Учет прав на результаты интеллектуальной деятельности в научных и образовательных организациях*

04 Сентября 2021
О.С. Гринь,
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры гражданского права
Московского государственного юридического университета
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
 
 

В российских образовательных и научных организациях ежегодно создается большое количество различных результатов интеллектуальной деятельности как подлежащих обязательной государственной регистрации, так и не подлежащих таковой. Среди них учебно-методические работы и произведения науки (учебники, учебные пособия, рабочие программы доклады, монографии, статьи, атласы и т.д.), программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, секреты производства (ноу-хау) и др. Указанные результаты интеллектуальной деятельности в основном создаются в рамках контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, при оказании услуг по другим договорам; а также по собственной инициативе организаций, их работников и студентов. При этом система управления правами на такие объекты, учета интеллектуальных прав в данных организациях, особенно в условиях повсеместного внедрения цифровых технологий, требует серьезного развития.

Так, указом Президента РФ от 28 июня 2021 г. № 378 «О создании Общероссийской общественно-государственной организации «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности»1 поддержана инициатива об образовании соответствующей организации, и в качестве основных направлений ее деятельности указано обеспечение развития и безопасного функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры управления правами на результаты творческой деятельности, в том числе в научно-технической сфере, созданной в целях содействия обороту таких прав на базе цифровых технологий.

В научных публикациях регулярно обращается внимание на необходимость использование современных цифровых технологий для целей учета интеллектуальных прав2. Как отмечается в литературе, разрозненность правовых актов, отсутствие единого подхода к системам учета, требованиям к функционированию, предоставляемой системой учета информации, отсутствие связи между указанными системами, существенно затрудняют доступ к результатам интеллектуальной деятельности, в том числе созданным за счет государственного бюджета3.

Так, по мнению И.А. Близнеца и В.Д. Кадовбенко, наличие единого реестра авторских и смежных прав, т.е. единой открытой и распределенной информационной системы учета и предоставления информации о правах, позволит организовать цифровое информационное взаимодействие с государственными структурами, которые могут использовать в своей деятельности эту информацию (МВД, Роспатент, нотариальная палата, таможенные органы и другие), поднимет уровень научного творчества в университетской среде4.

Системы учета результатов интеллектуальной деятельности

В настоящее время главным информационным ресурсом, в рамках которого осуществляется учет результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, создаваемых в научных и образовательных организациях, является Единая государственная информационная система учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР)5.

Положение о данной системе утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 327 (ред. от 01 октября 2018 г.) «О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения» (далее – Постановление № 327)6.

Система предназначена для:

-

учета данных о научных исследованиях и разработках по всем областям знаний в Российской Федерации;

-

предоставления информации всем заинтересованным лицам о результатах научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ;

-

использования результатов интеллектуальной деятельности.

Основная цель создания ЕГИСУ НИОКТР, как это отражено на портале самой системы, — развитие единой базы данных по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, повышение эффективности расходования средств на проведение научных исследований и разработок, а также способствование коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Заявленный функционал системы охватывает следующие направления:

-

регистрация форм учета, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 25 сентября 2020 г. № 1234 г.;

-

размещение научных отчетов, результатов исследований и текстов диссертаций;

-

размещение 3D–моделей, рисунков и генетических кодов;

-

получение аналитических и статистических данных в разрезе отраслей, регионов, видов работ;

-

получение данных о востребованности результатов интеллектуальной деятельности;

-

связь с правообладателями для получения дополнительных данных о результатах научных исследований и разработок;

-

формирование типовых договоров на использование результатов интеллектуальной деятельности;

-

формирование заявок в Роспатент;

-

проведение оценки коллективов в разрезе опыта по успешному выполнению опытно-конструкторских работа сопоставимого характера и объёма для выбора организации-исполнителя.

Вместе с тем в настоящее время данная система ориентирована в большей степени на сбор аналитических и информационно-статических сведений, как указано в Положении о ЕГИСУ НИОКТР: информационная система формируется и ведется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в целях информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности (п. 2 Положения, утв. Постановлением № 327).

Безусловно, развитие потенциала этой информационной системы в соответствии с заявленным функционалом должно происходить в целях реализации конкретных практических потребностей вузов и научных организаций в сфере оборота интеллектуальных прав.

Ряд организаций имеют собственные реестры созданных результатов интеллектуальной деятельности. Однако не все объекты интеллектуальной собственности подлежат особому учету. Как правило, речь идет только о тех объектах, которые подлежат регистрации в Роспатенте в силу закона либо по желанию правообладателя.

