Сотрудничество между информационными посредниками и правообладателями для защиты интеллектуальной собственности в Интернете




Сотрудничество между информационными посредниками и правообладателями для защиты интеллектуальной собственности в Интернете

10 Апреля 2015
Элио де Тульо,
DeTullio&Partners (Рим, Италия),
руководитель рабочей группы по вопросам защиты интеллектуальной
собственности в цифровой среде Комиссии по интеллектуальной
собственности Международной торговой палаты (ICC)
 


"Журнал Суда по интеллектуальным правам", № 7, март 2015 г., с. 55-60


Эра передовых технологий ставит всё новые задачи для построения эффективной системы защиты интеллектуальной собственности.

Доступность в Интернете абсолютно любого контента, зачастую размещенного нелегально и используемого бесплатно, - это лишь одно из последствий стремительного развития информационных технологий. Легкая передача огромных объемов информации становится все более естественным процессом, причем настолько, что рядовые пользователи редко задумываются о легальности скачиваемого контента.

Еще одним важным аспектом развития информационных технологий является тот факт, что товарные и другие отличительные знаки, частная жизнь и персональные данные через сеть Интернет становятся доступными широкой аудитории пользователей.

С одной стороны, так происходит, поскольку мониторинг Интернет-пространства требует значительных финансовых вложений, что является препятствием для правообладателей и некрупного бизнеса. С другой стороны, попытки пресечь нарушения прав интеллектуальной собственности в Интернете часто наталкиваются на действие таких принципов, как свобода выражения и защита данных, существенно усложняя сбор доказательств и проведение разбирательств.

Тем не менее, охрана интеллектуальной собственности в Интернете и поддержание баланса интересов в цифровой среде крайне важна. Одной из первостепенных задач в этой связи является укрепление сотрудничества между всеми участниками киберпространства для противодействия контрафакту и «пиратству».

Важная роль в этом вопросе отводится информационным посредникам, то есть субъектам (поисковым системам, социальным сетям, платежным системам, электронной коммерции), которые предлагают операторам и пользователям сервисы по доступу и использованию информационных сетей для продвижения своих товаров и услуг. За последние годы в отношении деятельности информационных посредников были приняты специальные нормы, направленные на снижение количества нарушений прав интеллектуальной собственности в цифровой среде. В целом законодательство многих стран не устанавливает для информационных посредников обязанность проверять правомерность использования контента при его размещении на сайтах; однако они должны удалить «пиратский» контент, как только им стало известно о нарушении.

Заслуживает внимания тот факт, что большинство информационных посредников, особенно из числа поисковых систем и социальных сетей, устанавливают специальные сервисы, позволяющие проводить внутренние расследования нарушений и применяющие упрощенные процедуры проверки и удаления нелегально размещенного контента. Для обращения с заявлением о нарушении достаточно заполнить и отправить специальную форму.

Так, YouTube на своем сайте имеет раздел, посвященный авторским правам и системе их защиты. В этом разделе можно проверять легальность контента, направлять заявления, уведомления и возражения относительно нарушений авторского права; а также получать необходимую помощь по удалению контента. YouTube предупреждает своих пользователей, что после получения трех уведомлений о нарушении авторских прав аккаунт блокируется без возможности создания нового профиля, и все загруженное видео удаляется.

В этом же разделе содержится информация образовательного характера, дающая определение авторским правам и объясняющая основные принципы их защиты от нарушений, которые не всегда укладываются в принятые концепции защиты товарных знаков, патентов или персональных данных.

Наконец, на сайте имеется страничка с часто задаваемыми вопросами относительно авторских прав и способов их защиты с гиперссылками на сайты таких международных институтов, как Всемирная организация интеллектуальной собственности и Еврокомиссия.

Подобным образом действует Facebook, принадлежащий ему ресурс Instagram, а также Twitter и LinkedIn – в специальных разделах, доступ к которым предусмотрен со страницы любого пользователя, приводится общая информация об авторском праве с возможностью перехода на сайты институциональных органов для получения более подробной информации. Заполнив прилагаемую форму, пользователь также может сообщить о нарушениях и обнаруженном «пиратском» контенте.

