"Журнал Суда по интеллектуальным правам", № 3 (33), сентябрь 2021 г., с. 69-79
Принятая в 2016 г. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации1 ознаменовала новый этап развития Российской Федерации. Приоритетными были определены направления, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие Российской Федерации на долгосрочный период.
Как было отмечено в документе, несмотря на положительный опыт реализации технологических проектов сохраняется проблема внедрения инноваций, практического применения результатов исследований и разработок. Научно-технологическое развитие Российской Федерации должно быть нацелено на построение целостной инновационной системы, что предполагает создание современной эффективной системы управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечивающей повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, а также эффективности капиталовложений в указанную сферу, результативности и востребованности исследований и разработок. Не последняя роль в этом процессе отводится формированию инструментов поддержки исследований, управления и защиты интеллектуальной собственности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»2, перед страной были поставлены глобальные задачи повышения социально-экономического уровня, что позволило бы России войти в пятерку наиболее развитых государств мира. Достижению этих целей должно способствовать, в частности, стимулирование внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений.
Основным документом, направленным на реализацию положений Указов, стало Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2018 г. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года»3.
В качестве одной из важнейших мер государственной политики по достижению национальных целей развития определено развитие института интеллектуальной собственности. Реализация мер, как это предусмотрено в п. 2.3. постановления, предполагает в том числе увеличение патентной активности и оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), определение и нормативно-правовое закрепление функциональных критериев и требований к формированию и реализации программ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) для государственных нужд, включая проведение патентных исследований при формировании технических требований к разрабатываемой продукции и технических заданий на выполнение НИОКР; совершенствование механизмов вовлечения в оборот прав на РИД, созданных за счет или с привлечением средств федерального бюджета; обязательное ежегодное принятие решений в отношении исключительных прав на РИД, принадлежащих Российской Федерации; необходимость сохранения или отчуждения таких прав в форме предоставления лицензий или внесения в капитал юридических лиц.
По сути речь идет о создании института управления находящимися в государственном владении правами на объекты интеллектуальной собственности, при этом повышение эффективности управления становится основной задачей государственной политики в данной сфере.
Особую значимость проблема создания этого института приобретает в связи с изменениями ч. IY Гражданского кодекса РФ. Со вступлением с 01 января 2022 г. в силу Федерального закона от 22 декабря 2020 г. N 456-ФЗ «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации» изменяется регулирование вопросов, связанных с правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджетных ассигнований (по государственному или муниципальному контракту)
Вместо действующей в настоящее время главы 77 ГК РФ «Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии (статьи 1542 - 1551)» появляются новые положения, предусматривающие условия и порядок определения лица, которому принадлежит право на получение патента и исключительное право на РИД, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта; лица, которому принадлежит исключительное право на произведение науки, литературы или искусства; лица, получающего исключительные права на секрет производства. При определенных условиях обладателем исключительных прав признается сам заказчик - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Задача повышения эффективности управления принадлежащими публичным образованиям интеллектуальных прав должна быть разрешена путем выполнения первоочередной обязанности Правительства РФ, установленной в подп. 1 п. 12 ст. 1240.1 ГК РФ, а именно разработки документа, определяющего порядок управления принадлежащими Российской Федерации правами на РИД, в том числе правами на РИД, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности.
В отличие от общего понятия «управление правами на РИД в организации», под которым подразумевается деятельность по выявлению потенциально охраноспособных РИД, инвентаризации РИД и прав на них, обеспечению их правовой охраны, постановке исключительных прав на РИД на бухгалтерский учет, коммерциализации прав на РИД, мониторингу и защите исключительных прав на РИД, а также выявление нарушения организацией прав третьих лиц, содействию деятельности по созданию РИД4, участие государства в управлении правами на РИД предполагает создание системы экономических отношений, направленных на организацию научно-технической деятельности, выявление охраноспособных РИД и их использование с целью обеспечения реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.