Так, в Московском физико-техническим институте (национальном исследовательском университете) (МФТИ)7 работа по учету результатов интеллектуальной деятельности проводится специальным отделом по интеллектуальной собственности, который занимается вопросами, касающимся оформления и подачи заявки на получения патентов на изобретения и полезные модели, получения свидетельств о регистрации на программу для ЭВМ и топологию интегральной микросхемы, а также другими вопросам, относящимся к созданию и охране объектов интеллектуальной собственности в МФТИ.

Аналогичная практика, связанная с созданием специальных структурных подразделений существует во многих научных и образовательных организациях (Томский государственный университет8, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина9, Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)10, Национальный исследовательский технологический университет МИСиС (НИТУ МИСиС)11, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (РНИМУ им. Н.И. Пирогова)12 и других организациях.

В ряде случаев нерегистрируемые результаты интеллектуальной деятельности охраняются в режиме коммерческой тайны. Так, в ФГБУН «Институт высокотемпературной электрохимии Уральского отделения Российской академии наук» (ИВТЭ УрО РАН) действует положение по определению и обеспечению правовой защиты сведений, составляющих коммерческую тайну13.

В большинстве организаций вопросы учета прав на результаты интеллектуальной деятельности регламентируются в локальных нормативных актах применительно к учетной политике нематериальных активов.

Кроме того, в организациях ведется собственная система учета РИД: она может быть как закрытой, так и открытой.

Например, в ФГБУН Федеральный исследовательский центр «Коми научный центр» Уральского отделения Российской академии наук14 (ФИЦ Коми НЦ УрО РАН) ведется номенклатура дел по правовой охране и контролю за использованием результатов научно-исследовательских работ (публичный доступ к которой не предоставляется).

Многие организации, напротив, размещают на официальных сайтах в публичном доступе сведения о принадлежащих им результатах интеллектуальной деятельности,

Так, в РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина в публичном доступе размещен каталог объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, охраняемых в режиме патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки), созданные учеными РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина в результате научно-технической деятельности в различных областях15.

В Новосибирском государственный технический университет (НГТУ) на официальном сайте в публичном доступе содержится информация об объектах интеллектуальной собственности Университета - заявках на регистрацию объектов интеллектуальной собственности; патентах на изобретения; патентах на полезные модели; свидетельствах на программы для ЭВМ16.

В Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова» Центром интеллектуальной собственности ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» с 2010 г. ведется общее курирование работ по обеспечению правовой охраны и внутреннему рабочему учету РИД. Центр интеллектуальной собственности поддерживает учетный реестр объектов интеллектуальной собственности вуза, в том числе по зарегистрированным объектам авторского права (базы данных, программы для ЭВМ), размещенный в открытом доступе на сайте университета17.

При этом российским образовательным организациям можно учесть опыт ряда зарубежных университетов, где такие учеты результатов творческой деятельности ведутся, и являются важным условием для их успешной коммерциализации18.

На уровне ВОИС разработаны важные типовые документы, которые могут использоваться образовательными и научными организациями в рамках регулирования своей деятельности по учету и управлению правами на создаваемые РИД:

-

Типовое положение ВОИС о политике в области интеллектуальной собственности для академических и научно-исследовательских учреждений (25 июля 2018 г.);

-

Руководящие принципы по адаптации Типового положения ВОИС о политике в области интеллектуальной собственности для академических и научно-исследовательских учреждений (01 июня 2018 г.);

-

Контрольный перечень вопросов для составителей политики в области интеллектуальной собственности. Механизм ускоренного запуска процесса разработки политики (25 июля 2018 г.)19.

ВОИС обоснованно отмечает, что определение и создание интеллектуальной собственности и передача результатов исследований на следующую стадию разработок стало институциональной целью многих вузов и научно-исследовательских институтов. В данном контексте наличие институциональной политики в области интеллектуальной собственности является необходимым условием успешного сотрудничества между научными учреждениями и их коммерческими партнерами.

Основные цели политики в области интеллектуальной собственности:

-

содействие НИОКР;

-

поощрение исследователей учитывать возможности эксплуатации изобретений в целях расширения потенциальных выгод от их внедрения для общества;

-

создание условий для поддержки и поощрения инноваций и развития;

-

уравновешивание различных противоречащих друг другу интересов вузов, промышленности и общества;

-

обеспечение соблюдения соответствующих национальных нормативно-правовых актов.

