Оммаж - новый способ свободного использования произведения

15 Июня 2023
А.С. Егорова,
аспирант кафедры интеллектуальных прав
Московского государственного юридического университета
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
 
 

 

Для цитирования:

Егорова А.С. Оммаж - новый способ свободного использования произведения // Журнал Суда по интеллектуальным правам. Сентябрь 2023. Вып. 3 (41). С. 67-71.
DOI: 10.58741/23134852_2023_3_7

Egorova A.S. Homage is a new way of free use of the work // Zhurnal Suda po intellektual'nym pravam. September 2023. 3 (41). Pp. 67-71. (In Russ.).
DOI: 10.58741/23134852_2023_3_7

 

Сфера искусства всегда строилась на копировании и заимствовании, один художник вдохновлялся работами другого и создавал свои собственные шедевры. Развитие авторского права вносит в этот процесс свои коррективы: творцы могут свободно перенимать идеи друг друга, охраняться будет лишь форма произведения. Так, в большинстве случаев необходимо получать разрешение для использования чужого произведения или его частей, иначе такое использование может быть признано нарушением исключительного права на произведение.

Гражданский кодекс содержит случаи свободного использования, которые призваны помогать, в том числе и авторам создавать новые произведения. Особенно это касается ст. 1274 ГК РФ, предусматривающей свободное использование произведений в культурных целях, например путем цитирования, иллюстрирования или создания пародий. Однако если автор был настолько впечатлен чужим творением, что не может воздержаться от использования каких-либо частей такого произведения, будет ли такое признание чужого таланта нарушением, или такое выражение признательности и уважения должно стать новым способом свободного использования произведений?

Проявление такого искреннего восхищения в искусстве получило название «оммаж». В переводе с французского данный термин обозначает «дань уважения» или «признательность». В период французского феодализма оммаж обозначал присягу, клятву верности, которую приносил вассал своему сюзерену, опускаясь перед ним на одно колено, с непокрытой головой и без какого-либо оружия1. Таким образом, термин «оммаж» приобрел метафорическое значение в сфере искусства. Единое определение данного термина отсутствует, однако, опираясь на его понимание в литературе, можно сделать вывод, что оммаж представляет собой проявление глубочайшего уважения и почтения автору путем подражания его работам. Изначально такие работы-подражания были характерны для сферы изобразительного искусства, но со временем стали встречаться и в сфере литературы, архитектуры, кинематографа, театрального искусства.

Оммаж стоит отличать от других видов заимствований и подражаний. Чаще всего оммаж соотносят с отсылками, пасхалками, реминисценцией и аллюзией. Рассмотрим их более подробно, чтобы определить, чем они отличаются от оммажа.

Оммаж стоит отличать от других видов заимствований и подражаний. Чаще всего оммаж соотносят с отсылками, пасхалками, реминисценцией и аллюзией. Рассмотрим их более подробно, чтобы определить, чем они отличаются от оммажа.

Понятие «пасхалка» первоначально использовалось в сфере компьютерных программ или компьютерных игр. Для того чтобы обнаружить сведения или отсылки, пользователю придется выполнить определенные действия, о которых знает только разработчик программы для ЭВМ или мультимедийного продукта. В настоящее время пасхалками называют скрытые, неявные отсылки или иногда отсылки к будущим, еще не опубликованным произведениям2.

Слово «реминисценция» в переводе с латинского обозначает «воспоминание». Данный элемент художественной системы представляет собой заимствование, заключающееся в использовании общей структуры или мотивов известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему. Одним из методов реминисценции является аллюзия.

Аллюзия - это прием, который представляет собой отсылку или намек на какое-либо литературное произведение. Чаще всего в качестве аллюзии используется цитата или крылатое выражение, а иногда упоминаются персонажи или названия других произведений. Термин «аллюзия» применяется только в отношении заимствований в литературных произведениях.

Отсылки, аллюзии и пасхалки зачастую представляют собой часть другого произведения, например фразу или персонажа. Авторы, желая использовать один из названных приемов, могут даже не спрашивать разрешения правообладателя оригинального произведения: такое использование может подпадать под пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ, т.е. цитирование в целях раскрытия творческого замысла автора. В таком случае авторам, использующим данные приемы, необходимо соблюдать условия правомерности цитирования, например указывать автора и источник отсылки в титрах или сносках. Если указать обязательные для цитирования данные не представляется возможным, лучше обратиться к правообладателю за разрешением использовать персонаж, фразу или название из его произведения.