Таким образом, управление интеллектуальной собственностью, принадлежащей государству, следует рассматривать следующим образом:
- как определение государственной политики в области интеллектуальных прав;
- создание институциональной основы управления (учреждение органов исполнительной власти и наделение их компетенцией);
- определение субъектов, осуществляющих непосредственное владение принадлежащими государству интеллектуальными правами;
- инвентаризация и учет объектов государственной интеллектуальной собственности;
- разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих вовлечение принадлежащих государству РИД в хозяйственный оборот.
Рассмотрим эти положения подробнее.
В качестве принципиального руководства к деятельности органов исполнительной власти рассматривается стратегия развития в определенной сфере, акцентирующая активную роль государства в формировании и осуществлении соответствующих целей государственного управления.
Несмотря на значимость и актуальность комплексного решения проблем, связанных с интеллектуальными правами, на сегодня не существует разработанной и принятой Стратегии развития интеллектуальной собственности. И хотя данный вопрос неоднократно был предметом обсуждения на разного рода совещаниях, на сегодня эта проблема не разрешена. Определенные подходы к ее решению вырабатываются в настоящее время Роспатентом: в плане деятельности организации имеется пункт 4 о разработке Национальной программы развития интеллектуальной собственности (Приказ Роспатента от 01 апреля 2019 г. N 48 «Об утверждении Плана деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) на 2019 - 2024 годы»)5.
В пользу разработки специального стратегического документа, определяющего принципы развития интеллектуальной собственности, неоднократно высказывались Совет Федерации, Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов, ОПОРА РОССИИ, Деловая Россия и другие органы власти, общественные и деловые организации. Такие стратегии приняты в Японии, Китае, Сингапуре, США, Индии, Австрии, Республике Беларусь, Республике Таджикистан, Кыргызской Республике; что позволило этим странам существенно улучшить свои позиции в сфере интеллектуальной собственности.
На сегодняшний день отсутствие фундаментальной Стратегии развития интеллектуальной собственности компенсируется по ряду вопросов развитием законодательства об инновационной деятельности как наиболее важной составляющей государственной политики в сфере интеллектуальных прав.
Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» была введена глава IV.1 «Государственная поддержка инновационной деятельности». Во исполнение поставленных задач были приняты Распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. N 2227-р (ред. от 18 октября 2018 г.) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»; Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (ред. от 28 сентября 2018 г.) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»); Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 377 (ред. от 31 марта 2021 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"»; Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020 г. N 2204 "О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» и ряд других.
Законодательство об инновационной деятельности является важным элементом регулирования отношений в области использования интеллектуальной собственности, однако оно объективно не охватывает все вопросы, связанные с управлением принадлежащими государственным и муниципальным органам исключительными правами на РИД. Сопоставление положений действующих правовых актов, вступающей в силу с 1 января 2022 г. ст. 1240.1. ГК РФ и планируемых к принятию документов, как предусмотрено в п. 11, 12 ст. 1240.1, позволяет заключить, что законодателем продолжается процесс разработки и принятия нормативно-правовых актов, которые могут стать основой формирования института управления интеллектуальной собственностью, принадлежащей государству.
Планируемые к разработке и принятию во исполнение положений ст. 1240.1 нормативно-правовые акты следующие:
- Постановление Правительства РФ об условиях и порядке исполнения обязанности по использованию результата интеллектуальной деятельности, полученного при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, последствия ее неисполнения и условия ее прекращения;
- Постановление Правительства РФ о порядке управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности;
- Постановление Правительства РФ о порядке формирования и ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения, в том числе в отношении информации о результатах интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности;
- Постановление Правительства РФ о типовых лицензионных договорах о безвозмездном предоставлении права использования результата интеллектуальной деятельности для государственных или муниципальных нужд и порядке заключения таких договоров;
- Постановление Правительства РФ о порядке действий государственного или муниципального заказчика при оформлении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности в случае, если исполнитель в течение двенадцати месяцев с даты приемки работ по государственному или муниципальному контракту не обеспечил совершение всех зависящих от него действий, необходимых для признания за ним исключительного права на результат интеллектуальной деятельности.
