Кому принадлежит обозначение Opus Dei?




Кому принадлежит обозначение Opus Dei?

03 Июня 2016
Г.А. Андрощук,
кандидат экономических наук,
заведующий лабораторией правового обеспечения
развития науки и технологий
НИИ интеллектуальной собственности НАПрН Украины
 
 


"Журнал Суда по интеллектуальным правам". - 2016 г. - № 12, июнь. - С. 74-77


Прежде чем перейти к рассмотрению этого неоднозначного судебного дела, привлекшего внимание специалистов интеллектуальной собственности и средств массовой информации, приведем справочную информацию.

Opus Dei (Дело Божие) - организация католической церкви, полное название которой - «Прелатура Святого Креста и Дела Божия». Организация основана 2 октября 1928 г. в Мадриде испанским священником Хосемария Эскрива де Балагер. Цель Opus Dei - помочь верующим обрести святость в повседневной жизни, занимаясь обычными земными делами, в частности - профессиональной деятельностью. Штаб-квартира Прелатуры находится в Риме. В 1982 г. Папа Иоанн Павел II присвоил организации Opus Dei статус «персональной прелатуры». Персональная прелатура - это структура, которая входит в пастырскую иерархическую структуру Церкви и возглавляется прелатом. Слово «персональная» означает, что юрисдикция прелатуры не относится к конкретной территории, как в случае приходов и епархий, а лишь к конкретным людям - членов Opus Dei, живущих по всему миру. К Прелатуре могут принадлежать как миряне, так и епархиальные священники.

В последние годы эта организация приобрела определенную популярность благодаря книге Дэна Брауна «Код да Винчи»* (в которой она представлена как секта католических священников - фундаменталистов, преследующих зловещие цели).

*«Код да Винчи» (англ. The Da Vinci Code) - роман, написанный американским писателем и журналистом Дэном Брауном, изданный в апреле 2003 г. издательством Doubleday Group (русское издание - издательством «АСТ», Москва, 2004).

В 1998 г. Прелатура зарегистрировала словосочетание Opus Dei в качестве товарного знака Сообщества для классов 16 (печатная продукция), 38 (телекоммуникации), 41 (образование, обеспечение учебного процесса, развлечения, организация спортивных и культурно-просветительских мероприятий), 42 (обеспечение пищевыми продуктами, напитками, обеспечение временного проживания, медицинский, гигиенический и косметический уход) Международной классификации товаров и услуг (МКТУ 7).

Недавно Прелатура подала заявку на товарный знак Сообщества для услуг по классу 45 (услуги юридические; службы безопасности для защиты имущества и индивидуальных лиц; персональные и социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц), которая находится сейчас на рассмотрении.

Материнская организация Прелатуры (Scriptor) в 1993 г. зарегистрировала знак Opus Dei в Великобритании для классов 16, 39, 41, 42, но в 2010 г. знак перестал действовать. На этом фоне компания Dema Games (датский издатель игр) зарегистрировала в Дании комбинированный знак, включающий рисунок и написанную стилизованным шрифтом фразу Opus Dei: Existence After Religion (Дело Божие: жизнь после религии), для классов 16 (печатная продукция) и 28 (игры).

Dema Games - это небольшая компания, которая в 2009 г. выпустила карточную игру. На своей странице в Facebook она указала, что «ни один субъект не имеет исключительных прав на использование религиозных понятий любого толка». В настоящее время игра распространяется в Великобритании, Германии и Дании, а также через интернет-магазины: www.opus-Dei.co.uk и www.opus-dei.dk.

“Выбор в названии игры Opus Dei был сознательным”, - сказал один из создателей игры – 28-летний гейм-дизайнер, бывший студент философии Марк Рис-Андерсен. По его словам, он подошел к иску, инициированному организацией Opus Dei, еще в 2009 г., с "идеалистической мотивацией: чтобы сохранить "Дело Божье" в общественном достоянии". "Никакая организация не должна претендовать быть единственным собственником юридических прав на само понятие", - отметил он.