Google использует упрощенную процедуру для уведомлений и удаления незаконного контента через специальный Справочный центр. Стоит отметить, что Google тесно сотрудничает с проектом Chilling Effects, реализуемым Фондом Электронных Рубежей (Electronic Frontier Foundation) в сотрудничестве с Гарвардским университетом, Стэнфордским университетом, Калифорнийским университетом в Беркли, Университетом Сан-Франциско, Университетом Мэна, а также Юридическими школами при Университетах Джорджа Вашингтона и Санта-Клара.

Проект Chilling Effects нацелен на оказание помощи тем, кто получил предупреждение или требование об удалении «пиратского» контента, в лучшем понимании установленных процедур и применяемых механизмов для защиты авторских и смежных прав. В рамках проекта также ведется база данных, содержащая все предупреждения и требования об удалении незаконно размещенного контента.

Продолжая обзор международного опыта по защите авторских и смежных прав в Интернете, нельзя не остановиться на некоторых соглашениях, или Меморандумах о взаимопонимании, которые заключаются в добровольном порядке между правообладателями и Интернет-провайдерами.

Итальянское Бюро содействия развитию интерактивной рекламы – ассоциации, объединяющей наиболее крупных рекламодателей Италии – подписало Меморандум о взаимопонимании с антипиратскими организациями в сфере музыкальной индустрии FPM, FAPAV (итальянские федерации кино- и звукозаписывающих компаний) и Google, в соответствии с которым стороны договорились не получать доход от онлайн рекламы. Меморандум нацелен на совместную разработку эффективных способов противодействия размещению рекламы на «пиратских» сайтах и оперативного удаления подобной рекламы.

Кроме того, 7 мая 2014 г. в Италии был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве по защите места происхождения (PDO) и географического указания (PGI) для сельскохозяйственной продукции, продаваемой на eBay. Данный Меморандум, участниками которого выступили министерство сельского хозяйства, продовольствия и лесной промышленности Италии, платформа eBay и Итальянская Ассоциация по охране географических указаний, устанавливает упрощенную процедуру для извещения и оперативного удаления контрафактных товаров с Интернет-портала. Благодаря такому соглашению стало возможным серьезно ограничить попадание на рынок продукции, произведенной по технологии Wine kit (онлайн руководство, позволяющее производить поддельные вина Soave, Prosecco и Montepulciano D’Abruzzo), и такого «шедевра», как технология самостоятельного производства сыров гауда, пармезан и фета.

В числе других важных Меморандумов о взаимопонимании стоит отметить Протокол Евросоюза о продажах контрафактных товаров через сеть Интернет, подписанный в 2011 г. крупнейшими правообладателями и Интернет-платформами.

Меморандум направлен на эффективное взаимодействие представителей правообладателей и информационных посредников для снижения уровня продаж поддельных товаров через электронные коммерческие платформы.

Документ предусматривает обязанность подписавших его сторон выработать определенные меры борьбы с подобными нарушениями, в то время как торговые ассоциации принимают на себя обязательство привлекать своих членов к участию в этом соглашении.

Меморандум устанавливает действие согласованного механизма, в том числе и в целях противодействия предложению контрафактных товаров через поисковые системы. Данный документ был выработан с целью поддержания баланса интересов всех участников сферы электронной коммерции и являет собой первый практический опыт по совместному противодействию контрафакту и «пиратству» в сети Интернет.

10 декабря 2013 г. Группа по стандартам цифровой торговли (Digital Trading Standards Group - DTSG) разработала Принципы передовой практики по торговле цифровой дисплейной рекламой (UK Good Practice Principlesfor Tradingof Digital Display Advertising) с тем, чтобы минимизировать риск нелегального размещения дисплейной рекламы на цифровых мультимедийных носителях, защитить бренды и целостность цифровой рекламы. Данные принципы содержат обязательства всех заинтересованных лиц, принимающих участие в приобретении, продаже или развитии цифровой рекламы.

Цифровые транзакции должны соответствовать согласованной политике или условиям, следуемым из Принципов передовой практики Великобритании. Участвующие стороны должны решить, где разместить рекламу, и определить свои взаимные обязательства, чтобы исключить вероятность нелегального размещения. Наконец, провайдер, одобренный JICWEBS, подтвердит операцию, а компании получают особую печать соответствия, на которую рекламодатели и агентства могут полагаться при покупке цифровой дисплейной рекламы.