Данными нормативно-правовыми актами по существу должны быть заложены основы управления исключительными правами на РИД, принадлежащими публичному образованию.
Вступающей в действие с 01 января 2022 г. ст. 1240.1 ГК РФ разрешен вопрос об исключительных правах на РИД, которые могут находиться в публичной собственности. Это исключительные права на РИД, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности; права на РИД, необходимые для предоставления государственных (муниципальных) услуг либо для осуществления государственных (муниципальных) функций; права на РИД, не признанные за исполнителем государственного или муниципального контракта в силу необеспечения им необходимых для признания за ним исключительного права на результат интеллектуальной деятельности действий; права на РИД, созданные при выполнении работ по государственному контракту, который заключен в целях реализации международных обязательств Российской Федерации. Перечень, установленный п. 4 ст. 1240.1 ГК РФ, оставлен открытым, однако его пополнение станет возможным только с принятием соответствующего закона (подп.4 п. 4 ст. 1240.1 ГК РФ).
Разрешение на уровне федерального законодательства вопроса о возможности закрепления исключительных прав на РИД за публичными образованиями придало особую актуальность вопросу о том, может ли государство стать эффективным управленцем и сохранять права на РИД, исходя из социальных, экономических, политических интересов; или же эффективное управление интеллектуальными правами возможно только при их нахождении у частных лиц. Определить подходы к решению этой непростой и неоднозначной проблемы могла бы, на наш взгляд, современная концепция развития интеллектуальной собственности, однако, как уже было отмечено ранее, ее разработка и принятие в повестку дня законодателя не включены.
Управление принадлежащими государству исключительными правами на РИД невозможно без создания системы государственных органов, наделенных специальной компетенцией в данной области. На федеральном уровне такими органами являются Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, а также соответствующие федеральные министерства, службы и агентства. Непосредственно сама концепция управления должна быть основана на законодательно выверенной связи прав на РИД с полномочиями федеральных органов исполнительной власти и муниципальных органов. Безусловно, исключительно государству должны принадлежать права на РИД, обеспечивающие стратегические интересы РФ в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.
Статьей 1227 ГК РФ закреплена независимость интеллектуальных прав от вещных, наличие права собственности на вещь не означает наличие или предоставление исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, воплощенный в этой вещи. На законодательном уровне регулирование права собственности и права интеллектуальной собственности разделено. По общему правилу к интеллектуальным правам не применяются положения разд. II ГК РФ «Право собственности и другие вещные права».
Логично предположить, что управление правами на имущество и управление интеллектуальными правами также должно носить самостоятельный характер.
При этом реальное положение дел иное. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (ред. от 20 ноября 2020 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»6 определено понятие функций по управлению государственным имуществом (подп. г п. 2), однако определения понятия функций по управлению интеллектуальной собственностью, принадлежащей государству, в документе не имеется.
В определенной степени оказался урегулирован только ряд вопросов, связанных с внедрением РИД как ключевого элемента формирования инновации в производство. Речь идет о полномочиях органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки инновационной деятельности. В пункте 1 ст. 16.3. Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ, (ред. от 08 декабря 2020 г.) «О науке и государственной научно-технической политике»7 закреплено, что полномочия указанных федеральных органов определяет Правительство Российской Федерации. Содержание предоставленных полномочий раскрыто в п. 2 данной статьи. Это, в частности:
- право принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о поддержке инновационной деятельности;
- право принятия и реализация программ и проектов субъектов Российской Федерации, направленных на поддержку инновационной деятельности.
