13 Мая 2016
13 мая
Исключительное право на фирменное наименование не дает преимуществ при регистрации аналогичного обозначения в качестве товарного знака

Роспатент отказал организации в регистрации товарного знака в отношении алкогольных напитков и связанных с ними услуг. Основание - заявленное обозначение способно ввести потребителей в заблуждение. Дело в том, что еще до даты подачи заявки на регистрацию товарного знака известная французская компания начала использовать данное обозначение для маркировки своего вина.
Организация же полагала, что имеет преимущественное право на использование и регистрацию спорного обозначения. Ведь оно тождественно произвольной части ее фирменного наименования. А последнее зарегистрировано до того, как французская компания начала использовать это обозначение.
Президиум Суда по интеллектуальным правам, как и первая инстанция, отклонил данный довод.
Фирменное наименование и товарный знак являются разными средствами индивидуализации. Законодательство не содержит норм, в силу которых право на фирменное наименование обуславливает автоматическую регистрацию тождественного или сходного обозначения в качестве товарного знака или устраняет предусмотренные ГК РФ основания для отказа в регистрации товарного знака. При этом более раннее приобретение исключительных прав на фирменное наименование не имеет значения при проверке охраноспособности обозначения, заявленного на регистрацию в качестве товарного знака, и не исключает возможности введения потребителей в заблуждение.
В данном случае возможность введения в заблуждение усиливается, поскольку деятельность и организации, и французской компании связана с производством и оборотом алкоголя.
Отклоняется и довод о том, что отсутствие регистрации обозначения в качестве товарного знака препятствует организации, импортирующей алкогольную продукцию, указывать свое фирменное наименование на этикетке ввозимого товара. Обладая исключительным правом на фирменное наименование, она может использовать его способами, предусмотренными законодательством, в т. ч. указывать на товаре.