Во Франции для борьбы с контрафактом в Интернете и защиты пользователей было подписано три документа:

 

16 декабря 2009 г.: между правообладателями и платформами электронной коммерции;

 

7 февраля 2012 г.: между правообладателями и рекламными Интернет-площадками;

 

7 февраля 2012 г. – между правообладателями и почтовыми операторами.

Данные документы способствуют активному сотрудничеству между экономическими субъектами в Интернет-пространстве и вводят взаимные обязательства между платформами онлайн-продаж и владельцами товарных знаков. Таким образом, был введен механизм контент-анализа тендеров - система уведомлений, доступная правообладателям в случае выявления нарушений их прав, - а также другие меры, обозначенные в документах и нацеленные на защиту прав пользователей, совершающих покупки в сети Интернет.

Целью подобных соглашений является не просто удаление размещенной контрафактной продукции со страниц Интернет-сайтов при получении уведомления, но и предотвращение самого размещения подобного рода продукции.

Предложенный механизм идентификации контрафактной продукции препятствует ее размещению онлайн и пресекает попытки повторного размещения после успешного удаления.

Система предусматривает:

1)

период временного (на 6 месяцев) блокирования всех аккаунтов «продавца» (или потенциального «продавца», заподозренного в сбыте контрафакта);

2)

удаление на 5 лет всех аккаунтов продавца в случае повторного нарушения.

В США система оповещения о нарушении авторских прав (Copyright Alert System - CAS) возникла в результате добровольного соглашения между правообладателями и Интернет-провайдерами. Соглашение направлено на борьбу с файлообменными сетями и вступило в силу в феврале 2013 г. Система оповещения действует таким образом, что интернет-провайдеры, получив уведомление от специального сервиса мониторинга, действующего от имени зарегистрированных в системе правообладателей, посылают электронные оповещения подписчикам о предполагаемом факте нарушения авторских прав. В случае повторного получения уведомления о нарушении Интернет-провайдеры предпринимают меры по смягчению последствий (например, временно снижают скорость интернет-соединения или создают ссылки на другие страницы). Цель CAS – помочь пользователям определить, когда файлы были выложены нелегально в файлообменные сети через Интернет-аккаунты.

Также в мае 2012 г. Американская ассоциация рекламных агентств (American Association of Advertising Agencies) и Ассоциация национальных рекламодателей (Association of National Avertisers) при поддержке организации Бюро содействия развитию интерактивной рекламы разработали Положения о передовых практиках в области рекламы на сайтах (Statements of Best Practice for the advertising onsites), направленные на защиту авторских прав.

Положения способствуют тому, чтобы владельцы брендов и медиа агентства включали особые условия в контракты с рекламными сетями и другими посредниками на размещение медиа-контента и заказов на рекламу.

Подобные условия могут потребовать от посредников:

а)

использовать коммерчески оправданные меры для предотвращения размещения рекламы на сайтах, нарушающих авторские права;

б)

разработать и использовать коммерчески оправданные процедуры по удалению или отключению таких сайтов от Интернет-серверов и быстро пресекать неправомерное размещение рекламы на сайте в ответ на обоснованные и аргументированные жалобы или уведомления от правообладателей или рекламодателей;

в)

возместить рекламодателю затраты, связанные с платежами, издержками и/или стоимостью, которые возникли вследствие нелегального размещения рекламы, или обеспечить альтернативную компенсацию.

Другим интересным примером является программа Rogue Block. Данная программа является результатом совместных действий Международной Коалиции по борьбе с контрафактом (International Anti Counterfeiting Coalition - IACC) и индустрией платежных карт. Rogue Block представляет определенную систему, где правообладатель может заявить о факте продажи контрафактной продукции. В целях создания такой системы IACC разработала портал с контролируемым доступом, упрощающий движение потока информации между участвующими правообладателями, сетями платежных карт, IACC и Координационным центром по национальным правам интеллектуальной собственности (National Intellectual Property Rights Coordination Centre – the “IPR Centre”). При этом для обмена информацией используется портал IACC. Портал также содержит отчетный механизм, цель которого заключается в уведомлении правообладателя о результатах и статистических данных расследования по его заявлению о нарушении.