Целью Типового положения о политике в области интеллектуальной собственности для академических и научно-исследовательских учреждений является краткое изложение ключевых вопросов, имеющих принципиальное значение для политики в области интеллектуальной собственности, включая вопросы принадлежности прав, стимулирования, конфиденциальности и публикации, управления и коммерциализации интеллектуальной собственности, ведения записей и поддержания в силе прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также вопросы, связанные с конфликтом интересов в сфере интеллектуальной собственности.

Типовое положение содержит комплексный перечень статей, определяющих эффективную политику в области интеллектуальной собственности.

В Руководящих принципах по адаптации Типового положения о политике в области интеллектуальной собственности даются альтернативные нормы и положения и описываются варианты на примерах разных стран, а также анализируются преимущества и недостатки различных подходов.

Главной целью Типового положения и его Руководящих принципов является предложение ряда вариантов, а не создание набора рекомендаций. Задача заключается в том, чтобы содействовать развитию критического мышления и анализа, определенности в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности, стимулировать ответственную коммерциализацию интеллектуальной собственности, являющейся результатом научных исследований, а также обеспечить разработчиков политики в области интеллектуальной собственности объективной информацией для поддержки принятия ими решений в соответствии с интересами их организаций.

В статье 2 для целей правильного применения Типового положения дан перечень необходимых определений (создатель; лицо, содействующее созданию интеллектуальной собственности, интеллектуальная собственность организации, форма раскрытия интеллектуальной собственности; комиссия по интеллектуальной собственности и др.).

Сфера применения политики определена в ст. 3 положения. Политика применяется в отношении всей интеллектуальной собственности, создаваемой в организации, в частности, штатными работниками, студентами и приглашенными лицами.

Статья 4 Типового положения раскрывает порядок функционирования и администрирования интеллектуальной собственности. В частности, в п. 4.1 и 4.2 определена необходимость создания комиссии по интеллектуальной собственности и офиса по вопросам управления интеллектуальной собственностью, их цели и состав.

Нормы, посвященные обладанию интеллектуальной собственностью и правами пользования на нее (ст. 5), включают следующие подразделы: интеллектуальная собственность, создаваемая штатными работниками; интеллектуальная собственность, создаваемая студентами; интеллектуальная собственность, создаваемая приглашенными лицами, их права и обязанности. Определены специальные правила, которые касаются материалов курса и научных трудов.

Закреплено требование о защите личных неимущественных прав, предоставляемые законодательством об авторском праве, а также запрет для организаций требовать отказаться от своих личных неимущественных прав в качестве условия для назначения на работу, получения должности, зачисления на учебу либо предоставления финансирования. Указаны случаи, когда организация передает результат интеллектуальной деятельности в общественное достояние.

В статье 6 содержатся рекомендации по неразглашению в целях охраноспособности интеллектуальной собственности и порядок обращения с промышленным секретом производства.

Положение (ст. 7) регулирует заключение договоров на проведение научных исследований: принципы заключения, правомочия по заключению договоров, права пользования.

В статье 8 раскрывается порядок взаимодействия создателя результата интеллектуальной деятельности и офиса по вопросам управления интеллектуальной собственностью: в отношении права авторства и права собственности, в отношении охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности.

Определение стратегии коммерциализации, пути коммерциализации, руководящие принципы закреплены в ст. 9.

Статья 10 стимулы и распределение доходов раскрывает структуру стимулирования в организации, положения об участии в распределении доходов, расчет распределения расходов, дополнительное стимулирование при распределении доходов.

Офис по вопросам управления интеллектуальной собственностью обязан вести бухгалтерский учет доходов/расходов по каждому объекту интеллектуальной собственности, позволяющий рассчитывать сумму доходов, подлежащих распределению (ст. 11).

Особенности проведения научных исследований с использованием традиционных знаний и генетических ресурсов закреплены в ст. 12. Положения о конфликте интересов и конфликте обязательств - в ст. 13. Так, штатные работники и приглашенные лица обязаны незамедлительно уведомлять уполномоченный орган организации о всех потенциальных или существующих конфликтах интересов или конфликтах обязательств. Организация должна разработать отдельную политику в области конфликта интересов.

Порядок рассмотрения споров при нарушении положений политики (ст. 14). Споры при нарушении положений политики рассматриваются в рамках обычной процедуры, применяемой в организации, а также в соответствии с соответствующими положениями действующих законов и инструкций.