Реминисценция же зачастую представляет собой какую-либо идею, мотив, которые не подпадают под авторско-правовую охрану.

Оммаж может проявляться в виде заимствования стиля, похожих элементов, создания особого настроения. В данном виде он не будет затрагивать чьих-либо исключительных прав и будет схож с реминисценцией. Иногда для создания оммажа автору необходимо использовать часть произведения или даже все произведение. Так, немецкий скульптор Стефан Балкенхол, желая отдать дать уважения картине французского живописца Эдуарда Мане «Завтрак на траве», создал скульптуру главной героини картины, а всех остальных персонажей произведения изобразил на панно позади нее. Китайский художник Ян Пей Минг также изобразил героев картины Мане, однако добавил мрачный пейзаж и символы смерти. Обе работы были выставлены в галерее Парижа в рамках выставки работ современных художников под названием «Завтрак на траве»3. Целью данных авторов было не скопировать части известного произведения и обратить на себя внимание с помощью имени известного художника, а наоборот, подчеркнуть величие его работ, отобразить, как картина «Завтрак на траве» повлияла на современное творчество.

Картина «Завтрак на траве» Эдуарда Мане стала общественным достоянием еще в середине ХХ в., так что для использования фрагментов из нее уже не требуется разрешения правообладателя. Но как быть, если оммаж создан на произведение, исключительное право на которое еще действует? Вероятно, в данном случае, автору придется просить разрешение у правообладателя для создания оммажа. Однако, оммаж это - трибьют непосредственно автору произведения, а правообладатель зачастую автором и не является. Это значит, что авторы лишены возможности отразить свое восхищение авторскими работами, если правообладатель решит им отказать в использовании.

Возможно, отдельное использование частей произведения, например персонажей, можно было бы признать цитированием в целях раскрытия творческого замысла автора; более того, в российском праве цитирование допустимо для всех видов произведений4. Однако, использование первоначального произведения в качестве основы, например, как в случае работ в рамках выставки «Завтрак на траве», можно признать не цитированием, а скорее созданием производного произведения путем переработки оригинала.

Возникает вопрос: можно ли в таком случае признать оммаж пародией на первоначальное произведение? Ответ на него скорее отрицательный. Несмотря на то что и пародия, и оммаж являются производными произведениями и должны носить творческий характер, для пародии важен юмористический или же критический эффект5. Оммаж направлен на восхваление произведения, поэтому не допускает насмешку, иронию или критику, и он не должен выставлять первоначальную работу в негативном ключе. Несмотря на существенную разницу данных произведений, можно выделить еще одну их одинаковую черту: как и пародия6, оммаж должен иметь связь с первоначальным произведением, оно должно быть узнаваемым в новой работе. Данное требование к признанию производного произведения оммажем неслучайно. Оммаж способствует культурному обогащению человека, приобщению к искусству молодого поколения. К сожалению, многие произведения утрачивают свою популярность и фактически исчезают из поля зрения общества, и, чтобы напомнить о них, вдохнуть в них новую жизнь и популяризировать, необходимо позволить авторам создавать оммажи. Успех оммажа у публики обоснован тем, что современные авторы большое внимание уделяют рекламе и развитию собственного бренда. Поэтому через их работы и происходит повышение интереса к искусству.

Также оммаж становится более доступным искусством. Интерес общества к произведениям определяется еще и тем, что они могут увидеть непосредственно саму работу, например в галлерее или музее, и такая возможность им предоставляется. Публика видит не сам шедевр, но оригинал созданного на его основе произведения. Так как оммаж представляет собой восхваление, он может быть использован только в отношении правомерно опубликованных работ, что еще раз должно подчеркивать уважительное отношение к автору первоначального произведения. Трудно представить, как можно проигнорировать волю автора на публикацию того или иного произведения и при этом выразить свое восхищение. При этом, так как оммаж создается с целью восхваления и должен обладать признаком «узнаваемости» первоначального произведения, авторам оммажа необходимо указывать имя автора такого первоначального произведения и название его работы. При этом производное произведение позволит получить прибыль не только своему автору, но и правообладателю оригинала, который вновь обретет известность и популярность.

Так как главной целью оммажа является проявление уважения к автору, большинство таких произведений создаются уже после смерти такого автора. При этом срок исключительного права на произведение достаточно продолжительный, и ждать, пока пройдет 70 лет после смерти достойного автора, способен не каждый. Зачастую произведения и вовсе становятся сиротскими, наследники, не видя перспектив в получении прибыли за творчество своего предка, теряют к нему интерес, и отыскать их становится проблематично. Поэтому выделение оммажа как нового способа свободного использования представляется обоснованным.

