использованию для целей краудфандинга».
Таким образом, через цифровую платформу, созданную специальным посредником (оператором инвестиционной платформы), инвесторы могут предоставить денежные средства лицам, привлекающим инвестиции.
В зависимости от встречного предоставления, которое может получить инвестор, различают следующие виды краудфандинга5.
1. Если предоставленные денежные средства подлежат безусловному возврату с уплатой процентов (модель договора займа), то рассматриваемая разновидность краудфандинга называется «краудлендингом».
2. Если в обмен на предоставленные денежные средства инвестор может получить ценные бумаги (модель купли-продажи ценных бумаг), то такая разновидность краудфандинга называется «краудинвестинг» (согласно подходу, изложенному в Регламенте ЕС № 2020/1503).
Для финансирования процесса создания результатов интеллектуальной деятельности наиболее перспективным представляется краудлендинг. Однако в сфере интеллектуальной собственности допустимо также предоставление неденежного вознаграждения за пользование денежными средствами инвесторов, например: предоставление доступа к просмотру фильма, снятого на деньги инвесторов; передача цифровой версии альбома песен, записанных с помощью предоставленного финансирования и т.п. Большинство таких проектов можно посмотреть на платформе https://planeta.ru.
Таким образом, краудфандинг является альтернативой банковскому кредиту. Вместе с тем организаторами отдельных инвестиционных платформ являются крупные банки6.
Участники инвестиционной платформы. В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона об инвестиционных платформах, под инвестиционной платформой предлагается понимать информационную систему в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которая создана и используется для заключения договоров инвестирования, доступ к которой предоставляется оператором инвестиционной платформы.
Таким образом, сама инвестиционная платформа не является субъектом права, это информационная среда (объект права), в которой действуют участники инвестиционной платформы. Несмотря на цифровое содержание такой платформы, целесообразно рассматривать ее как имущественный комплекс, который включает в себя не только технические средства и оборудование, но и информацию и права на индивидуализацию7.
Пунктом 6 ст. 1 Закона об инвестиционных платформах предусмотрено, что участниками инвестиционной платформы являются 1) инвесторы, 2) лица, привлекающие инвестиции, 3) оператор инвестиционной платформы, а также 4) иные лица, не являющиеся инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, которые приобретают или принимают для учета утилитарные цифровые права при их обращении.
Оператор инвестиционной платформы и лица, привлекающие инвестиции, с использованием российской инвестиционной платформы должны быть созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, инвесторами являются физические или юридические лица, которым оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по содействию в инвестировании.
В качестве лица, привлекающего инвестиции, могут быть названы юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые привлекают инвестиции посредством инвестиционной платформы.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона об инвестиционных платформах оператором инвестиционной платформы может быть хозяйственное общество, осуществляющее деятельность по организации привлечения инвестиций и включенное Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ.
Виды договоров, заключаемых посредством инвестиционной платформы. В соответствии с Законом об инвестиционных платформах на платформе могут заключаться следующие виды договоров:
- во-первых, договор об оказании услуг по привлечению инвестиций (ст. 3 Закона об инвестиционных платформах);
- во-вторых, договор об оказании услуг по содействию в инвестировании (ст. 3 Закона об инвестиционных платформах);
- в-третьих, договор инвестирования (ст. 13 Закона об инвестиционных платформах);
- в-четвертых, договор о приобретении утилитарного цифрового права (ч. 9 ст. 8 Закона об инвестиционных платформах);
- в-пятых, договоры различной правовой природы, целью заключения которых является залог, иные обременения утилитарного цифрового права, или ограничение распоряжения утилитарным цифровым правом (ч. 7 ст. 8 Закона об инвестиционных платформах).
По договору об оказании услуг по привлечению инвестиций одна сторона (оператор инвестиционной платформы) обязуется в соответствии с правилами инвестиционной платформы предоставить другой стороне (лицу, привлекающему инвестиции) доступ к инвестиционной платформе для заключения с инвестором договора инвестирования с помощью информационных технологий и технических средств этой инвестиционной платформы (ч. 2 ст. 3 Закона об инвестиционных платформах).
По договору об оказании услуг по содействию в инвестировании одна сторона – оператор инвестиционной платформы, обязуется в соответствии с правилами инвестиционной платформы предоставить другой стороне – инвестору доступ к инвестиционной платформе для заключения с лицом, привлекающим инвестиции, договора инвестирования с помощью информационных технологий и технических средств этой инвестиционной платформы (часть 3акона об инвестиционных платформах).
