19 Октября 2021
19 октября
 
Если Роспатент признал элементы обозначения обладающими различительной способностью применительно к заявленным товарам и услугам, то он связан своими выводами при регистрации тем же заявителем обозначения с такими же элементами

Элементы, единожды признанные Роспатентом обладающими различительной способностью, при отсутствии возражений иных лиц обязаны и далее признаваться административным органом в качестве обладающих такой способностью.
Роспатент отказал в регистрации в качестве словесного товарного знака обозначения с элементами ONE, PRICE, COFFEE на том основании, что обозначение не обладает различительной способностью (п. 1 ст. 1483 ГК РФ). Роспатент пришел к выводу, что данное обозначение может восприниматься как указание на сферу деятельности заявителя, связанную с определенными товарами и услугами (кофе, продукты на основе кофе и с ароматом кофе, услуги по продвижению и продажам кофе по единой цене, обеспечение кофе с единой ценой), характеристикой товаров и услуг, для индивидуализации которых предназначено обозначение.
Вместе с тем аналогичное комбинированное обозначение было ранее зарегистрировано Роспатентом в качестве знака обслуживания, в том числе для тех же услуг, которые заявлены применительно к спорному обозначению, соответственно его различительная способность была признана.
В связи с этим президиум СИП отметил, что административный орган при регистрации других товарных знаков тем же лицом связан своими выводами, сделанными в отношении одинаковых элементов товарных знаков. Элементы, единожды признанные Роспатентом обладающими различительной способностью, при отсутствии возражений иных лиц обязаны и далее признаваться административным органом в качестве обладающих такой способностью.
Вывод о наличии различительной способности какого-либо элемента товарного знака (или о различительной способности товарного знака в целом) может быть пересмотрен Роспатентом исключительно в рамках установленной ГК РФ процедуры рассмотрения возражений. Другой подход не соответствовал бы положениям ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, президиум отметил, что оценка обозначения на соответствие требованиям п. 1 ст. 1483 ГК РФ должна производиться исходя из восприятия этого обозначения рядовым, средним потребителем соответствующего товара в Российской Федерации – адресатом товаров, для индивидуализации которых испрашивается регистрация товарного знака. Поэтому президиум признал ошибочным учет судом первой инстанции мнения лиц, обладающих специальными знаниями в области дизайна и искусствоведения, при оценке восприятия заявленного обозначения. С учетом этого дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

См. постановление президиума СИП от 04.10.2021 по делу № СИП-1047/2020
Обзор подготовлен Кольздорф М.А., LL.M.