К положению прилагаются типовые соглашения и типовая форма раскрытия интеллектуальной собственности.

В большинстве российских образовательных и научных организаций значительная часть регуляторных положений, которые содержатся в Типовом положении ВОИС, не используются. Как указано выше, лишь некоторые вузы и научные организации создали свои собственные структурные подразделения (в терминологии ВОИС - «офисы»), которые профильно занимаются вопросами коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Для многих вузов и научных организаций характерно «узкое» понимание охраняемых результатов интеллектуальной деятельности - как только тех, которые подлежат регистрации. Нерегистрируемые объекты авторских и смежных прав при таком подходе находятся вне сферы специальных правил о правовой охране интеллектуальной собственности и, соответственно, ее, коммерциализации.

Поэтому имплементация положений, содержащихся в Типовом положении ВОИС, в практической деятельности образовательных и научных организаций может послужить основой для более эффективной коммерциализации их интеллектуальной собственности.

С учетом данных стандартов может быть усовершенствована как единая государственная информационная система учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР), так и отдельные системы такого учета, которые ведутся образовательными и научными организациями.

В структуре реестра, который направлен на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, помимо базовых сведений о соответствующем объекте (об индивидуальных особенностях объектов учета; о правообладателе; об авторах, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации принадлежат авторские права на объекты учета или их составные части; об основаниях возникновения прав на объекты учета) должны содержаться сведения о его возможном использовании:

-

о передаче (предоставлении) иным субъектам прав на использование объектов учета или их составных частей;

-

об условиях и порядке использования объекта (функционал заключения договора об использовании результата интеллектуальной деятельности в электронной форме).

Учет результатов интеллектуальной деятельности как нематериальных активов

Помимо необходимости развития систем учета результатов интеллектуальной детальности в целях их коммерциализации, отдельного совершенствования требует традиционная и используемая во всех образовательных и научных организациях система бухгалтерского учета результатов интеллектуальной деятельности.

Особое значение здесь имеет Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утв. Приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н20. Данное положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений). К нематериальным активам относятся, например: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания.

Помимо этого действует Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), утв. Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 115н21. В данном положении устанавливаются правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций), информации о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Особо следует упомянуть документы по стандартизации. Так, в настоящее время действует «ГОСТ Р 58591-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Интеллектуальная собственность. Бухгалтерский учет и нематериальные активы» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 10 октября 2019 г. № 951-ст)22. Стандарт призван определить единый порядок бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности и НМА для организаций всех форм собственности, что позволит должным образом решать комплекс вопросов по бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, достичь оптимального уровня финансирования разработок (с учетом финансирования из собственных средств) с целью повышения уровня коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности и реализации экономического потенциала интеллектуальной собственности для повышения конкурентоспособности организаций и их инновационной продукции.

Одной из ключевых проблем для эффективного бухгалтерского учета интеллектуальной собственности в вузах и научных организациях является отсутствие единого порядка проведения оценки результатов интеллектуальной деятельности23.

В одних организациях оценка прав проводится на основе договора с экспертной организацией и привлечением экспертной комиссии или оценщика; в других − бухгалтерией по затратам в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007; в третьих – в зависимости от стоимости прав (при стоимости прав менее 500 000 руб. – специальной комиссией по оценке и инвентаризации результатов интеллектуальной деятельности, созданной внутри организации на основании положения о комиссии; при стоимости прав более 500 000 руб. – внешним независимым лицензируемым оценщиком).

В рамках реализации действующих нормативных актов в данной сфере не всегда учитывается необходимость срочной передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности. Как известно, для передачи прав на такие результаты их надо поставить на учет организации. Однако в практике применения положений п. 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ и Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) (подп. «д» п. 3) многие организации исходят из необходимости 12-месячнога срока использования РИД для принятия его в качестве нематериального актива к бухучету.

Данное толкование создает следующие барьеры коммерциализации интеллектуальной собственности.

1.

12-месячный срок начинается с момента придания правовой охраны. Таким образом, коммерциализировать результат интеллектуальной деятельности, подлежащие обязательной государственной регистрации, становится возможно спустя большой период времени после его создания, когда его коммерческая ценность уже значительно снижена.

2.

