В статье рассматриваются исторические подходы к понятию «предприятия», а также обращается внимание на то, что действующая редакция ст. 132 ГК РФ стала предпосылкой для формирования в судебной практике подхода, в силу которого в качестве предприятия может рассматриваться только тот имущественный комплекс, который обязательно включает в свой состав объекты недвижимости или права на них. Авторы критично оценивают такую практику, предлагая завершить реформирование ст. 132 ГК РФ в части, касающейся термина «предприятия». Кроме того, в статье осуществлена попытка оценки взаимосвязи коммерческого обозначения и предприятия. По результатам исследования авторы приходят к выводу о возможности признания доменного имени в качестве коммерческого обозначения при условии распространения на него всех требований, предъявляемые к коммерческому обозначению, в частности, требование о достаточной известности этого коммерческого обозначения в пределах определенной территории и его узнаваемости среди потребителей.
Аннотация. Настоящая статья призвана обозначить критерии охраноспособности произведений науки, которые предусмотрены действующим законодательством. По результатам проведенного исследования таких признаков было выявлено пять. Признаваться объектом авторских прав и получить авторско-правовую охрану может произведение науки, которое: (1) создано физическим лицом, обладающим необходимой квалификацией и профессионально занимающимся научной и (или) научно-технической деятельностью; (2) стало результатом творческого труда этого физического лица при осуществлении им научной деятельности; (3) выражено в объективной форме с обязательной фиксацией на информационном (материальном) носителе; (4) было создано самостоятельно – без неправомерных заимствований чужих результатов творческого труда; (5) обладает новизной, под которой подразумевается новизна результатов научного исследования.
Настоящая статья призвана обозначить критерии охраноспособности произведений литературы и искусства, которые предусмотрены действующим законодательством. По результатам проведенного исследования таких признаков было выявлено пять. Признаваться объектом авторских прав и получить авторско-правовую охрану может произведение литературы или искусства, которое: 1) создано физическим лицом, не обязательно обладающим профессиональной квалификацией в сфере литературы и искусства; 2) стало результатом творческого труда этого физического лица; 3) выражено в объективной форме, позволяющей воспринимать его другими лицами (однако доведение его до сведения широкой публики не является обязательным); 4) было создано самостоятельно – без неправомерных заимствований из чужих произведений – и допускает его использование вне связи с каким-либо другим произведением; 5) обладает оригинальностью, что проявляется в индивидуальном стиле автора произведения.
Настоящая статья подготовлена в целях содействия формированию верного и единообразного понимания обозначенных в наименовании работы категорий – гражданского оборота и коммерциализации интеллектуальной собственности. Эти понятия активно употребляются в публикациях и нормативных правовых актах, однако их содержание крайне неопределенно. Автор предлагает собственное видение того, что следует понимать под указанными терминами, опираясь при этом на доктринальные источники и правовые нормы.
Статья посвящена проблематике смарт-контракта. Автор делает вывод, что несмотря на присутствие слова «контракт» в наименовании, смарт-контракт остается компьютерной программой, что является непреодолимым препятствием для уравнивания его с договором в гражданско-правовом смысле. Четкость в понимании предмета – идет ли речь о смарт-контракте как программном коде или смарт-контракте, выступающем «цифровой надстройкой» классического договора, – позволяет находить ответы на возникающие вопросы.
Признание двойственности правовой природы бездокументарных ценных бумаг, которая, на взгляд автора настоящей статьи, находит легальное подтверждение, позволяет разрешить ряд проблем не только в сфере ценных бумаг. Предлагаемая в рамках настоящей статьи конструкция разграничения «права на запись» и «права из записи» раскрывает многоаспектность прав на токены, давая основания для точного понимания правовой природы цифровых активов и более тщательной проработки.