Особенности построения образовательными организациями высшего образования систем управления правами на результаты интеллектуальной деятельности

22 Декабря 2022
Е.В. Гюльбасарова,
к.ю.н., преподаватель кафедры интеллектуальных прав
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),
Москва
 
 

 

Для цитирования:

Гюльбасарова Е.В. Особенности построения образовательными организациями высшего образования систем управления правами на результаты интеллектуальной деятельности // Журнал Суда по интеллектуальным правам. Декабрь 2022. Вып. 4 (38). С. 40–47.
DOI: 10.58741/23134852_2022_4_40.

Giulbasarova E.V. Special aspects of making systems of management of exclusive rights to the results of intellectual activity by educational organizations at university level // Zhurnal Suda po intellektual'nym pravam. December 2022. 4 (38). Pp. 40–47. (In Russ.).
DOI: 10.58741/23134852_2022_4_40.

 

Эффективность достижения целей коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в современном мире оказывает прямое влияние на состояние экономики государства и на формирование экономики знаний, а также на организацию конкурентоспособного производства. Усиливают значение коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и изменения, происходящие в общемировых геополитической и экономической сферах, климатические и эпидемиологические события последних лет. Необходимость модернизации экономической системы и механизмов поставок и производства продукции с учетом изменяющейся ситуации обуславливает актуальность ускоренного трансфера результатов интеллектуальной деятельности отечественных правообладателей в производящий сектор посредством использования различных механизмов.

Управление правами на результаты интеллектуальной деятельности имеет ключевое значение для целей коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и внедрения этих результатов в форме овеществленных экземпляров (материальных носителей) в промышленное производство и гражданский оборот. Именно с использованием механизмов управления правами на результаты интеллектуальной деятельности может быть преодолен «разрыв» между правообладателями – организациями, проводящими только научные исследования и разработки или реализующими опытно-конструкторские работы (в первую очередь – высшие учебные организации и научные организации), и предприятиями, которые имеют финансовую и материально-техническую базы для использования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности при производстве продукции, которая может быть введена в гражданский оборот.

Следует отметить, что подход к содержанию термина «управление правами на результаты интеллектуальной деятельности» в литературе однозначно не сформирован. Так, некоторые исследователи отмечают, что правомочия, входящие в состав исключительного права, «представляют собой наиболее полное управление своим правом, которым изначально обладают исключительно автор либо соавторы произведения при наличии таковых» [8]. Другие предлагают рассматривать управление правами на объекты интеллектуальной собственности «как часть деятельности в области инновационного и технологического развития в целях диверсификации и обеспечения эффективного трансфера технологий, осуществления бизнес-стратегий на внутреннем и мировом рынках, в том числе как часть программ инновационного развития, импортозамещения» [11]. С нашей точки зрения, с учетом экономического содержания термина «управление» наиболее приемлемой является дефиниция, согласно которой «под управлением интеллектуальной собственностью понимается область управленческой деятельности, ориентированная на эффективное управление исключительными и иными имущественными правами на объекты интеллектуальной собственности и возникающими отношениями при их распределении между субъектами и использовании в экономической деятельности предприятия/организации»1. При подобном подходе в содержание термина «управление правами» входят не правомочия исключительного права, а действия, направленные:

1)

на выявление потенциально охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, имущественные интеллектуальные права на которые (право на получение патента, исключительное право) принадлежат организации;

2)

на осуществление мероприятий по оформлению прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущественные интеллектуальные права на которые принадлежат организации;

3)

на осуществление учета результатов интеллектуальной деятельности, имущественные интеллектуальные права на которые принадлежат организации, а также обеспечение учета сроков действия исключительных прав на такие результаты;

4)

на определение стоимости имущественных интеллектуальных прав организации на результаты интеллектуальной деятельности и их постановка на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов;

5)

на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, то есть осуществление введения результатов интеллектуальной деятельности в коммерческий оборот (обеспечение использования результатов интеллектуальной деятельности и (или) распоряжение имущественными интеллектуальными правами на указанные результаты);

6)

на выявление нарушений исключительных прав организации третьими лицами и пресечение подобных нарушений.

