Правовые последствия уплаты государственной пошлины за продление срока действия исключительного права на товарный знак лицом, не являющимся правообладателем

09 Ноября 2020
Р.В. Ларшин,
старший юрист ООО «Зуйков и партнеры»
 
 

"Журнал Суда по интеллектуальным правам", № 4 (30), декабрь 2020 г., с. 109-112


По названию статьи трудно определить того, кто не является правообладателем и без его согласия решит оплатить государственную пошлину за продление срока действия исключительного права на товарный знак, у которого истекает срок правовой охраны.

Однако такие случаи встречаются. Понять чем руководствуются эти люди, понять сложно, но вряд ли ими движет желание сохранить для потомков в силе чужой товарный знак.

Вероятно, достаточно очевидной представляется ситуация, при которой правообладатель незадолго до истечения срока действия товарного знака заключает лицензионный договор, получает единовременное вознаграждение, а дальше по неясным причинам он утрачивает интерес к товарному знаку и не оплачивает пошлину за поддержание его правовой охраны в силе.

Далее лицензиат видит, что другим лицом подана заявка на регистрацию сходного обозначения, и если не сохранить действие товарного знака в силе, то он утратит законное право использования этого обозначения, а лицо, подавшее заявку на регистрацию знака, в случае его регистрации сможет предъявлять к нему требования о защите права на товарный знак. Поэтому лицензиат, чтобы сохранить правовую охрану товарного знака, оплачивает государственную пошлину за продление срока действия исключительного права на товарный знак за правообладателя, не имея от него соответствующих поручений.

На бытовом уровне никто не запрещает заплатить за соседа штраф или коммунальные платежи, найдя в его почтовом ящике соответствующие платежные документы. Но так ли все просто с оплатой пошлины? Попробуем разобраться.

Рассмотрение заявлений правообладателей о продлении исключительного права на товарный знак отнесено к компетенции Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) частью четвертой Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ, Кодекс) и Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. № 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности».

Порядок рассмотрения заявлений о продлении исключительного права на товарный знак определен в Административном регламенте предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по продлению срока действия исключительного права на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. № 705 (далее соответственно – Административный регламент, государственная услуга).

Согласно пункту 1 ст. 1491 ГК РФ исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз. По ходатайству правообладателя ему может быть предоставлено шесть месяцев по истечении срока действия исключительного права на товарный знак для подачи указанного заявления при условии уплаты пошлины (п. 2 ст. 1491 ГК РФ).

Запись о продлении срока действия исключительного права на товарный знак вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак (п. 3 ст. 1491 ГК РФ).

Согласно пункту 51 Административного регламента предоставление государственной услуги включает следующие административные процедуры: прием и регистрацию заявления, ходатайства; проверка соблюдения срока представления заявления и уплаты пошлины; рассмотрение ходатайства; рассмотрение заявления.

В соответствии с п. 30 Административного регламента перечень юридически значимых действий, связанных с предоставлением государственной услуги, за совершение которых взимаются пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для уменьшения размеров пошлин или возврата, установлены Положением о пошлинах.

Пунктом 4 Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 941 (далее – Положение о пошлинах) предусмотрено, что уплату пошлин осуществляют юридические и физические лица, в установленном порядке обратившиеся за совершением юридически значимых действий, либо лица, действующие по их поручению.

Из пунктов 66 и 77 Административного регламента следует, что, если по результатам проверки уплаты пошлины в соответствии с п. 65 Административного регламента уплата пошлины в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах, не подтверждена, заявителю направляется уведомление о начислении соответствующей пошлины с указанием необходимости уплатить пошлину в течение двух месяцев со дня направления указанного уведомления.

Если пошлина в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах, не уплачена, продление срока действия исключительного права на товарный знак не осуществляется (п. 70 Административного регламента).

При этом согласно п. 88 Административного регламента основанием для осуществления административной процедуры рассмотрения заявления является установление факта соблюдения срока представления заявления и удовлетворение ходатайства (если заявление подано в течение шести месяцев по истечении срока действия исключительного права на товарный знак) и уплаты пошлины в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах.

Административная процедура состоит из следующих административных действий:

1)

проверка соответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации;

2)

внесение записи о продлении срока действия исключительного права на товарный знак в Государственный реестр;

3)

публикация в официальном бюллетене сведений о продлении срока действия исключительного права на товарный знак.

В соответствии с п. 89 Административного регламента Административное действие, предусмотренное подп. 1 п. 88 данного регламента, заключается в проверке соблюдения следующих условий:

-

соответствие заявления и прилагаемых к нему документов положениям п. 2 ст. 1491 Кодекса, п. 17 Регламента;

-

представление заявления и прилагаемых к нему документов в отношении исключительного права на товарный знак, действие которого не прекращено или не признано недействительным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

-

соответствие сведений, в том числе о правообладателе, в заявлении и прилагаемых к нему документах сведениям, имеющимся в Государственном реестре, относящимся к исключительному праву на товарный знак, в отношении которого подано заявление;

-

наличие полномочий на подачу заявления и прилагаемых к нему документов у лица, подавшего заявление.