Opus Dei не имеет своего представителя на территории Дании - стране преимущественно лютеранской. Поэтому предъявление иска в отношении Dema Games осуществил испанский филиал организации.

Компания Dema Games выпустила на рынок игру Opus Dei: Existence After Religion, заявив ее как «первую атеистическую карточную игру».

Прелатура подала иск в суд о нарушении прав на свой товарный знак, отмене регистрации датского знака и отмене (передаче) регистрации доменных имен Opus Dei. Кроме того, Прелатура требовала возмещения материального ущерба в размере 200 тыс. датских крон за предполагаемые нарушения и передачу ей доменных имен www.opus-dei.co.uk и www.opus-dei.dk.

В свою очередь, Dema Games подала встречный иск о недействительности и отмене товарного знака Прелатуры.

Дело рассматривалось Высоким морским и торговым судом Копенгагена (Maritime and Commercial High Court), решение было принято 18 марта 2013 г.

Недействительность. Компания Dema Games заявила, что знак Прелатуры не обладает различительной способностью и поэтому недействителен. Основанием послужило утверждение, что слова Opus Dei находятся в общем употреблении на протяжении веков и не способны выполнять функцию указания происхождения. Поскольку они имеют религиозный смысл, никто не может предъявлять на них особые права. Что касается собственного знака Dema Games (Opus Dei: Existence After Religion), то он имеет философскую коннотацию и у него нет ничего общего с Прелатурой.

Европейское законодательство содержит немного положений, касающихся товарных знаков, которые состоят из слов религиозного содержания. Регламент ЕС 40/94 о товарных знаках Сообщества не запрещает их регистрацию. Однако в Директиве ЕС 89/104 о сближении законов государств-членов, относящихся к товарным знакам, имеется положение (хотя и факультативное) о том, что страны - члены могут запрещать регистрацию товарных знаков, содержащих обозначения «высокой символической ценности, в частности религиозные символы». Оба документа содержат запрет на товарные знаки, противоречащие общественному порядку или общепринятым принципам морали. Заявки на товарные знаки религиозного содержания должны оцениваться в свете этого положения.

Определение понятий «общественный порядок» и «мораль» отсутствует в Директиве и Регламенте. Некоторое разъяснение дается в руководстве по экспертизе товарных знаков Сообщества: запрещено регистрировать богохульные, расистские, дискриминационные слова или фразы, но только если такое значение недвусмысленно передается заявленным знаком. Однако слова «Иисус» и «Бог» (стилизованные) принимались и регистрировались в качестве товарных знаков Сообщества.

Интерпретировать положения о товарных знаках, противоречащих общественному порядку и общепринятым принципам морали, следует с учетом ст. 10 и 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В них говорится, что свобода выражать свое мнение, как и другие права и свободы, должна соблюдаться без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по другим признакам. Такая интерпретация устраняет все сомнения.

Что касается наличия у знака Opus Dei различительной способности, суд Копенгагена признал ее в отношении товаров и услуг, для которых знак был зарегистрирован, и отклонил иск о недействительности.

Аннулирование. Это требование было частично удовлетворено. Суд решил, что Прелатура не предоставила достаточных доказательств использования обозначения Opus Dei для образовательных материалов и других продуктов и услуг классов 16 и 41. В результате чего использование знака было ограничено услугами, относящимися к религиозному обучению и религиозным собраниям класса 41.

Нарушение. Суд признал знаки Прелатуры и Dema Games похожими, но материалы и услуги, для которых они используются, неидентичными. Отсюда был сделан вывод об отсутствии нарушения.