Кроме того, с помощью механизмов системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности должно осуществляться стратегическое планирование создания потенциально коммерциализируемых результатов интеллектуальной деятельности, а также содействие созданию таких объектов. С учетом изложенного управление правами на результаты интеллектуальной деятельности следует признать частью юридического менеджмента организации, представляющего собой «гибрид права и управления, … позволяющий осуществлять профессиональное правовое управления фирмами» [6].

Перечисленные мероприятия, будучи урегулированными локальными актами организаций, являются отдельными механизмами (элементами) системы управления интеллектуальной собственностью. Для эффективного функционирования системы в целом все механизмы, во-первых, должны быть соответствующим образом закреплены во взаимосвязанных локальных актах организации, а во-вторых – должны фактически применяться, что возможно лишь при условии учета при закреплении этих механизмов особенностей деятельности конкретной организации. Например, в организации, не осуществляющей распоряжение исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, очевидно не будут применяться и механизмы по распоряжению правами (даже если они закреплены в локальных актах). В отношении необходимости закрепления всех перечисленных механизмов в локальных актах организации следует отметить, что отсутствие в системе управления какого-либо из механизмов неизбежно приведет к снижению эффективности функционирования такой системы. Так, в ситуации, когда в организации не урегулированы вопросы определения стоимости имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности или учета таких результатов, действия по коммерциализации таких прав и результатов будут или невозможны, или существенно затруднены.

Таким образом, построение эффективной системы управления интеллектуальной собственностью невозможно без должного урегулирования на уровне локальных актов всех механизмов, входящих в такую систему, и без учета специфики деятельности конкретной организации, что подтверждается в том числе опытом ряда зарубежных университетов [4].

Однако на данный момент механизмы управления интеллектуальной собственностью образовательными организациями, создающими большое количество различных результатов интеллектуальной деятельности, развиты недостаточно. Прежде всего это обусловлено неполнотой правового регулирования в данной сфере, а также недостаточной научной проработкой вопросов, связанных с управлением правами на результаты интеллектуальной деятельности научными и образовательными организациями высшего образования. Между тем, как верно отмечено в Типовом положении Всемирной организации интеллектуальной собственности «Политика в области интеллектуальной собственности для университетов и научных организаций»2, в современном мире «роль университетов и научно-исследовательских организаций, в которых концентрируется интеллектуальный потенциал, сложно переоценить — в них формируется пласт разработчиков инновационных решений — исследователей, инженеров и будущих технологических и социальных предпринимателей, более того, там же закладывается общество будущих «квалифицированных потребителей». Соглашаясь с данным тезисом, необходимо добавить, что помимо интеллектуального потенциала, в высших учебных заведениях концентрируются также и результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть воспроизведены в готовой продукции или могут усовершенствовать используемые предприятиями реального сектора экономики процессы и методы производства. Так, многими организациями высшего образования (их работниками) создаются: объекты авторского права – произведения науки (отчеты о НИИ, учебники, монографии, статьи и иные публикации), программы для ЭВМ и базы данных; объекты патентного права – изобретения, полезные модели, промышленные образцы; нетипичные результаты интеллектуальной деятельности – топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, секреты производства (ноу-хау). Названные результаты интеллектуальной деятельности могут создаваться как во исполнение контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд, так и по собственной инициативе организаций, их работников и студентов. Кроме того, с учетом направления деятельности (специализации) организациями высшего образования могут создаваться и иные объекты интеллектуальной собственности (например, исполнения, фонограммы).

С учетом изложенного логичным видится стремление государства усовершенствовать механизмы управления интеллектуальной собственностью, правообладателями которой выступают научные и образовательные организации. Так, например, одним из основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г. определено развитие институтов интеллектуальной собственности, в частности – совершенствование механизмов вовлечения в оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданных за счет или с привлечением средств федерального бюджета, создание системы трансфера результатов интеллектуальной деятельности, включая формирование центров трансфера технологий, осуществляющих коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности научных и образовательных учреждений3. Формирование инструментов поддержки трансляционных исследований и организация системы технологического трансфера, охраны, управления и защиты интеллектуальной собственности, обеспечивающих быстрый переход результатов исследований в стадию практического применения, заявлено в качестве задач национального проекта «Наука».

