Для цитирования:
Зуйков С.А. Оценка использования измененных товарных знаков в делах о досрочном прекращении их правовой охраны // Журнал Суда по интеллектуальным правам. Декабрь 2022. Вып. 4 (38). С. 129–131.
DOI: 10.58741/23134852_2022_4_129.
Zuikov S.A. Evaluation of the use of modified trademarks in cases of early termination of their legal protection // Zhurnal Suda po intellektual'nym pravam. December 2022. 4 (38). Pp. 129–131. (In Russ.).
DOI: 10.58741/23134852_2022_4_129.
Согласно пункту 2 ст. 1486 ГК РФ1 использованием товарного знака в делах о досрочном прекращении его правовой охраны считается использование знака не только в том виде, в котором он зарегистрирован, но и с преобразованием его отдельных элементов, не меняющим существа товарного знака и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку.
Вопрос о том, остался ли знак узнаваемым (отличаемым) для обычных потребителей соответствующего товара, устанавливается судом по результатам комплексного анализа зарегистрированного и используемого обозначения2.
Далее рассмотрим, какая степень изменения знака может признаваться допустимой4 при анализе использования правообладателем товарных знаков «» n 566606 и «» n 485904 исследовалось, можно ли признать их использованием маркировку в товаросопроводительных документах обозначением «».
Суд отметил, что обязательным условием сохранения правовой охраны товарного знака является допущение его использования только с такими отличиями, которые не изменяют характерных черт товарного знака. При этом использование обозначения на ином языке меняет существо знака5, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу об неиспользовании товарных знаков.
В деле N СИП-745/20216 использование обозначения «GORYNYCH», напротив, судом первой инстанции признано за использование товарного знака «» N 217820, поскольку такая вариация не меняет существо спорного товарного знака и не ограничивает его правовую охрану, будучи фонетически и семантически тождественными отличаясь от него лишь транскрипцией. Суд посчитал, что прочтение словесного элемента «GORYNYCH» не составляет затруднений для абсолютного большинства потребителей и выполнено на фоне изобразительного элемента - общеизвестного сказочного персонажа, дублирующего семантический смысл словесного элемента.
Однако кассационная инстанция подчеркнула, что написание этого обозначения в латинице существенно меняет его восприятие.
Товарный знак N 13720757 предполагался ответчиком использованным в его фирменном наименовании «СВ-Логистик» и наименовании аффилированного общества «Терминал-СВ» в виде словесного обозначения «СВ», однако суд отметил, что знак является комбинированным, и в полном объеме не использовался, и не мог применяться в фирменных наименованиях правообладателя и аффилированного с ним лица. Также наименования на иностранном языке не регистрировались, использование ответчиком и аффилированным с ним лицом в фирменном наименовании только словесного элемента «СВ» кардинально меняет существо спорного знака обслуживания и не может быть признано его использованием.
В деле о досрочном прекращении товарного знака N 5990328 суд, проанализировав фактически используемое обозначение «VetOculus», пришел к выводу о существенных отличиях последнего от спорного товарного знака.
В деле о досрочном прекращении товарного знака N 444393 9 не было установлено фактического использования знака – ответчик маркировал товар словом «BONITA», и суд указал, что в данной форме элемент не содержит всех включенных в товарный знак словесных элементов («Дом, милый дом»), изобразительного элемента, выполнен в иных шрифте и цветовой гамме, суд первой инстанции пришел к выводу, что восприятие товарного знака в целом изменяется, то есть изменяется его существо.
Обширна и практика дел, в которых изменения признаны незначительными.
В деле N СИП-883/2018 товарный знак N 319035 10 признан использованным ответчиком, будучи примененным как «ГЛОБУС ГУРМЭ» в различных шрифтах и способах написания (слитно, раздельно, через дефис), поскольку изменение шрифта в данном случае не меняет существа товарного знака и не ограничивает предоставленную ему охрану11.