Указанные договоры очень похожи структурно и по содержанию, хотя имеют разный субъектный состав и по этой причине – разный предмет договора. Оба указанных договора должны обеспечивать деятельность инвестиционных платформ, поскольку заключаются между основными участниками краудфандинга – лицами, предоставляющими услуги краудфандинга, и их клиентами.
Выяснение правовой природы указанных договоров должно осуществляться по нескольким направлениям.
С точки зрения особенностей заключения указанных договоров, обоснован вывод, что договор об оказании услуг по привлечению инвестиций и договор об оказании услуг по содействию в инвестировании являются договорами присоединения, условия которых определяются оператором инвестиционной платформы в правилах инвестиционной платформы (ч. 5 ст. 3 Закона об инвестиционных платформах). Правила инвестиционной платформы содержат общие условия инвестирования, которые в результате присоединения к ним инвесторов и лиц, привлекающих инвестиции, становятся основным содержанием договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и об оказании услуг по содействию в инвестировании.
По вопросу о том, к какому договорному типу принадлежат рассматриваемые договоры, в литературе было высказано несколько точек зрения.
По мнению В.К. Андреева, «указанные договоры являются договорами об оказании услуг по предоставлению информации и ныне регулируются ст. 783.1 ГК РФ, заключаются путем присоединения к условиям, которые определяются оператором в правилах инвестиционной платформы. Эти договоры являются разновидностью договора возмездного оказания услуг, однако плата за оказание услуг по привлечению инвестиций и (или) плата за оказание услуг по содействию в инвестировании не взимается, если это предусмотрено правилами инвестиционной платформы. Особенностью договора об оказании услуг по предоставлению информации является обязанность одной из сторон или обеих сторон не совершать в течение определенного периода действий, в результате которых информация может быть раскрыта третьим лицам»8.
Нельзя также отрицать, что в соответствии с договорами об оказании услуг по привлечению инвестиций и об оказании услуг по содействию в инвестировании на оператора инвестиционной платформы возлагается обязанность по совершению определенных действий фактического характера, необходимых для того, чтобы стороны инвестиционного процесса могли найти друг друга и заключить договор инвестирования.
Именно поэтому в литературе появилась точка зрения о том, что договоры об оказании услуг по привлечению инвестиций и об оказании услуг по содействию в инвестировании следует рассматривать как договоры смешанного типа, в которых объединяются элементы договора возмездного оказания услуг и агентского договора9.
Исследователи правовой природы рассматриваемых договоров, которые обратили внимание на то, что операторы инвестиционных платформ совершают не юридические значимые, а фактические действия в интересах своих клиентов, высказали точку зрения о том, что эти договоры являются разновидностью договоров фактического посредничества10. «Фактическое посредничество – деятельность определенного субъекта (посредника), который оказывает содействие сторонам, желающим заключить сделку, в ситуации, когда они, как правило, не могут самостоятельно найти друг друга либо не делают этого в силу различных причин. Содействие посредника выражается в осуществлении фактических действий (поиск контрагента, ведение переговоров, участие в разработке условий будущей сделки, консультирование по вопросам заключения сделки и “сведение” сторон для последующего заключения сделки). Здесь фактические действия противопоставляются юридическим: действиям фактического посредника не влекут каких-либо правовых последствий для клиента за исключением обязанности выплатить вознаграждение. Российская правоприменительная практика и доктрина к договорам, оформляющим отношения с фактическим посредником, относят: договор возмездного оказания услуг, агентский договор, маклерский договор»11.
Из описания договора фактического посредничества следует, что между указанным договором и иными типами договоров, к числу которых исследователи относят рассматриваемый в настоящей работе договор об оказании услуг по привлечению инвестиций и договор об оказании услуг по содействию в инвестировании (агентский договор и договор возмездного оказания услуг), нет серьезных отличий. Однако имеются незначительные особенности, которые могут получить решающее значение для уточнения правовой квалификации договоров, заключаемых на инвестиционной платформе.