Помимо общественного и государственного интересов, представляется, что в коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, которая невозможна без эффективного управления правами, заинтересованы и сами организации высшего образования: помимо дополнительного дохода от коммерциализации, внедрение научно-технических разработок и иных объектов интеллектуальной собственности в промышленное производство, несомненно, повышает статус образовательной организации. Как справедливо отмечает И.А. Близнец, организации, которые применяют в своей деятельности эффективные политики в области управления интеллектуальной собственностью, «сделали важный шаг на пути построения университетов нового типа, университетов, способных в новых цифровых реалиях создавать высоко востребованные обществом объекты ИС, выходить с ними на мировой рынок, стимулировать интерес к творчеству у молодежи» [2]. Кроме того, следует заметить, что в отношении образовательных организаций высшего образования не предусмотрено каких-либо специальных ограничений, связанных с распоряжением исключительными правами, а правовой режим результатов интеллектуальной деятельности этих организаций «определяется общими положениями ГК РФ и является по большей части аналогичным тому, который характерен для иных участников гражданского оборота» [10].

При этом, несмотря на заинтересованность организаций высшего образования в коммерциализации собственных результатов интеллектуальной деятельности с одной стороны и на заинтересованность государства в обеспечении внедрения этих результатов в реальный сектор экономики – с другой, на практике случаи успешной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат организациям высшего образования, на сегодняшний день немногочисленны. На наш взгляд, подобное положение дел обусловлено в том числе невысокой эффективностью выстроенных в организациях высшего образования систем управления правами на результаты интеллектуальной деятельности. Увеличение эффективности механизмов управления правами организаций высшего образования может быть достигнуто за счет учета в локальных нормативных актах организаций особенностей их деятельности, непосредственно влияющих на процессы управления.

В данном контексте следует отметить, что большинство существующих на данный момент актов нормативного регулирования, содержащих положения об управлении правами на результаты интеллектуальной деятельности4, а также методических рекомендаций5 и документов стандартизации6 не отражают ту систему управления интеллектуальной собственностью, которая могла бы быть положена в основу системы управления правами конкретной организации высшего образования. Прежде всего это связано с тем, что управление интеллектуальной собственностью образовательной организации, и особенно ее коммерциализацией, отличается от существующих подходов к управлению интеллектуальной собственности производственных организаций. В отличие от названных субъектов высшие образовательные организации не обладают материально-технической базой для внедрения собственных разработок в производство, что обуславливает отсутствие у образовательных организаций возможности самостоятельного осуществления всего жизненного цикла инноваций. Таким образом, основная модель коммерциализации организацией высшего образования результатов интеллектуальной деятельности заключается в распоряжении правами на эти результаты, что должно учитываться в системе управления правами.

При этом следует отметить, что помимо распоряжения имущественными интеллектуальными правами в форме их отчуждения или предоставления права использования третьим лицам, для образовательных организаций высшего образования предусмотрена возможность без согласия учредителя вносить исключительные права на отдельные результаты интеллектуальной деятельности в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества (партнерства), созданного в целях практического применения данных результатов7. В данном случае речь также идет о распоряжении образовательной организацией исключительным правом, однако такое распоряжение осуществляется не в пользу третьих лиц, а в пользу юридического лица, учредителем которой становится образовательная организация. Таким образом, организации высшего образования имеют возможность участвовать в создании предприятий, ведущих деятельность, связанную с непосредственным внедрением результатов интеллектуальной деятельности в промышленное производство. Однако данная модель коммерциализации должна быть предусмотрена в качестве самостоятельного механизма системы управления интеллектуальной собственности организации.