Однако возникает возможность недобросовестного использования знаменитого имени автора. Так как отделить оммаж от простой переработки произведения бывает достаточно затруднительно, многие недобросовестные авторы начинают «защищаться» данным способом свободного использования от исков о нарушении прав на чужие произведения. Именно поэтому, необходимо, чтобы данный способ свободного использования имел ряд условий, в рамках которых использовать первоначальное произведение можно без разрешения правообладателя и выплаты ему вознаграждения.

Так как характерной особенностью оммажа является именно выражение признательности первоначальному автору, то и использование его творений должно быть обусловленно культурными целями, а значит для такого использования авторам оммажа достаточно продемонстрировать новое произведение в рамках мероприятий, проводимых в честь авторов первоначальных произведений, например выставок, показов, концертов, а также для помещения этих работ в музеи и галереи, посвященные работам таких авторов или же для опубликования в качестве иллюстраций к их биографиям или сборникам их работ. Такое использование не позволит недобросовестным авторам получить прибыль от недобросовестной эксплуатации известных работ, поможет развитию культуры и привлечет новых посетителей в музеи и галереи.

Таким образом можно выделить следующие характерные особенности оммажа в качестве нового способа свободного использования:

1.

Оммаж может быть использован в отношении произведений искусства: литературы, живописи, скульптуры, фотографии аудиовизуальных произведений, а также других произведений, которые допускают подражание первоначальной работы:

2.

Оммаж представляет собой производное произведение, а значит должен обладать критериями, необходимыми для охраны таких произведений:

3.

Оммаж должен быть создан с целью отдать дань уважения первоначальному автору, он должен подчеркивать важность и ценность его работ, не носить критический или насмехающийся характер по отношению к первоначальному произведению:

4.

Оммаж может быть создан только в отношении правомерно опубликованных произведений:

5.

Данный вид произведений должен способствовать распространению культуры, знакомить общество с работами творцов, которые либо не достигли известности, либо с течением времени утратили былую популярность, именно поэтому автор такого произведения должен указывать имя автора первоначального произведения и название первоначального произведения, которое он взял за основу для своей работы:

6.

Оммаж может быть использован только для опубликования в культурных целях, связанных с демонстрацией признания и уважения работы автора первоначального произведения, например на выставках, показах, концертах, проводимых в честь таких авторов, для демонстрации в музеях и галереях, посвященных работам таких авторов или же для публикации в биографиях или сборниках их работ.

 

 


1 URL: https://theoryandpractice.ru/posts/19405-chto-takoe-ommazh-i-pochemu-eto-ne-plagiat (дата обращения: 23марта 2023 г.)

2 URL: https://blimey.pro/yazyk-kino-chto-takoe-otsylka-czitata-allyuziya-ommazh-i-pashalka/ (дата обращения: 23марта 2023 г.)

3 URL: https://www.amuse-a-muse.com/ru/2017/11/после-завтрака-на-траве/ (дата обращения: 24марта 2023 г.)

4 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / Отв. редактор Л.А. Трахтенгерц. –.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2009. С. 201.

5 Лемяцких Е.О. Пародия как случай свободного использования произведения. Журнал Суда по интеллектуальным правам. № 2 (28). Июнь 2020. С. 84-88.

6 Ворожевич А. Пародия как случай свободного использования объекта авторского права. Авторское право и смежные права. № 10. Октябрь 2019.

 

Список литературы

1. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/19405-chto-takoe-ommazh-i-pochemu-eto-ne-plagiat (дата обращения: 23марта 2023 г.).

2. URL: https://blimey.pro/yazyk-kino-chto-takoe-otsylka-czitata-allyuziya-ommazh-i-pashalka/ (дата обращения: 23марта 2023 г.).

3. URL: https://www.amuse-a-muse.com/ru/2017/11/после-завтрака-на-траве/ (дата обращения: 24марта 2023 г.).

4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / Отв. редактор Л.А. Трахтенгерц. –: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2009. С. 201.

5. Лемяцких Е.О. Пародия как случай свободного использования произведения. Журнал Суда по интеллектуальным правам. № 2 (28). Июнь 2020. С. 84-88.

6. Ворожевич А. Пародия как случай свободного использования объекта авторского права. Авторское право и смежные права. № 10. Октябрь 2019.