Во исполнение п. 1 ст. 16.3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 ноября 2012 г. N 1172 (ред. от 24 июня 2020 г.) «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности». В дополнение к ранее установленным полномочиям отнесены:
а) предоставление информационной поддержки;
б) предоставление консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации;
в) формирование спроса на инновационную продукцию;
г) финансовое обеспечение;
д) реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;
е) поддержка экспорта;
ж) обеспечение инфраструктуры.
Постановление не содержит положений, регламентирующих порядок осуществления указанных полномочий. Кроме того, как установлено в самом постановлении, реализация последних четырех полномочий возможна только при наличии целевого бюджетного финансирования.
В приложении к Постановлению содержится перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области государственной поддержки инновационной деятельности, в который входят практически все министерства и ведомства. Единого органа, координирующего действия всех субъектов, на настоящий момент не существует, несмотря на то что есть объективная необходимость в согласовании позиций субъектов – федеральных органов исполнительной власти касательно выработки и принятия единообразных документов, четко определяющих задачи и приоритеты в сфере интеллектуальных прав и пути их решения.
Для рациональной и эффективной организации управления правами на РИД необходимо четкое определение субъектов прав. Только строго юридическое определение конкретных правообладателей, уточнение их статуса с установлением объема принадлежащих им прав, определение экономической и другой ответственности может стать основой для рациональной организации использования объектов интеллектуальной собственности.
Согласно действующему и вступающему в силу с 1 января 2022 г. гражданскому законодательству, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации либо местного бюджета (за исключением случаев, предусмотренных абз. 1 п. 3 ст. 1240.1 ГК РФ), реализует государственный или муниципальный заказчик.
Понятия «государственный заказчик», «муниципальный заказчик» в ГК РФ не определены, однако они имеются в Федеральном законе от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (ред. от 30 апреля 2021 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»8. Согласно подпунктам 5, 6 п. 1 ст. 3 «государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки»; «муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки».
22 марта 2012 г. было принято Постановление Правительства РФ N 233 (ред. от 30 марта 2019 г.) «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения»9.
Соответственно с учетом специфики объектов было дано и определение понятия «управление правами РФ на РИД». Согласно пункту 2 данного документа оно включает в себя:
а) осуществление мероприятий по оформлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов;
б) государственный учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного, специального и двойного назначения;
в) организацию работ по оценке стоимости и принятие на бухгалтерский учет прав на результаты интеллектуальной деятельности;
г) распоряжение правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности;
д) организацию использования результатов интеллектуальной деятельности.
Данное определение частично совпадает с ранее предложенным определением, но в нем отсутствуют важные элементы – определение стратегического направления развития интеллектуальной собственности и создание системы нормативно-правового регулирования.
По сути предложенное определение понятия «управление правами на РИД принадлежащие РФ» сведено к основным стадиям оформления и использования прав на РИД. Практика применения настоящего документа показала, что не все урегулированные им проблемы удалось решить надлежащим образом. Наиболее злободневными вопросами остаются вопросы терминологии (недостаточная четкость определения объекта управления), отсутствие указаний на источники финансирования исполнения ряда функций государственного заказчика, несовершенство информационного обеспечения и др., на что неоднократно указывалось в литературе10.
Система управления правами на РИД, созданные за счет средств федерального или муниципального бюджета, предполагает обязательный характер инвентаризации прав на РИД и их государственный учет.
Порядок инвентаризации прав на РИД урегулирован Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 7 (ред. от 28 сентября 2018 г.) «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» (вместе с «Положением об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности»)11, действующим вкупе с Распоряжением Минимущества РФ N 1272-р, Минпромнауки РФ N Р-8, Минюста РФ N 149 от 22 мая 2002 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности»12.
Непосредственно под инвентаризацией прав на результаты научно-технической деятельности понимается выявление прав на них с целью их последующего учета и правомерного использования в гражданском обороте.