При софинансировании создания результата интеллектуальной деятельности за счет бюджетных и внебюджетных средств, в случае финансирования создания результата из внебюджетных средств за счет третьих лиц, а также при распоряжении исключительным правом на такой результат от длительного ожидания падает заинтересованность инвесторов в финансировании или приобретении прав на него сразу после его создания.

Таким образом, целесообразно дополнительно урегулировать вопрос срока использования результата интеллектуальной деятельности в качестве основания для их учета в качестве нематериальных активов.

Образовательные и научные организации также сталкиваются с проблемой отсутствия в правилах учета каких-либо положений относительно того, как должны учитываться нематериальные активы при соправообладании результатом интеллектуальной деятельности (которое может возникать при совместном инвестировании в создание соответствующего объекта интеллектуальной собственности). Безусловно, данная известная науке и правоприменительной практике проблема24 должна решаться в рамках более подробной регламентации вопросов соправообладания результатами интеллектуальной деятельности в Гражданском кодексе РФ.

Отсутствие единых подходов к порядку оценки результатов интеллектуальной деятельности дополнительно усложняется несоответствиями в положениях различных законов по данным вопросам.

Так, в силу положений Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике»25 (абз. 2 п. 3.1 ст. 5) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»26 (п. 2 ст. 103), если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли либо акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества или доли либо акций, оплачиваемых вкладом в складочный капитал хозяйственного партнерства, составляет более чем 500 000 руб., такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

В то же время положения общей нормы, содержащейся в абз. 2 п. 2 ст. 66.2 Гражданского кодекса РФ, устанавливают, что любая денежная оценка неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком. Участники хозяйственного общества не вправе определять денежную оценку неденежного вклада в размере, превышающем сумму оценки, определенную независимым оценщиком.

Данная коллизия, безусловно, должна решаться по правилу lex specialis derogat generali в пользу норм специальных законов. Вместе с тем в практической деятельности вузов и научных организаций этот вывод неоднозначен. В связи с этим большую практическую пользу могло бы оказать соответствующее разъяснение профильного органа исполнительной власти, выполняющего функции учредителя для большинства государственных вузов и многих научных организаций – Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Как отмечалось нами ранее27, одним из условий становления эффективной современной экономики, основанной на развитой системе оборота интеллектуальных прав, является преодоление административных барьеров, которое во многом определяется четким стратегическим планированием на различных уровнях, в том числе на национальном. Разработка Стратегии по интеллектуальной собственности позволит создать инфраструктуру рынка интеллектуальной собственности, а также определит вектор развития законодательства в этой сфере. Положения о создании в России современной системы учета, направленной на содействие коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, безусловно должны содержаться в разрабатываемой национальной стратегии.

Внедрение в практику российских образовательных и научных организаций стандартов политики ВОИС в области управления интеллектуальной собственностью, совершенствование централизованных систем учета интеллектуальных прав (в частности, ЕГИСУ НИОКТР), решение отдельных существующих проблем в сфере учета результатов интеллектуальной деятельности как нематериальных активов в совокупности должно создать условия для более эффективной коммерциализации российских образовательных и научных продуктов.

 

 


* Исследование выполнено в рамках НИР при поддержке Минобрнауки РФ «Исследование основных направлений развития права интеллектуальной собственности в условиях глобальной конкуренции и анализ существующего состояния правового регулирования в Российской Федерации».

1 Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 28 июня 2021 г.

2 Рузакова О.А., Гринь Е.С. Применение технологии Blockchain к систематизации результатов интеллек- туальной деятельности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 38. C. 508–520.

3 Домовская Е.В., Гринь Е.С., Новоселова Л.А. Учет и систематизация прав на результаты интеллектуальной деятельности. М., 2019. С. 54.

4 Близнец И.А., Кадовбенко В.Д. Создание единого реестра авторских и смежных прав и его влияние на решение вопросов наследования // Наследственное право. 2021. № 1. С. 35 – 38:

5 См.: Сайт ЕГИСУ НИОКТР. URL: https://www.rosrid.ru/ (дата обращения 24 июля 2021 г.).
См.: Домовская Е.В., Гринь Е.С., Новоселова Л.А. Учет и систематизация прав на результаты интеллектуальной деятельности. М., 2019. С. 54.

6 Собрание законодательства РФ. 2013. № 16. Ст. 1956.

7 URL: https://mipt.ru/science/patent/ (дата обращения 24 июля 2021 г.).

8 URL: http://www.tsu.ru/science/inno/ois.php (дата обращения 24 июля 2021 г.).

9 URL: https://www.gubkin.ru/general/structure/scientific_activity/otdel-zashchity-intellektualnoy-sobstvennosti/ (дата обращения 24 июля 2021 г.).