Во-первых, конструкция агентского договора предполагает, что агент должен совершать для принципала не только фактические, но также юридически значимые действия, в том числе может заключать сделки (ст. 1005 ГК РФ). Вместе с тем, деятельность оператора инвестиционной платформы, напротив, по общему правилу, не должна осуществляться путем совершения оператором инвестиционной платформы каких-либо сделок в интересах любого из своих клиентов. Следует признать, что в российском Законе об инвестиционных платформах на это нет прямого указания. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 10 рассматриваемого закона оператор инвестиционной платформы может совмещать свою деятельность, например, с брокерской или дилерской деятельностью, осуществление которых предполагают совершение сделок, например, с ценными бумагами. В свою очередь, разделить ситуации, где оператор действует как дилер, а где как собственно оператор инвестиционной платформы, не всегда возможно.
Иной вывод может быть сделан из правила п. 1 ст. 8 Регламента (ЕС) от 7 октября 2020 г. № 2020/1503 Европейского Парламента и Совета «О европейских поставщиках услуг краудфандинга для бизнеса и внесении изменений в Регламент (ЕС) № 2017/1129 и Директиву (ЕС) № 2019/1937». Указанная норма Регламента запретила поставщикам услуг краудфандинга принимать какое-либо участие в предложениях о краудфандинге на своих платформах краудфандинга. Таким образом, на своих платформах поставщики услуг краудфандинга не должны заключать никаких сделок, они могут только создавать условия, чтобы клиенты сами заключали свои сделки посредством использования его инвестиционной платформы.
Таким образом, конструкция агентского договора не подходит для определения правовой природы договора об оказании услуг по привлечению инвестиций и договора об оказании услуг по содействию в инвестировании
Во-вторых, в соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Таким образом, по договору возмездного оказания услуг заказчик должен оплатить услуги исполнителя просто за сам факт совершения указанных в ст. 779 ГК РФ «определенных действий». Результат этих действий по общему правилу не имеет принципиального значения для оплаты услуг исполнителя и не является предметом договора. Напротив, по договору фактического посредничества усилия посредника не будут иметь решающего значения для оплаты его услуг до тех пор, пока его клиенты не заключат необходимую им сделку при помощи фактического посредника. Таким образом, по договору фактического посредничества предметом договора является результат деятельности фактического посредника, а по договору возмездного оказания услуг – сами услуги, то есть деятельность исполнителя, а не ее результат.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 4 Закона об инвестиционных платформах в правилах инвестиционной платформы должен быть указан «размер вознаграждения оператора инвестиционной платформы или порядок его определения либо указание на отсутствие вознаграждения». Таким образом, с точки зрения российского Закона об инвестиционных платформах участники инвестиционной платформы могут быть обязаны выплачивать оператору инвестиционной платформы вознаграждение за сам факт допуска к информационному ресурсу (т.е. за предоставленные услуги, а не за результат), если это прямо предусмотрено в правилах инвестиционной платформы. Такое правило больше соответствует конструкции договора возмездного оказания услуг.
Иной вывод может быть сделан из анализа п. 3 ст. 3 Регламента (ЕС) от 7 октября 2020 г. № 2020/1503 Европейского Парламента и Совета «О европейских поставщиках услуг краудфандинга для бизнеса и внесении изменений в Регламент (ЕС) № 2017/1129 и Директиву (ЕС) № 2019/1937». Указанной нормой предусмотрено, что «поставщики услуг краудфандинга не должны выплачивать или принимать какое-либо вознаграждение, скидки или неденежные выгоды за направление заявок инвесторов на финансирование конкретного предложения о краудфандинге, представленного на их собственной или сторонней платформе краудфандинга».
Таким образом, российская конструкция договоров, заключаемых между операторами инвестиционной платформы и их клиентами – лицами, привлекающими инвестиции, и инвесторами – включает элементы договора возмездного оказания услуг, урегулированного гл. 39 ГК РФ.
Напротив, европейскую конструкцию договора между поставщиками услуг краудфандинга и их клиентами, урегулированная Регламентом (ЕС) от 7 октября 2020 г. № 2020/1503 Европейского Парламента и Совета «О европейских поставщиках услуг краудфандинга для бизнеса и внесении изменений в Регламент (ЕС) № 2017/1129 и Директиву (ЕС) № 2019/1937» следует отнести к числу договоров фактического посредничества.
Сделанный вывод необходимо уточнить применительно к российской конструкции договора об оказании услуг по привлечению инвестиций и об оказании услуг по содействию в инвестировании.