Особенностью, которая должна учитываться при построении систем управления интеллектуальной собственностью, также является то, что в рамках деятельности образовательных организаций могут создаваться результаты интеллектуальной деятельности, коммерциализация которых осложняется спецификой правового режима объектов. К таким результатам можно отнести объекты авторского права (например, произведения науки), селекционные достижения, секреты производства (ноу-хау). Особенности правовой охраны таких результатов интеллектуальной деятельности должны быть учтены и при закреплении механизмов управления правами. Прежде всего необходимо отметить, что специфика правового режима охраны таких объектов не должна являться препятствием для введения в отношении прав на эти объекты специальных механизмов управления. Между тем в доктрине отмечается, что «для многих вузов и научных организаций характерно “узкое” понимание охраняемых результатов интеллектуальной деятельности – как только тех, которые подлежат регистрации.» [3]. Очевидно, что при подобном подходе значительная часть результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат образовательным организациям, не коммерциализируется. Отсутствие механизмов, направленных на управление правами в отношении таких результатов, свидетельствует также о том, что организация не осуществляет мероприятия по выявлению нарушений исключительных прав на эти результаты третьими лицами и по пресечению подобных нарушений.

Вероятнее всего, такой «узкий» подход к определению объектов интеллектуальной собственности, правами на которые организации управляют, обусловлен непониманием того, в рамках каких моделей нерегистрируемые и нетипичные объекты могут быть коммерциализированы. Однако система управления правами на такие объекты может предусматривать специальные механизмы, направленные на вовлечение в коммерческий оборот соответствующих результатов интеллектуальной деятельности, при этом такие механизмы будут отличаться от механизмов коммерциализации регистрируемых объектов. Например, объекты авторского права могут быть положены в основу платных прикладных продуктов образовательного и аналитического характера, организации также могут осуществлять издательскую деятельность и иные формы реализации продуктов, содержащих объекты авторского права (выпуск и реализация программного обеспечения, учебных курсов и т.п.) [7]. Кроме того, как показывает судебная практика, отдельные элементы образовательного процесса могут быть признаны охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности – секретами производства (при условии, что организация осуществила необходимые действия по закреплению исключительных прав на соответствующие объекты). Так, в рамках одного из дел процесс обучения детей и организация этого процесса были признаны секретом производства (ноу-хау), а методические и поурочные разработки – объектами авторского права8. Что касается селекционных достижений, являющихся хоть и регистрируемыми, но нетипичными объектами интеллектуальной собственности, то в отношении этих объектов система управления правами также должна учитывать особенности правового режима охраны названных объектов9.

Другой характерной особенностью, которая должна учитываться образовательными организациями при построении систем управления правами, является то, что большинство результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат образовательным организациям, создаются работниками этих организаций. Как отмечают М.Е. Мережко и Н.Е. Плюшкина, «высшее учебное заведение является правообладателем лишь ИС, созданных в рамках выполнения должностных обязанностей, служебного или технического задания» [9]. Несмотря на то что организации высшего образования не ограничены в заключении договоров заказа на создание объектов интеллектуальной собственности или договоров, в рамках которых приобретаются исключительные права, подобная практика приобретения исключительных прав не распространена среди организаций высшего образования. Поскольку отношения между работниками и работодателями по поводу создания служебных объектов интеллектуальной собственности являются гражданскими (не могут быть урегулированы в трудовом договоре) и обязательственными10, в системе управления правами организаций высшего образования должны быть предусмотрены специальные механизмы, регулирующие порядок взаимодействия организаций и работников, создающих служебные результаты интеллектуальной деятельности. Кроме того, учитывая специфику деятельности образовательных организаций, такие механизмы должны учитываться и в ситуации, когда служебные результаты интеллектуальной деятельности создаются работниками в соавторстве со студентами или иными лицами, не являющимися сотрудниками образовательных организаций.

Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что системы управления правами организаций высшего образования должны представлять собой совокупность закрепленных в локальных актах механизмов, которые исчерпывающим образом регулируют вопросы, связанные с планированием создания результатов интеллектуальной деятельности, с обеспечением их правовой охраны и защиты, а также с определением возможных моделей коммерциализации этих результатов. Включаемые в систему управления правами механизмы должны учитывать особенности деятельности образовательных организаций. К числу таких особенностей относятся, в частности, объективные ограничения моделей (форм) коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности образовательных организаций, создание в рамках осуществления деятельности большого количества объектов авторского права и нетипичных объектов, механизмы управления которыми должны учитывать специфику правового режима охраны этих объектов; а также создание превалирующей части результатов интеллектуальной деятельности сотрудниками образовательных организаций, что требует закрепления специальных механизмов взаимодействия организаций с работниками – авторами служебных объектов.

