Особое внимание в рамках БРИКС уделяется вопросам правовой охраны интеллектуальной собственности, как основы социального и экономического сотрудничества государств - участников объединения. Механизм сотрудничества между ведомствами интеллектуальной собственности БРИКС (IP BRICS) направлен на повышение ценности интеллектуальной собственности и обеспечение ее вклада в экономическое развитие и рост в странах БРИКС. Автор отмечает, что углубление сотрудничества в рамках БРИКС могло бы осуществляться в направлении создания инфраструктурных основ реализации совместной политики в сфере интеллектуальной собственности, например, путем создания объединенного консультационного центра в сфере интеллектуальной собственности в рамках БРИКС.
Автором исследуются теоретические основы изменений, внесенных в ч. 4 ГК РФ Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 456-ФЗ, предусматривающих отдельные положения о результатах интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении государственного или муниципального контракта. Исследуются комплексные аспекты гражданского законодательства в части правоотношений, складывающихся между правообладателями, исполнителями и третьими лицами по поводу прав на результаты интеллектуальной деятельности. Автор подробно анализирует основные подходы к правовому режиму исполнения обязанности по использованию результата интеллектуальной деятельности, полученного при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, предусмотренной п. 11 ст. 1240.1 ГК РФ.
Правовое регулирование отношений, возникающих по поводу объектов интеллектуальной собственности, созданных технологией искусственного интеллекта, является одной из наиболее актуальных тем как в российской, так и в зарубежной юридической науке. В настоящей статье на примере опыта Великобритании, США и ЕС проанализированы различные подходы к таким вопросам, как возможность создания технологией искусственного интеллекта объектов интеллектуальной собственности, охраноспособность таких объектов, определение субъектов соответствующих прав.