Такое изменение можно охарактеризовать как «несколько отличное графическое исполнение». При этом суд основывался на том, что в данном обозначении основную индивидуализирующую функцию выполняет именно словесный элемент «ГУРМЭ», который является оригинальным, акцентирует внимание потребителя и легче запоминается.
В деле N СИП-942/202112 суд отклонил довод истца о том, что товарный знак N 329687 не использовался правообладателем. Истец утверждал, что не принята во внимание существенность изменений в фактически использованном на упаковке товара обозначении , в котором появились новые графические элементы и логотип «Я¦готовить», а также изменены цветовая палитра и смысловое ударение в словесном элементе.
В то же время суд признал, что ответчик «использовал спорный товарный знак в несколько ином исполнении, не влияющем на существо знака». Использование на упаковке майонеза таких же словесных элементов, а также оригинальных изобразительных элементов и колористических решений позволило суду сделать вывод о том, что потребитель воспринимает фактически используемое обозначение в качестве спорного товарного знака.
Дело N СИП-1335/202113 является примером случая, когда отличия между зарегистрированной формой знака и фактически используемым изображением действительно трудноуловимы. Вместо товарного знака № 327966 ответчик применял обозначение , и по результатам сделанного анализа суд признал, что товарный знак используется обществом с изменениями, не влияющими на его восприятие потребителями.
Таким образом, ключевым вопросом, который необходимо исследовать при анализе зарегистрированного товарного знака и фактически используемое обозначение, является вопрос о наличии или отсутствии изменений в восприятии обозначения потребителями. Вариации знака, которые изменяют его различительную способность, будут признаваться меняющими сущность средства индивидуализации.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ
2 Пункт 164 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
3 Следует отметить, что данная тема нередко затрагивается в профильной литературе, например, см.: Джермакян В.Ю. 900 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики (вопросы 806, 814); Гаврилов Э.П. Последствия неиспользования товарного знака: практика применения статьи 1486 ГК РФ и предложения по ее совершенствованию; Карабанов А.Л., Доронина М.В. Товарный знак: как создать и защитить; Ворожевич А.С. Защита брендов: стратегии, системы, методы и пр.
4 Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 06 декабря 2021 г. N С01-452/2021 по делу N СИП-880/2020.
5 Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 21 мая 2018 г. по делу N СИП-335/2017 («Сибэнергомаш»/ «SIBENERGOMASH»).
6 Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 14 февраля 2022 г. N С01-2307/2021 по делу N СИП-745/2021.
7 Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 06 июня 2019 г. N С01-314/2019 по делу N СИП-618/2018.
8 Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 18 января 2021 г. N С01-1620/2020 по делу N СИП-343/2020.
9 Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 31 июля 2019 г. N С01-629/2019 по делу N СИП-311/2018.
10 Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 22.08.2019 N С01-626/2019 по делу N СИП-883/2018
11 Аналогичная позиция отражена в постановлениях Суда по интеллектуальным правам от 14 февраля 2019 г по делу N СИП-267/2018, от 15 февраля 2019 г. по делу N СИП-266/2018 (дела об оспаривании решений Роспатента).
12 Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 21 июля 2022 г. N С01-832/2022 по делу N СИП-942/2021.
13 Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 27 июля 2022 г. N С01-977/2022 по делу N СИП-1335/2021.
Список литературы:
1. Джермакян В.Ю. 900 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики // СПС ГАРАНТ. 2019.
2. Карабанов А.Л., Доронина М.В. Товарный знак: как создать и защитить. М.: Редакция «Российской газеты», 2018. Вып. 7. 144 с.
3. Ворожевич А.С. Защита брендов: стратегии, системы, методы: учебное пособие для магистров. Москва: Проспект, 2017. 144 с.
4. Гаврилов Э.П. Последствия неиспользования товарного знака: практика применения статьи 1486 ГК РФ и предложения по ее совершенствованию // Патенты и лицензии. 2016. N 7. С. 23 - 29; N 8. С. 18 - 25.