В настоящей статье авторы исследуют проблему, сложившуюся в российской судебной практике при оспаривании продлении срока действия патентов на лекарственные средства, пестициды или агрохимикаты. На основании проведенного анализа делается вывод о том, что данная проблема негативно влияет на возможность оспаривания таких решений Роспатента и дает оценку подходу, разработанному Судом по интеллектуальным правам.
В новом Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса РФ» рассматривается вопрос подведомственности доменных споров. Теперь доменные споры, связанные с нарушением средств индивидуализации, должны рассматриваться арбитражными судами независимо от состава их участников. Однако Постановление оставило открытым вопрос подведомственности доменных споров, связанных с нарушением авторских и смежных прав. Авторы полагают, что в подобных ситуациях безусловной юрисдикции арбитражных судов не будет.
В практике продления патентов на изобретения, защищающие лекарственные средства, возникают различные законодательные и правоприменительные коллизии, которые передаются на рассмотрение судов. В марте 2019 г. Европейским судом было вынесено прецедентное решение в деле Абраксис Биосайнс, согласно которому патенты на новую лекарственную форму старого активного вещества не подлежат продлению. Данное решение может иметь влияние на правоприменительную практику российских судов, подход которых в этом вопросе заключается в возможности продления любого патента (даже серии), относящего к лекарственному средству.
Для юристов, практикующих в сфере доменных споров, очередная смена правил подведомственности не является чем-то экстраординарным. Особенно когда речь заходит о спорах против администраторов доменов - физических лиц. Очередной тренд на изменение таких правил был задан Коллегией по экономическим спорам Верховного Суда в определении от 4 сентября 2018 г. по делу № А40-155357/2012.
Статья посвящена правовой позиции Суда по интеллектуальным правам, выраженной в Постановлении Президиума Суда по интеллектуальным правам № СП-21/2 от 21 марта 2014 г., согласно которой допускается непосредственное обращение в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании действий правообладателя по приобретению исключительного права актом недобросовестной конкуренции.