"Журнал Суда по интеллектуальным правам", № 4 (34), декабрь 2021 г., с. 141-144
Вопрос выбора средства индивидуализации производителями традиционных товаров и/или местной продукции с особыми характеристиками весьма актуален – законодательство предоставляет возможность зарегистрировать в отношении данных товаров такие средства индивидуализации, как товарный знак, наименование места происхождения товара (далее - НМПТ) или географическое указание (далее - ГУ). Важно разграничивать их назначение и правовой режим, поскольку это может влиять на успешное продвижение товара на рынке, увеличение объемов продаж и, следовательно, способствовать развитию самобытного производства.
По состоянию на 26 июля 2021 г. в общем государственном реестре ГУ и НМПТ Российской Федерации 267 объектов – в сравнении с тысячами товарных знаков не так много, но это объясняется множественностью требований к обозначениям этих категорий и их особенностями.
В качестве примеров НМПТ можно привести «Гжель» (№ 2), «Жостово» (№ 47), «Тульский пряник» (№ 32); географических указаний на настоящий момент зарегистрировано всего лишь около десятка, среди них «Шуйское мыло» (№ 254), «Воронежское мороженое» (№ 258), «Троицкий платок» (№ 263), «Майкопский лимонад (№ 267), первое в России географическое указание для алкогольной продукции «Кубань» (№ 260), первое иностранное географическое указание «» (№ 259).
Согласно статьям 1477 и 1479 ГК РФ1 товарный знак индивидуализирует на территории всей России любой товар, подлежащий классификации МКТУ, в то время как значение ГУ и НМПТ проявляется, в первую очередь, в том, что они «являются составляющими комплекса характеристик, дающих широкой общественности представление об изготовителе и высоком качестве товара, многообразии традиций регионов и о связи этого товара с конкретной территорией…»2.
Разница между ГУ и НМПТ на первый взгляд не представляется отчетливо выраженной. В соответствии со ст. 1516 ГК РФ ГУ и НМПТ имеют общие черты, будучи обозначениями, которые идентифицируют товар с признаками, формируемыми производством на территории определенного географического объекта.
Однако если НМПТ может быть воплощено только в словесном обозначении, то ГУ словами не ограничивается.
Обращаясь к сути объектов, можно констатировать, что ГУ - обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, НМПТ - обозначение, которое:
-
представляет собой наименование (современное/историческое, официальное/неофициальное, полное/сокращенное) географического объекта (в т.ч. страны, городского/сельского поселения, местности)3, или
-
включает такое наименование, или
-
является производным от такого наименования.
Товары, к которым должны относиться НМПТ и ГУ, описаны по-разному: НМПТ регистрируется в отношении товара, обладающего особыми свойствами, в то же время в определении товаров, защищаемых ГУ, фигурирует другая категория - характеристики.
Согласно словарному значению4 «свойство» - существенный признак, отличающий один предмет, одно явление от другого; особенная черта, качественная определённость чего-либо; «характеристика» - описание характерных, отличительных свойств черт чего-либо. Таким образом, понятие ГУ представляется более широким, поскольку характеристика покрывает набор свойств, при этом они должны быть «в значительной степени связаны» с его географическим происхождением, что более обобщенно, чем особые свойства, которые «исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами».
Также данные средства индивидуализации отличаются по признаку известности – ее отсутствие в отношении товара не препятствует регистрации ГУ, но она является одним из основных требований к НМПТ, поскольку требуется подтвердить известность обозначения, которая возникла в результате его использования в отношении конкретного товара.
Разница между объектами заключается также в том, что для НМПТ обязательно, чтобы все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара, осуществлялись на территории именованного географического объекта, в то время как в отношении ГУ требование мягче – на территории объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара.
Особенностями ГУ и НМПТ обусловлены и особенности их регистрации – в частности, необходимо документальное подтверждение производства товара, отвечающего требованиям. Однако в случае с НМПТ конкретизирована форма такого документа - заключение, которое подтверждает, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, отвечающий необходимым требованиям.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти5 определяется в зависимости от вида товара:
-
Минздрав России - в отношении лечебных грязей, минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды;
-
Минпромторг России - в отношении товаров народных художественных промыслов и музыкальных инструментов;
-
Росалкогольрегулирование - в отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции;
-
Минсельхоз России - в отношении продукции сельского хозяйства и пищевой продукции.
В случае если такой федеральный орган не определен, заключение может выдаваться органом исполнительной власти субъекта РФ или организацией, которые уполномочены высшим органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого находится географический объект.
Небезынтересна практика в отношении иностранных обозначений, поскольку процесс сопоставления правовых режимов средств индивидуализации не всегда очевиден.
Например, в деле N СИП-237/20176 Роспатент отказал в регистрации НМПТ «NAPA VALLEY» в отношении вин в связи с тем, что документы, которыми подтверждается право заявителя на американский сертификационный знак «NAPA VALLEY», не давали достаточных оснований для утверждения о том, что обозначение охраняется на территории США именно в качестве НМПТ, следовательно, обозначение не может быть зарегистрировано в таком качестве на территории РФ согласно требованию ст. 1517 ГК РФ.