Что касается Италии, 30 апреля 2014 г. администрация США опубликовала годовой отчет о состоянии защиты прав интеллектуальной собственности в мире. Комитет представительства США по внешней торговле – комитет Белого Дома, в чьем ведомстве находятся вопросы, связанные с торговлей, - впервые за 25 лет исключил Италию из списка приоритетного наблюдения, содержащегося в докладе Special 301 об адекватности и эффективности действий, предпринимаемых в сфере интеллектуальной собственности торговыми партнерами США.

В 2013 г. оборот «пиратской» продукции в Италии оценивался в промежутке от 3,5 до 7 млрд евро, и отсутствие активных действий со стороны властей, направленных на снижение данного показателя, расценивалось как препятствие на пути развития торговых отношений между Италией и Северной Америкой. Сейчас, будучи исключенными из списка особого наблюдения, итальянские компании могут получить ряд преимуществ от экономических отношений с американскими партнерами, в частности, доступ на рынок США, которого они были лишены.

Среди факторов, определивших положительную оценку американских властей, можно выделить: принятие итальянским органом по регулированию коммуникаций (AGCOM) Постановления о защите авторских прав в электронных коммуникационных сетях, вступившем в силу 31 марта 2014 г., а также усиление надзора и контроля в сфере защиты прав интеллектуальной собственности в Интернете.

Постановление AGCOM способствует продвижению легального онлайн контента и обеспечивает соблюдение прав, что очень важно для американского правительства.

В частности, в постановлении говорится о том, что в случае выявления нарушения авторских прав в Интернете, правообладатель может обратиться в регулирующий орган AGCOM, который в течение недели с момента подачи заявления должен либо отклонить просьбу заявителя, либо инициировать административное разбирательство. В последнем случае AGCOM уведомляет Интернет-провайдера и начинает расследование по проверке факта нарушения прав, используя все имеющиеся в его распоряжении меры. Лицо, незаконно разместившее контент, или владелец сайта, получив уведомление от AGCOM, могут удалить предположительно нелегальный контент или ответить на уведомление в течение 5 дней с момента его получения. В случае если они не дают ответ и не предпринимают действий по устранению нарушения, собранные в ходе расследования документы передаются на рассмотрение коллективному органу регулятора с предложением отклонить заявление или наложить соответствующие санкции.

Рассмотрев представленные документы, коллективный орган в течение 35 дней с момента получения заявления должен либо прекратить производство по делу в случае, если он не выявит нарушения; либо привлечь к ответственности нарушителя.

Провайдер должен исполнить требование регулирующего органа в течение 3 дней. Если регулирующий орган предписывает блокировать доступ к контенту или сайту, то он также обязывает Интернет-провайдера перенаправлять поступающие запросы на Интернет-страницу, созданную в соответствии с указаниями регулирующего органа. В случае несоблюдения этого требования с Интернет-провайдера может быть взыскан штраф в размере от 10 тыс. до 250 тыс. евро.

Надо сказать, что сразу несколько ассоциаций цифровых средств массовой информации оспорили законность вводимых правил в Региональном административном суде Лацио (TAR). В сентябре 2014 г. TAR поставил вопрос о конституционной легитимности Постановления в Конституционном Суде.

Тем не менее Постановление вступило в законную силу, и администрация создала специальный веб-сайт www.ddaonline.it, на котором правообладатели могут найти необходимую им информацию и известить о нарушении своих авторских прав.

Что касается практических результатов применения данного акта, то по рекомендации FAPAV (Федеральный орган по защите аудиовизуального и мультимедийного контента) регулирующий орган начал процедуры по рассмотрению заявленных фактов нарушения интеллектуальных прав в Интернете, в частности, тех, которые были замечены на трех сайтах: torrentz.pro, torrentdownloads.me и cineblog-01.me.

Интернет неотвратимо становится той средой, где наиболее распространены нарушения прав интеллектуальной собственности. В настоящее время компании подвергаются беспрецедентной атаке: по оценкам Международной торговой палаты (ICC), ущерб от незаконного изготовления копий и пиратства для мировой экономики составляет триллион долларов и привел к потере 2,5 млн. рабочих мест в мире.

Таким образом, важно найти и поддерживать баланс интересов всех вовлеченных сторон с тем, чтобы, с одной стороны, усилить борьбу с контрафактом и пиратством; а с другой - укрепить сотрудничество между информационными посредниками, правообладателями и регуляторами в разработке эффективного механизма защиты интеллектуальной собственности в Интернете.