Заключая указанные договоры лица, привлекающие инвестиции и инвесторы, присоединяются к правилам инвестиционной платформы, и признают ее правила обязательными для исполнения. Однако в правилах инвестиционной платформы достаточно много различных правил, не имеющих непосредственного отношения к возмездному оказанию услуг оператором инвестиционной платформы по рассматриваемым договорам.
В частности, в правилах инвестиционной платформы много правил организационного характера, определены требования к самим участникам платформы, к их правам и обязанностям не только по отношению к оператору инвестиционной платформы, но и к друг другу, установлены общие условия договора инвестирования и т.п. В частности, в правилах инвестиционной платформы определяются способы инвестирования, требования к содержанию инвестиционного предложения, порядок принятия инвестиционного предложения; порядок принятия инвестиционного предложения; сроки передачи денежных средств участникам инвестиционной платформы с номинального счета и т.п.
Отсюда следует, что с точки зрения правовой природы договор об оказании услуг по привлечению инвестиций и договор об оказании услуг по содействию в инвестировании являются договорами смешанного типа, которые объединяют элементы договора возмездного оказания услуг и организационного договора о присоединении к правилам инвестиционной платформы, которым урегулированы отношения членства участников платформы, связанные с их участием в качестве оператора платформы, лиц, привлекающих инвестиции, или инвесторов.
1 Исследование выполнено в рамках НИР № 1022041400237-8-5.5.1 «Правовые формы, обеспечивающие доступ к результатам интеллектуальной деятельности в виртуальном пространстве: анализ правоприменения».
2 Собрание законодательства РФ. 2019. № 31. Ст. 4418. Далее – Закон об инвестиционных платформах.
3 Гаврин Д.А. Особенности правового регулирования инвестиционных платформ // Российское право: образование, практика, наука. 2022. № 1. С. 34 // https://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/download/50/59/633
4 См. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/FR/TXT/?uri=CELEX%3A32014L0065&qid=1715665553922
5 См. Цифровое право. Учебник / Под ред. В.В.Блажеева и М.А. Егоровой. М.: Проспект, 2020. С. 328–347.
6 См., например, https://investor.potok.digital/
7 Гаврин Д.А. Особенности правового регулирования инвестиционных платформ // Российское право: образование, практика, наука. 2022. № 1. С. 35 // https://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/download/50/59/633
8 Андреев В.К. Договоры инвестирования, заключаемые с использованием инвестиционных платформ путем приобретения утилитарных цифровых прав. Юрист. 2020. № 1. С. 15–21.
9 Завертяев А.А. Особенности договоров инвестирования, заключаемых с использованием инвестиционных платформ // Право и управление. 2023. № 1. С. 29 https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-dogovorov-investirovaniya-zaklyuchaemyh-s-ispolzovaniem-investitsionnyh-platform
10 Ионцев М.А. Особенности правового регулирования инвестиционных платформ. Лекция, прочитанная студентам Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках проекта «Лекторий работодателя» 17 апреля 2024 г.
11 Семушина О. Договор фактического посредничества // https://epam.ru/storage/files/documents/insights/4ea5612a2f0fe.pdf
1. Андреев В.К. Договоры инвестирования, заключаемые с использованием инвестиционных платформ путем приобретения утилитарных цифровых прав. Юрист. 2020. № 1. С. 15–21.
2. Завертяев А.А. Особенности договоров инвестирования, заключаемых с использованием инвестиционных платформ // Право и управление. 2023. № 1. С. 29. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-dogovorov-investirovaniya-zaklyuchaemyh-s-ispolzovaniem-investitsionnyh-platform. Обращение к сайту 22 июня 2024 г.
3. Гаврин Д.А. Особенности правового регулирования инвестиционных платформ // Российское право: образование, практика, наука. 2022. № 1. С. 34 // https://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/download/50/59/633. Обращение к сайту 22 июня 2024 г.
4. Ионцев М.А. Особенности правового регулирования инвестиционных платформ. Лекция, прочитанная студентам Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках проекта «Лекторий работодателя» 17 апреля 2024 г.
5. Семушина О. Договор фактического посредничества // https://epam.ru/storage/files/documents/insights/4ea5612a2f0fe.pdf Обращение к сайту 22 июня 2024 г.
6. Цифровое право. Учебник / Под ред. В.В. Блажеева и М.А. Егоровой. М.: Проспект, 2020. 640 с.