Однако суд отменил акты Роспатента, поскольку документы подтверждали, что обозначение «NAPA VALLEY» охраняется в стране происхождения товара в аналогичном наименованию места происхождения товара качестве. Суд соотнес признаки объекта, установив, что «NAPA VALLEY» зарегистрировано в США в особом статусе как Американский винодельческий регион, который характеризуется уникальным и сложным сочетанием агроклиматических условий, что позволяет выращивать различные винные сорта винограда для изготовления товара, характерного именно для данного региона. При этом вино, произведенное в данном регионе, состоит из винограда, выращенного внутри границ Napa Valley, на 85% и/или более.
Аналогично в деле N СИП-185/20187 суд отменил отказ Роспатента в регистрации НМПТ «EMILIA» также в отношении вин и по тому же основанию - Роспатент пришел к выводу, что документы заявки не свидетельствуют о регистрации заявленного обозначения в Италии именно в качестве НМПТ.
Суд отметил, что для решения вопроса о возможности регистрации в качестве НМПТ географического объекта, который находится в иностранном государстве, определяющим фактором является не точное соответствие правового режима, существующего в иностранном государстве, национальному правовому режиму для НМПТ в ГК РФ, а существо объекта охраны, т.к. в различных странах режимы могут иметь отдельные отличия, в том числе наименование объекта охраны может отличаться с учетом особенностей языка или правовых традиций.
Соответственно, при сопоставлении существа объектов охраны должно быть установлено, что в иностранном государстве правовая охрана предоставлена объекту, который по своей сути обладает признаками, определяемыми ст. 1516 ГК РФ.
При выборе вида средства индивидуализации необходимо обращать внимание и на субъектный состав потенциальных правообладателей. ГУ и НМПТ могут быть зарегистрированы одним либо несколькими гражданами/юридическими лицами, а также ассоциацией (союзом) или иным объединением лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству страны происхождения товара. Например, ГУ «Кубань» имеют право использовать 36 лиц.
Товарный знак регистрируется только на имя индивидуального предпринимателя или юридического лица8 (за исключением коллективного товарного знака, к регистрации которого предъявляются особые требования9).
Также у рассматриваемых средств индивидуализации различаются способы распоряжения исключительным правом. Исключительное право на каждый из рассматриваемых объектов возникает в результате регистрации, но правообладатель товарного знака может предоставлять право его использования в различном объеме иным лицам (с ограничениями, установленными ГК РФ), а также передать исключительное право полностью, а в отношении НМПТ и ГУ правовая конструкция иная – лица, зарегистрированные в качестве правообладателей этих объектов, не имеют права разрешать их использование третьей стороне (равно как и отчуждать исключительное право), в то же время и круг правообладателей не ограничен – им может стать любое лицо, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий характеристиками или особыми свойствами, указанными в реестре, и порядковый номер правообладателя не имеет правового значения.
В отношении срока действия исключительного права на товарный знак, НМПТ и ГУ можно отметить, что законодательством предусмотрено в целом бессрочное действие прав на эти объекты, но в различной форме.
Согласно статье1491 ГК РФ исключительное право на товарный знак действует 10 лет с даты подачи заявки и может быть продлено неограниченное количество раз, при этом для продления требуется только надлежаще оформленное заявление и оплата пошлины. По статье 1531 ГК РФ для продления 10-летнего срока действия исключительного права на ГУ и НМПТ (которое также может осуществляться неоднократно) еще требуются документы, подтверждающие, что заявитель производит товар, обладающий характеристиками (особыми свойствами). В случае с НМПТ - это заключение соответствующего указанного выше уполномоченного органа.
Таким образом, законодательство предоставляет производителям товаров, характеристики которых определены местом происхождения, не один вариант для индивидуализации своих товаров, и выбор зависит как от целей будущего правообладателя, так и от признаков его товара, и, следовательно, возможности соответствия требованиям, предъявляемым нормативно-правовыми актами к средствам индивидуализации.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ
2 Руководство по регистрации и предоставлению исключительного права на географическое указание и наименование места происхождения товара // www.rospatent.gov.ru/ru/stateservices/gosudarstvennaya-registraciya-naimenovaniya-mesta-proishozhdeniya-tovara-i-predostavlenie-isklyuchitelnogo-prava-na-takoe-naimenovanie
3 В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ географическими объектами являются природные объекты, населенные пункты, административно-территориальные образования, железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты
4 Большой толковый словарь русского языка., гл. ред. С. А. Кузнецов // www.gramota.ru
5 Постановление Правительства РФ от 08 августа 2020 г. N 1195.
6 Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 30 марта 2018 г. N С01-111/2018 по делу N СИП-237/2017.
7 Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 25 января 2019 г. N С01-1133/2018 по делу N СИП-185/2018.
8 Практике известны попытки регистрации совместного исключительного права на товарный знак, не поддержанные ВС РФ, например, см. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 03 июля 2018 г. N 305-КГ18-2488 по делу N А40-210165/2016.