Согласно пункту 2 постановления процедура инвентаризации включает в себя научно-технический, правовой и экономический анализ результатов научно-технической деятельности, информация о которых зафиксирована на материальных носителях, с целью выявления результатов научно-технической деятельности, являющихся объектами исключительных прав, потенциально охраноспособных результатов научно-технической деятельности и результатов научно-технической деятельности, которые не могут являться объектами исключительных прав; идентификацию субъектов прав на выявленные результаты научно-технической деятельности; разработку рекомендаций по получению правовой охраны на выявленные результаты научно-технической деятельности в качестве объектов исключительных прав или введению в отношении информации о них режима коммерческой тайны, а также рекомендаций по использованию выявленных результатов научно-технической деятельности в гражданском обороте.
Однако не следует сводить процедуру инвентаризации только к выявлению объектов интеллектуальной собственности. Задачей проводимых действий должно быть также определение потенциальных возможностей использования интеллектуальных достижений, установление их коммерческой стоимости и вовлечение в столь важную для настоящего момента инновационную деятельность.
Что касается учета выявленных результатов научно-технической деятельности, то он осуществляется, как установлено в п. 9 Постановления, в соответствии с нормативными правовыми актами о бухгалтерском учете и отчетности, об учете федерального имущества, а также другими нормативными правовыми актами, определяющими порядок учета результатов научно-технической деятельности.
К таковым могут быть отнесены Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 «О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения»13 и Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»14.
Перечисленные документы приняты относительно давно и объективно не могут эффективно регулировать современные проблемы, связанные с процедурой инвентаризации, учетом РИД и прав на них, принадлежащими государству. Именно поэтому в качестве одной из первоочередных задач Правительства РФ, сформулированных в п. 12 ст. 1240.1 ГК РФ, названо определение порядка формирования и ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения, в том числе в отношении информации о РИД, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности. Установление такого порядка должно базироваться на адаптированной к современным потребностям системе проведения инвентаризации и учета результатов РИД военного, специального и двойного назначения, который позволил бы создать информационную базу, необходимую для аккумуляции сведений о потенциальных перспективах хозяйственного использования принадлежащих государству исключительных прав на РИД.
Создание системы нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок вовлечения РИД в сфере науки и технологий в хозяйственный оборот, является неотъемлемым элементом института управления интеллектуальными правами.
Одним из первых документов, положивших начало формированию этой системы, стал принятый 22 июля 1998 г. Указ Президента Российской Федерации N 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий»15. Именно в этом документе были впервые сформулированы подходы к сохранению интеллектуального потенциала страны. Указ устанавливал приоритет направлений, обеспечивающих «сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, а также государственное стимулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, повышение на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей».
Для выполнения поставленных задач Правительством РФ должны были быть разработаны проекты законодательных актов, направленных на совершенствование правоотношений в сфере интеллектуальных прав, и определен порядок использования РИД, полученных при проведении по государственным контрактам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд.
Помимо этого Указом был введен принцип закрепления прав за Российской Федерацией на все результаты, полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, федерального бюджета.
Концептуальным обоснованием необходимости коммерциализации РИД стало Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 1607-р «Об Основных направлениях реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности»16.
Вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности было определено в качестве одного «из ключевых направлений подъема российской экономики, обеспечивающее реализацию национальных интересов России».
В качестве основных целей хозяйственного использования объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно-технической деятельности были названы повышение уровня и качества жизни населения, прогрессивные структурные преобразования в области материального производства, повышение экспортного потенциала российской экономики, создание новых рабочих мест, расширение на этой основе налогооблагаемой базы, обеспечение оборонной, технологической, экономической и экологической безопасности Российской Федерации.
Приоритетными, как указано в Распоряжении, были признаны «разработки, содержащие охраноспособные объекты интеллектуальной собственности, и иные результаты научно-технической деятельности, обеспечивающие наибольшую социально-экономическую эффективность и реализацию указанных основных целей государства, а также решение задач укрепления обороноспособности страны».
Особое внимание в Распоряжении было уделено вопросам правовой охраны результатов научно-технической деятельности и распределения прав на них. Обеспечение правовой охраны было признано важнейшим условием введения РНТД в хозяйственный оборот и создания рынка инноваций.