Представляется, что подобный комплексный подход к решению задач, связанных с построением эффективной системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности образовательных организаций, способен оказать положительное воздействие на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности образовательных организаций.

 

 


* Исследование выполнено в рамках НИР при поддержке Минобрнауки РФ «Научно-методическое обеспечение работ по комплексному анализу проблем имплементации политики в сфере интеллектуальной собственности в образовательных учреждениях высшего образования, подготовке теоретического обоснования мер по устранению препятствий для развития лучших практик».

1 ГОСТ Р 56273.4-2016/CEN/TS 16555-4:2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Инновационный менеджмент. Часть 4. Управление интеллектуальной собственностью, утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 5 декабря 2016 г. № 1937-ст.

2 Адаптировано Министерством образования и науки Российской Федерации // URL: https://minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/2018/10/Politika_v_oblasti_IS_s_VOIS.pdf (дата обращения 14 ноября 2022 г.)

3 Пункт 2.3 Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Правительством РФ 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13

4 Например, Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 2550 «Об утверждении Правил управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.12.2021.

5 Рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях (утверждены Министерством экономического развития Российской Федерации 3 октября 2017 г.)

6 ГОСТ Р 56273.4-2016/CEN/TS 16555-4:2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Инновационный менеджмент. Часть 4. Управление интеллектуальной собственностью, утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 5 декабря .2016 г. № 1937-ст

7 статья 103 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

8 Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22 июля 2021 г. № С01-1056/2021 по делу № А40-1922/2020

9 Подробнее см.: Балашова А.И. Особенности правового статуса субъектов прав на селекционные достижения // Журнал Суда по интеллектуальным правам, № 3 (33), сентябрь 2021 г. С. 178-184.

10 Подробнее см.: Домовская Е.В. Основания возникновения правоотношений по поводу служебных объектов патентного права // Российский судья. 2021. № 2. С. 55 - 60.

 

Список литературы:

1. Балашова А.И. Особенности правового статуса субъектов прав на селекционные достижения // Журнал Суда по интеллектуальным правам, № 3 (33), сентябрь 2021 г.. С. 178 – 184.

2. Близнец И.А. Политика высших учебных и научных учреждений в сфере интеллектуальной собственности в условиях цифровизации и развития инноваций // Юрист. 2021. № 1. С. 11 - 16.

3. Гринь О.С. Учет прав на результаты интеллектуальной деятельности в научных и образовательных организациях // Журнал Суда по интеллектуальным правам, № 3 (33), сентябрь 2021 г. С. 52 - 60

4. Домовская Е.В., Гринь Е.С., Новоселова Л.А. Учет и систематизация прав на результаты интеллектуальной деятельности. М., 2019. С. 56 - 62.

5. Домовская Е.В. Основания возникновения правоотношений по поводу служебных объектов патентного права // Российский судья. 2021. № 2. С. 55 - 60.

6. Кожевина О.В. Влияние цифровых вызовов на управление интеллектуальной собственностью в системе юридического менеджмента корпорации // Юрист. 2022. № 4. С. 16 - 22.

7. Коммерциализация университетских разработок. Руководство для создателей интеллектуальной собственности. – М. НИУ ВШЭ, 2012. [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/data/2013/08/05/1291006952/Коммерциализация%20университетских%20разрабо..%20интеллектуальной%20собственности.pdf (дата обращения 09ноября 2022 г.).

8. Кудряшов В.В. К вопросу об управлении исключительным правом организациями по коллективному управлению правами // ИС. Авторское право и смежные права. 2021. № 3. С. 45 - 50.

9. Мережко М.Е., Плюшкина Н.Е. Подготовка ВУЗа к процессу коммерциализации объектов интеллектуальной собственности // Глобальный научный потенциал. 2017. № 12 (81). С. 72 - 74.

10. Савиных В.А. Правовой режим результатов интеллектуальной деятельности бюджетных учреждений в научной сфере и сфере образования // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 12. С. 123 - 130

11. Свиридова О.О. Особенности обращения результатов интеллектуальной деятельности // Юрист. 2021. № 9. С. 53 - 58.