В случае несоблюдения условий, предусмотренных п. 89 Регламента, заявителю направляется запрос с указанием оснований, по которым срок действия исключительного права на товарный знак не может быть продлен, и предложением в течение трех месяцев со дня направления запроса представить недостающие и (или) надлежаще оформленные документы. В указанном запросе заявитель информируется о том, что в случае непредставления недостающих и (или) надлежаще оформленных документов в трехмесячный срок с даты направления запроса заявителю будет отказано в продлении срока действия исключительного права на товарный знак (п. 90 Административного регламента).

Согласно пункту 91 Административного регламента, если заявитель не представил в течение срока, установленного в п. 90 Регламента, недостающие и (или) надлежаще оформленные документы, заявителю отказывается в продлении срока действия исключительного права на товарный знак.

Если в результате проверки, предусмотренной п. 89 Регламента, установлено, что условия, предусмотренные п. 89 Регламента, соблюдены, срок действия исключительного права на товарный знак продлевается.

Таким образом, из приведенных норм права следует, что подачу заявления о продлении срока действия исключительного права на товарный знак и уплату пошлины должен осуществить правообладатель, или лицо, действующее по его поручению. При этом поручение должно быть выражено в письменном виде.

Но что произойдет, если государственную пошлину за рассмотрение заявления о продлении исключительного права на товарный знак оплатит не правообладатель товарного знака?

В случае если с заявлением о продлении срока действия исключительного права на товарный знак или с ходатайством о предоставлении шестимесячного срока для продления истекшего срока действия исключительного права на указанный товарный знак в Роспатент обратится не правообладатель, а иное лицо, действующее от своего имени, то последствия для такого лица, могут быть следующими.

На совершение юридически значимых действий по продлению срока действия исключительного права на товарный знак и уплаты соответствующих пошлин в силу требований Положения о пошлинах необходимо волеизъявление правообладателя, выраженное в письменной форме, или делегирование права на совершение таких юридически значимых действий уполномоченному на то лицу также с соблюдением письменной формы (п. 4 Положения о пошлинах).

Согласно подпункту 2 п. 17 Положения о пошлинах, в числе прочего, к заявлению прикладывается доверенность или иной документ (при наличии представителя заявителя), оформленные в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями или требованиями законодательства страны их происхождения, подтверждающей полномочия представителя на ведение дел с Роспатентом, если заявителем назначен представитель, не являющийся патентным поверенным (далее – доверенность).

В случае отсутствия документа, подтверждающего полномочия представителя, Роспатентом направляется в адрес заявителя соответствующий запрос и предложение в течение трех месяцев со дня направления запроса представить недостающие и (или) надлежаще оформленные документы (п. 80, 89, 90 Административного регламента).

Если заявитель не представил в течение срока, установленного в п. 90 Регламента, недостающие и (или) надлежаще оформленные документы, заявителю отказывается в продлении срока действия исключительного права на товарный знак (п. 91 Административного регламента).

Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении президиума Суда по интеллектуальным правам от 13 июля 2018 г. по делу № СИП-552/2017.

Такой правовой подход вытекает из общих положений части четвертой ГК РФ, в которой определено право правообладателя на распоряжение принадлежащим ему исключительным правом на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом (п. 1 ст. 1233 ГК РФ). При этом распоряжение правом подразумевает под собой не только предоставление права использования товарным знаком или его отчуждение другому лицу, но и право досрочного прекращения правовой охраны товарного знака в случае отказа правообладателя от права на товарный знак (под. 5 п. 1 ст. 1514 ГК РФ) или в связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак (подп. 1 п. 1 ст. 1514 ГК РФ). В последнем случае воля правообладателя выражается в форме его бездействия, вытекающего из неуплаты государственной пошлины.

Законодатель предусмотрел административные процедуры, позволяющие предотвратить оплату государственной пошлины за продление срока действия исключительного права на товарный знак лицом, не являющимся правообладателем.

Значит, никто кроме правообладателя или уполномоченного им лица не может оплатить пошлину за продление срока действия знака, иное бы противоречило основным началам гражданского законодательства принципу добросовестности участников гражданских правоотношений и недопустимости извлечения кем-либо преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 3 и 4 ст. 1 ГК РФ), закрепляющими пределы осуществления гражданских прав (ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, правовым последствием уплаты государственной пошлины за продление срока действия исключительного права на товарный знак лицом, не являющимся правообладателем, будет отказ Роспатента в продлении срока действия исключительного права на товарный знак, и как следствие - прекращение правовой охраны этого товарного знака, в связи с истечением срока действия исключительного права.