Несмотря на то что с момента принятия Указа Президента РФ от 22 июля 1998 г. N 863 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 1607-р прошло почти двадцать лет, подходы к регламентации порядка вовлечения в хозяйственный оборот государственных прав на РИД, заложенные на стадии формирования рыночной экономики, сохранились до настоящего времени.
Предусмотренные этими актами способы введения в оборот РИД, полученных при проведении по государственным контрактам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, а именно, путем их безвозмездной передачи либо организации–разработчику, либо инвестору, либо иному хозяйствующему субъекту продублированы в более поздних по датам принятия нормативных актах.
Так пункт 1 ст. 1240.1. ГК РФ устанавливает правило общего характера, за некоторыми строго оговоренными исключениями: «право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта для государственных и муниципальных нужд, принадлежат лицу, выполняющему государственный или муниципальный контракт (исполнителю)».
Очевидно, что в основу этих подходов положена презумпция необходимости крупных финансовых затрат на создание наукоемкой продукции. Изначально предполагается, что государство принимает на себя основную часть издержек в сфере интеллектуальной собственности, поскольку свободного перелива капитала в эту сферу не происходит, для развития научно-технической деятельности требуется государственное регулирование и бюджетное финансирование. Только государство может создать условия для развития частного «интеллектуального» предпринимательства, при этом цели возмещения затрат государства на финансирование научно-технической деятельности ни ранее принятым, ни сегодняшним законодательством не предусматривается.
«В то же время, как было отмечено еще в п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 30.11.2001 N 1607-р, - в условиях ограниченности бюджетных средств государство может взять на себя расходы, связанные в основном с первым этапом - созданием результатов научно-технической деятельности в приоритетных областях науки и техники». Далее, расходы по внедрению РИД в хозяйственный оборот должен нести обладатель исключительных прав на них.
Возможность безвозмездной передачи прав не исключает необходимость установления государственной системы контроля. Установленная распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 1607-р система государственного контроля за хозяйственным оборотом результатов научно-технической деятельности предусматривала предоставление правообладателем в уполномоченные органы исполнительной власти сведений о заявках на выдачу охранных документов на объекты интеллектуальной собственности и о наличии ноу-хау; о полученных охранных документах; о заключенных сделках, касающихся прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности; о фактах использования объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно-технической деятельности, в том числе о лицензионных договорах (соглашениях) с зарубежными партнерами. Устанавливаемая система контроля должна была предусматривать возможность изъятия государством прав на использование этих результатов, если организация - владелец прав в течение установленного срока не предприняла эффективных мер для их практического использования и введения в хозяйственный оборот или лицензиат исключительного права нарушает условие об использовании преимущественно в России объектов интеллектуальной собственности или созданного с их использованием продукта.
На практике это привело к распространению режима вещных прав на объекты интеллектуальной собственности, лишенные материальной основы. Несмотря на критику данного подхода17, к РИД стали применяться положения общей части ГК РФ об ограничениях на распоряжение имуществом учреждения, принадлежащим ему на праве оперативного управления (ст. 296, 298 ГК РФ). Ситуация изменилась 1 октября 2014 г., когда ст. 1227 ГК РФ была дополнена п. 3, в соответствии с которым к интеллектуальным правам не применяются положения разд. II ГК РФ (Право собственности и другие вещные права), если иное не установлено правилами разд. VII ч. IV ГК РФ. Тем не менее нового нормативно-правового акта о регулировании вопросов, касающихся контроля над использованием РИД, созданных за счет средств государственного или муниципального бюджета, разработано не было.
Предусмотрено, что детально эти вопросы будут разрешены в новом постановлении Правительства РФ.
Принятое в конце 90 – начале 2000-х гг. регулирование исследуемых вопросов не утратило своего действия, но не отвечает современным реалиям. Частичное изменение действующих актов путем внесения отдельных поправок не способствовало кардинальному решению проблемы эффективного управления правами на РИД, созданными при бюджетном финансировании.