10 URL: https://mgsu.ru/science/N-Issled_i_innovac_deyat/ORKIS/ (дата обращения 24 июля 2021 г.).

11 URL: https://misis.ru/university/struktura-universiteta/offices/science-office/intellectualproperty/ (дата обращения 24 июля 2021 г.).

12 URL: https://rsmu.ru/index.php?id=441 (дата обращения 24 июля 2021 г.).

13 URL: http://www.ihte.uran.ru/ (дата обращения 24 июля 2021 г.).

14 URL: http://komisc.ru/about/regulating-documents (дата обращения 24 июля 2021 г.) .

15 URL: https://www.gubkin.ru/general/structure/scientific_activity/otdel-zashchity-intellektualnoy-sobstvennosti/intellektualnaya-sobstvennost/index.php (дата обращения 24 июля 2021 г.).

16 https://www.nstu.ru/science/innovation_ip (дата обращения 24 июля 2021 г.).

17 URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/dnii/intellect/razrab.php?clear_cache=Y (дата обращения 24 июля 2021 г.).

18 Домовская Е.В., Гринь Е.С., Новоселова Л.А. Учет и систематизация прав на результаты интеллектуальной деятельности. М., 2019. С. 56-62.

19 URL: https://www.wipo.int/about-ip/ru/universities_research/ip_policies/index.html (дата обращения 24 июля 2021 г.).

20 Приказ Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)» (Зарегистрировано в Минюсте России 23 января 2008 г. № 10975).

21 Приказ Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 115н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы” ПБУ 17/02» (Зарегистрировано в Минюсте России 11 декабря 2002 г. № 4022).

22 ГОСТ Р 58591-2019. «Национальный стандарт Российской Федерации. Интеллектуальная собственность. Бухгалтерский учет и нематериальные активы» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 10 октября 2019 г. № 951-ст).

23 Отсутствие эффективной системы оценки результатов интеллектуальной деятельности является в целом одним из важнейших препятствий для их коммерциализации. См. об этом: Новоселова Л.А., Гринь О.С. Реализация интеллектуальных прав в качестве предмета залога (процедурные аспекты) // Вестник гражданского процесса. 2020. № 5. С. 72-73.

24 См.: Протокол заседания Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам (№ 23 от 30 ноября 2018 г.) URL: https://ipc.arbitr.ru/node/14419 (дата обращения: 24 июля 2021 г.); Калятин В.О. Проблемы определения системы правообладателей результатов интеллектуальной деятельности // ИС. Авторское право и смежные права. 2020. № 8. С. 35 - 48; Туркина А.Е. Сравнительно-правовой анализ подходов к регулированию совместного обладания авторскими правами // Вестник гражданского права. 2021. № 1. С. 75 - 103.

25 Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

26 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч.1). Ст. 7598.

27 См.: Новоселова Л.А., Гринь О.С. Формирование стратегий развития интеллектуальной собственности в целях преодоления административных барьеров // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 2. С. 4–27.

 

Список литературы:

1. Близнец И.А., Кадовбенко В.Д. Создание единого реестра авторских и смежных прав и его влияние на решение вопросов наследования // Наследственное право. 2021. № 1. С. 35 – 38.

2. Домовская Е.В., Гринь Е.С., Новоселова Л.А. Учет и систематизация прав на результаты интеллектуальной деятельности. М., 2019. 144 с.

3. Калятин В.О. Проблемы определения системы правообладателей результатов интеллектуальной деятельности // ИС. Авторское право и смежные права. 2020. № 8. С. 35 - 48

4. Новоселова Л.А., Гринь О.С. Реализация интеллектуальных прав в качестве предмета залога (процедурные аспекты) // Вестник гражданского процесса. 2020. № 5. С. 64 - 82.

5. Новоселова Л.А., Гринь О.С. Формирование стратегий развития интеллектуальной собственности в целях преодоления административных барьеров // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 2. С. 4–27.

6. Рузакова О. А., Гринь Е. С. Применение технологии Blockchain к систематизации результатов интеллектуальной деятельности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 38. C. 508–520.

7. Туркина А.Е. Сравнительно-правовой анализ подходов к регулированию совместного обладания авторскими правами // Вестник гражданского права. 2021. № 1. С. 75 - 103.