Хорошо известный товарный знак. Суд не нашел доказательств того, что обозначение Opus Dei можно рассматривать как хорошо известный знак в Дании. Кроме того, он обнаружил, что товарные знаки Прелатуры и Dema Games были похожими до степени смешения. Тем не менее суд установил, что не было никакого сходства у товаров, к которым применяются торговые марки, - Dema Games предложил игры, которые (после указанных выше ограничений) никоим образом не были похожи до степени смешения с этими услугами, которые охватывают регистрацию товарного знака Прелатуры. Итак, регистрация товарного знака Dema Games и его использование были разрешены. Суд не счел знак Opus Dei хорошо известным в Дании, несмотря на то, что книгу «Код да Винчи» и поставленный по ней фильм прочитали и посмотрели много датчан. Причину того, что датчане не связывают с Прелатурой знак Opus Dei, суд увидел в относительной давности выхода в свет книги и фильма.

Хотя обозначение Opus Dei длительное время использовалось в качестве имени для организации Прелатуры, суд не нашел, что это помешало регистрации товарных знаков Dema в соответствии с разделом 14 (4) Закона о товарных знаках (Danish Trademark Act), поскольку не было никакого сходства товаров. Кроме того, суд установил, что статья 18 Закона о маркетинге не предоставила товарному знаку и названию "отдельной защиты, которая выходит за рамки того, что уже следует из Закона о товарных знаках".

Доменные имена. Суд заявил, что он не имел полномочий рассматривать доменное имя Великобритании. Было установлено, что использование Dema Games в доменном имени www.opus - dei.dk для продвижения на рынок своих игр не противоречит разделу 12 Закона о доменных именах (Danish Act on Internet Domains).

Компенсация. Cуд обязал Opus Dei оплатить судебные издержки ответчика в размере 45000 крон.

Комментарий автора. Указанное судебное решение поставило и оставило без ответа несколько важных вопросов. Во-первых, суд не смог определить, что обозначение (фирменное наименование и торговая марка) Opus Dei было хорошо известно в Дании. И это при том, что эта организация существует с 1928 г., работает в 70 странах мира, только в Дании было продано более 360000 экземпляров книги Дэна Брауна "Код да Винчи", которая содержит многочисленные ссылки на Opus Dei, а фильм "Тайна да Винчи "просмотрело огромное количество жителей страны (625 тысяч проданных билетов только в 2006 году). Исходя только из этих показателей можно было бы утверждать, что фирменное наименование и соответственно товарный знак были популярны в Дании. Однако непонятно, представлял ли истец эти аргументы и цифры в суд.

Немного странными являются и рассуждения суда по этому вопросу. Он заявил, что "нет никаких оснований констатировать, что читатели в целом будут сочетать Opus Dei с Прелатурой, поскольку…чуть менее 10 лет прошло с момента публикации книги и 7 лет с момента демонстрации фильма с одноименным названием. Охват широкого круга лиц в связи с Прелатурой в датских СМИ, несомненно, также приведет к тому, что большая часть общественности получила знания о Прелатуре под названием Opus Dei. Однако это не является достаточным документированным подтверждением того, что Opus Dei может сегодня считаться хорошо известным товарным знаком в Дании "

Во-вторых, непонятно, почему суд ограничил защиту, предоставляемую фирменным наименованиям в соответствии со статьей 8 Парижской конвенции и статьей 18 Закона о маркетинге. Это противоречит предварительно сложившейся национальной судебной практике, согласно которой суды предоставляли повышенную защиту для фирменных наименований компаний.

И в завершение что касается вопроса о религиозном характере и морали. Обратимся к третьей заповеди, запрещающей произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Принимается имя Божие напрасно, когда произносится в пустых разговорах, шутках и играх. Запрещая вообще легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божьему, эта заповедь запрещает грехи, которые происходят от легкомысленного и неблагоговейного отношения к Богу. Бог - это тоже имя Господа, пишется с заглавной буквы, как имя собственное. Со строчной буквы "бог" пишется, когда имеется в виду общее значение этого слова - применительно к языческим богам или демонам.

Однако, даже будучи атеистом, не следует использовать для карточной игры обозначения «высокой символической ценности, в частности религиозные символы».