Анализ положений федеральных законов и нормативно-правовых актов, действующих в настоящее время, свидетельствует о том, что регулирование данной проблемы носит фрагментарный характер.
Хочется надеяться, что со вступлением в действие ст. 1240.1 ГК РФ и принятых в ее исполнение постановлений Правительства РФ будут разрешены многие важные задачи, связанные с внедрением РИД, созданных при исполнении государственного и муниципального контракта, в хозяйственный оборот и их эффективным использованием, а само управление правами на РИД, принадлежащими Российской Федерации, сложится в целостную систему.
* Исследование выполнено в рамках НИР при поддержке Минобрнауки РФ «Исследование основных направлений развития права интеллектуальной собственности в условиях глобальной конкуренции и анализ существующего состояния правового регулирования в Российской Федерации».
1 Указ Президента РФ от 01 декабря 2016 г. N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 05 декабря 2016 г., N 49, Ст. 6887.
2 Собрание законодательства РФ, 14 мая 2018 г., N 20. Ст. 2817.
3 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29 сентября 2018 г.) http://static.government.ru/
4 Рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях. Утверждены Министерством экономического развития РФ 3 октября 2017г. Администратор образования, N 8 (573), апрель 2018 г.
5 https://rospatent.gov.ru/ Дата обращения 29 июня 2021 г..
6 Собрание законодательства РФ, N 11, 15 марта 2004 г. Ст. 945.
7 Собрание законодательства РФ, 26 августа 1996 г., N 35. Ст. 4137.
8 Собрание законодательства РФ, 08 апреля 2013 г., N 14. Ст. 1652.
9 Собрание законодательства РФ, 02 апреля 2012 г., N 14. Ст. 1637.
10 Евстафьев В., Орехов Д., Хитрова Л. Проблемы управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности // ИС. Промышленная собственность, 2017, N 1. С. 17 – 22; Семенович К.С. РИД, созданный в рамках гособоронзаказа на выполнение НИОКР // ИС. Промышленная собственность, 2019, N 9. С. 14 – 19; Бобровская М.В., Панова К.О., Ольшанцев Е.Е. Актуальные проблемы распределения прав на РИД и их финансирование при выполнении ОКР по ГОЗ // ИС. Промышленная собственность, 2020, N 4. С. 13 – 20 и др.
11 http://www.pravo.gov.ru – 02 октября 2018 г.
12 Документ опубликован не был.
13 Собрание законодательства РФ, 22 апреля 2013 г., N 16. Ст. 1956.
14 Собрание законодательства РФ, 04 марта 2002 г., N 9. Ст. 935.
15 Собрание законодательства РФ, 27 июля 1998 г., N 30. Ст. 3756.
16 Собрание законодательства РФ, 10 декабря 2001 г., N 50. Ст. 4803.
17 Васильева Е.Н. Права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в бюджетных учреждениях за счет средств федерального бюджета // Труды Института государства и права РАН, 2012, N 3. С. 155 – 156.
Список литературы:
1. Евстафьев В., Орехов Д., Хитрова Л. Проблемы управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности // ИС. Промышленная собственность, 2017, N 1. С. 17 – 22.
2. Семенович К.С. РИД, созданный в рамках гособоронзаказа на выполнение НИОКР // ИС. Промышленная собственность, 2019, N 9. С. 14 – 19.
3. Бобровская М.В., Панова К.О., Ольшанцев Е.Е. Актуальные проблемы распределения прав на РИД и их финансирование при выполнении ОКР по ГОЗ // ИС. Промышленная собственность, 2020, N 4. С. 13 – 20
4. Васильева Е.Н. Права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в бюджетных учреждениях за счет средств федерального бюджета // Труды Института государства и права РАН, 2012, N 3. С. 155 – 156.