РЕКОМЕНДАЦИИ "круглого стола" на тему "Региональные бренды: опыт, задачи, перспективы"

29 Марта 2017
 
 
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАУКЕ, ОБРАЗОВАНИЮ И КУЛЬТУРЕ


УЛ. Б.ДМИТРОВКА, 26, МОСКВА, 103426

17 февраля 2017 года
г. Москва, Московский государственный университет им. О.Е. Кутафина

Обсудив в рамках V Международного юридического форума "Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики" вопросы поддержки и перспективы продвижения в Российской Федерации региональных брендов, участники "круглого стола" отмечают следующее.

Сегодня решение задач экономического развития отдельных территорий требует комплексного подхода. Среди задач, от реализации которых во многом зависит решение ключевых проблем экономики каждого региона, обеспечение эффективного функционирования товаропроизводителей в гражданском обороте, путем не только расширения ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции, но и активного использования механизмов, способствующих успешному продвижению продукции на рынке.

Как свидетельствует отечественная и мировая практика, к таким механизмам относятся средства индивидуализации, входящие в число объектов интеллектуальной собственности, одним из которых является наименование места происхождения товара (далее - НМПТ). Наряду с другими средствами индивидуализации НМПТ является одной из составляющих регионального бренда. НМПТ охраняется в России на основе государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Наличие зарегистрированного НМПТ гарантирует потребителю особые, зачастую неповторимые свойства товара. Такие свойства формируются под воздействием природных условий и (или) людских факторов места происхождения (изготовления) товара, включающих передаваемые из поколения в поколение традиции, навыки, секреты и культуру производства.

7 ноября 2013 года в городе Казани на заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации на тему "О роли российских регионов в развитии рынка интеллектуальных прав" была отмечена необходимость повышения популярности качественных региональных традиционных продуктов, в первую очередь - путем регистрации исключительного права производителей таких продуктов на НМПТ как важного инструмента экономического развития регионов России.

Объединение усилий органов власти субъектов Российской Федерации и производителей по развитию и поддержке региональных брендов взаимовыгодно, поскольку ведет не только к повышению эффективности производства, но и к улучшению имиджа, повышению социальной и инвестиционной привлекательности региона, развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса, туризма, организации новых рабочих мест, сохранению сельских поселений. Кроме того, НМПТ имеет и политическое значение, так как предназначено для товаров, сохраняющих многообразие традиций, отражающих самобытный колорит и историю народов, населяющих многонациональное государство. Так, например, широкая известность ряда регионов в России и за рубежом связана, в частности, с изготовлением традиционных товаров, реализуемых с использованием НМПТ: в Вологодской области – "Вологодское масло", "Вологодское кружево", в Тульской области – "Тульский самовар", "Тульский пряник", в Нижегородской области – "Хохлома", "Павловские художественные изделия", "Городецкая роспись".

На сегодняшний день в Российской Федерации зарегистрировано 164 НМПТ. Исключительное право их использования предоставлено более чем 350 производителям. При этом за время действия законодательства в области НМПТ более чем из трети регионов Российской Федерации не подано ни одной заявки. Это означает, что субъектами Российской Федерации и действующими на их территориях производителями потенциальные возможности, заложенные в НМПТ, используются не эффективно. При этом многие регионы производят товары, обладающие неповторимыми особыми свойствами, обусловленными географической средой, в том числе являющиеся изделиями народных художественных промыслов.

 

Учитывая важность популяризации и продвижения региональных брендов для экономического развития субъектов Российской Федерации и страны в целом, а также высокий потенциал российских регионов в части наличия товаров, уникальность которых обусловлена географическим положением и передающимися из поколения в поколение традициями, участники "круглого стола" р е к о м е н д у ю т:

1. Правительству Российской Федерации:

1) проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части дополнения перечня охраняемых объектов интеллектуальных прав новым объектом - "географическое указание";
2) привести терминологию Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Концепции развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации на период 2016-2020 годов и плановый период до 2025 года в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в части НМПТ.
3) внести в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2004 года № 481 "О перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара" изменения, предусматривающие расширение перечня товаров, в отношении которых могут быть зарегистрированы НМПТ;
4) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части обеспечения возможности привлечения региональных органов исполнительной власти к выдаче заключений, связанных с правовой охраной НМПТ, а также к осуществлению на региональном уровне контроля за сохранением особых свойств товаров, в отношении которых зарегистрированы такие наименования;
5) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос финансовой поддержки работы по выявлению в субъектах Российской Федерации традиционных товаров, в отношении которых могут быть зарегистрированы НМПТ;
6) проработать вопрос о разработке комплекса мер по пресечению контрафакта и фальсификации изделий народных художественных промыслов на внутреннем рынке и ограничению импорта изделий, аналогичных изделиям народных художественных промыслов, предусмотрев в том числе следующие меры:
- введение обязанности декларантов вносить в таможенные декларации фотографии товаров, включенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), и их товарных знаков;
- обеспечение выявления таможенными органами контрафактных товаров, включенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), на основании полной идентификации графических изображений товарных знаков, а также установление порядка изъятия, проведения экспертизы товара, процедуры уничтожения указанного контрафакта.

2. Федеральной службе по интеллектуальной собственности совместно с Судом по интеллектуальным правам провести мониторинг правоприменительной практики правовой охраны НМПТ и подготовить предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

3. Министерству культуры Российской Федерации:

1) при формировании проекта федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" на период с 2019 года предусмотреть включение в нее мероприятий по организации и развитию туризма в местах традиционного бытования народных художественных промыслов;
2) при формировании реестра 100 лучших национальных сувениров России рассмотреть возможность включения в указанный реестр в первоочередной порядке продукции, относящейся к изделиям народных художественных промыслов, а также продукции, реализуемой с использованием НМПТ.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о разработке программ субъектов Российской Федерации, направленных на поддержку и продвижение региональных брендов, а также – планов по их реализации совместно с производителями товаров;
2) организовать работу по выявлению традиционных товаров, которые могут сопровождаться в экономическом обороте НМПТ, описанию особых свойств таких товаров, а также принять меры по оказанию поддержки заявителям в регистрации таких обозначений в качестве НМПТ и оформлении исключительных прав на их использование;
3) совместно с органами местного самоуправления проработать вопрос стимулирования и организационной поддержки создания объединений производителей традиционных товаров, которые могут сопровождаться в экономическом обороте НМПТ, для осуществления такими объединениями, в том числе, работы по продвижению товаров на рынке, их рекламе, обеспечению контроля за сохранением особых свойств в товарах, в отношении которых зарегистрированы НМПТ.

5. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре в период осенней сессии 2017 года в формате парламентских слушаний провести обсуждение задач и перспектив развития и продвижения региональных брендов.

6. Совету по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проработать вопрос о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизма правовой охраны НМПТ, а также дополнения перечня охраняемых объектов интеллектуальных прав новым объектом - "географическое указание".


Л.С. ГУМЕРОВА,
Первый заместитель председателя комитета