В последнее время в юридической литературе разворачивается активная дискуссия о природе имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащих государственным учреждениям, о чем свидетельствует масса публикаций, комментариев и публичных оценок. Специалисты различным образом определяют соотношение имущественных прав собственника, в том числе государства, и созданных им юридических лиц, не являющихся собственниками закрепленного за ними имущества, на результаты интеллектуальной деятельности. В статье анализируются различные точки зрения на данный вопрос, их обоснование и источники происхождения, отражение их в противоречивой практике законотворчества и правоприменения. Автор предлагает исходить из необходимости создания особого режима «управления исключительными правами, закрепленными за учреждениями», определяющего порядок их осуществления как учреждением, так и собственником имущества последнего. Указанный режим можно определить как режим оперативного управления, понимаемый в широком смысле. Обосновывается возможность при отсутствии специального регулирования применения по аналогии норм о праве оперативного управления, закрепленных в разделе ГК о вещных правах.
В статье раскрываются вопросы о моменте возникновения исключительного права на соответствующий объект (изобретение, полезную модель, промышленный образец) и рассматриваются положения, связанные с предоставлением государством правовой охраны этих объектов.
В статье раскрывается понятие «паразитарной конкуренции» как вида недобросовестной конкуренции при регистрации и использовании средств индивидуализации, в частности, товарных знаков. Определяются возможные способы защиты от недобросовестных действий, имеющих признаки недобросовестной конкуренции; анализируются возможности защиты в административном и судебном порядке. На основании ряда судебных актов выявляются обстоятельства, подлежащие установлению для признания действий актом недобросовестной конкуренции.
В статье анализируется история правового регулирования общеизвестных товарных знаков как в международном, так и в российском праве. Кроме того, на примере дела по товарному знаку «Посольская» рассмотрены необходимые условия для признания товарного знака общеизвестным в рамках требований статьи 1508 ГК РФ.