Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с использованием объектов авторских и смежных прав в процессе применения технологий интеллектуального анализа текста и данных (TDM). В статье анализируются законодательства и правоприменительная практика различных стран (Российской Федерации, ЕС, США и Японии), использование конструкции свободного использования объектов авторских и смежных прав, встречающиеся проблемы и неточности.
Статья посвящена вопросу соотношения творческой и информационной составляющих объектов авторских прав. Автор анализирует понятие творчества и информации с точки зрения их значения для авторского права в целом и возможности свободного использования объектов авторских прав для обучения искусственного интеллекта в частности. Выдвинуто предположение, что воспроизведение произведений с целью обучения искусственного интеллекта следует признать одним из случаев свободного использования.
Статья посвящена вопросу о целесообразности признания робота субъектом правоотношения. Автор выделяет общие и частные цели наделения робота правосубъектностью, анализирует существующие аргументы «за» и «против» и приходит к выводу об отсутствии острой необходимости в наделении робота правосубъектностью на данном этапе человеческого развития.