Авторские статьи



04 сентября 2015
Разбираемся в правовой природе устава
М.П. Быстрова
Статья посвящена рассмотренному в Суде по интеллектуальным правам делу о признании недействительными приказа Роспатента и устава Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности». Представлен анализ правовой природы данных актов.
Ключевые слова: Суд по интеллектуальным правам; приказ Роспатента; устав Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности»; ненормативный правовой акт


29 июня 2015
О недобросовестности при приобретении и (или) использовании прав на товарный знак
В.А. Корнеев, Н.Л. Рассомагина
В работе рассмотрены вопросы, касающиеся недобросовестной конкуренции при приобретении и использовании участниками хозяйственного оборота исключительного права на товарный знак как средство индивидуализации юридических лиц, товаров, работ или услуг: понятие недобросовестной конкуренции, проявляющейся в соответствующей сфере; момент совершения нарушения, выразившегося в недобросовестной конкуренции при приобретении и/или использовании исключительного права на товарный знак; критерии определения недобросовестного поведения; состав лиц, которые могут считаться потерпевшими от действий, связанных с недобросовестной конкуренцией.
Ключевые слова: недобросовестная конкуренция; приобретение исключительного права на товарный знак; использование исключительного права на товарный знак


25 июня 2015
О «согласиях» и «соглашениях» в части четвертой ГК РФ
М.А. Рожкова, С.В. Михайлов
Статья содержит анализ содержания и соотношения базовых категорий гражданского права "согласие" и "соглашение" и посвящена тому, как эти категории проявляются в различных институтах гражданского права и права интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: согласие; соглашение; право интеллектуальной собственности


20 июня 2015
Судебная практика признания товарных знаков общеизвестными
C.М. Уколов
На основе нескольких судебных дел в статье анализируются подходы Роспатента и Суда по интеллектуальным правам к рассмотрению вопросов о признании товарных знаков общеизвестными.
Ключевые слова: общеизвестный товарный знак; Роспатент; Суд по интеллектуальным правам


12 июня 2015
Специализированные суды по интеллектуальным правам
А.В. Казарян
В рамках статьи автор рассматривает систему и юрисдикцию специальных судов по интеллектуальным правам в Китае, Японии, Великобритании, США и других странах. Анализируются особенности и результаты функционирования таких судов и дальнейшие пути развития.
Ключевые слова: специализированные суды; интеллектуальная собственность; интеллектуальные права; судебные системы


08 июня 2015
Патентные агрегаторы: иллюзия защиты
Н.В. Кащенко
Крупным компаниям зачастую гораздо проще заплатить патентным троллям и агрегаторам, чем разбираться в сути претензии и отстаивать свои интересы в суде, что, по мнению автора, вызывает тревогу и опасение. На примере претензионной практики в США автор исследует вопрос «эффективности» деятельности патентных агрегаторов и доказывает нецелесообразность урегулирования патентных споров при помощи сомнительных посредников.
Ключевые слова: патент; патентный суд; патентный агрегатор; борьба с троллями; патентный тролль; RPX


08 мая 2015
Некоторые особенности рассмотрения в судебно-арбитражной практике споров о праве преждепользования
А.Н. Оганесян
В статье анализируются некоторые особенности рассмотрения в судебно-арбитражной практике дел о признании права преждепользования, в том числе основные подходы судов к разрешению тех или иных спорных вопросов применительно к тем условиям, при соблюдении которых у заинтересованного лица может возникнуть право преждепользования в соответствии со статьей 1361 Гражданского кодекса РФ.
Ключевые слова: патентное право; защита исключительных прав; объекты патентных прав; ограничение исключительных прав на объекты патентных прав


24 апреля 2015
«Паразитический» маркетинг: основные симптомы и методы борьбы
Л.А. Новосёлова
В статье раскрывается понятие «паразитарной конкуренции» как вида недобросовестной конкуренции при регистрации и использовании средств индивидуализации, в частности, товарных знаков. Определяются возможные способы защиты от недобросовестных действий, имеющих признаки недобросовестной конкуренции; анализируются возможности защиты в административном и судебном порядке.  На основании ряда судебных актов выявляются обстоятельства, подлежащие установлению для признания действий актом недобросовестной конкуренции.
Ключевые слова: товарные знаки; средства индивидуализации; недобросовестная конкуренция; судебный защита прав на средства индивидуализации


15 апреля 2015
Найти отличия: технические и правовые аспекты Интернета*
М.А. Рожкова
В статье обозначена проблема смешения правовых и технических аспектов функционирования Интернета при правовом регулировании отношений, возникающих в связи с использованием сети Интернет. Автор на примерах разбирает случаи подобного смешения и выявляет его негативные последствия для формирования судебной практики.
Ключевые слова: Интернет; доменное имя; информационный посредник; информационный ресурс


13 апреля 2015
Рассмотрение спора о правомерности регистрации товарного знака со словесным обозначением «Тихий Дон». Отзывы экспертов.
Журнал Суда по интеллектуальным правам
Уважаемые читатели! Мы продолжаем публикацию отзывов экспертов по вопросам, поставленным президиумом Суда по интеллектуальным правам в ходе рассмотрения кассационных жалоб Федеральной службы по интеллектуальной собственности и ОАО «РЖД» на решение Суда по интеллектуальным правам от 14 апреля 2014 г. по делу № СИП-296/2013, в рамках которого оспаривалась правомерность регистрации на имя ОАО «РЖД» товарного знака со словесным обозначением «Тихий Дон», которое, по мнению заявителя (ООО «Тихий Дон»), воспроизводит название известного литературного произведения М.А. Шолохова.
Ключевые слова: товарный знак


10 апреля 2015
«Сбербар», «Газпромчик»: возможно ли использование пародийных товарных знаков в России?
А.М. Зайцев
В представленной статье автор анализирует опыт США в использовании пародии в качестве товарного знака и рассматривает возможность использования пародии как средства индивидуализации на территории России.
Ключевые слова: пародия, товарный знак, схожесть до степени смешения, вероятность введения в заблуждение.


10 апреля 2015
Сотрудничество между информационными посредниками и правообладателями для защиты интеллектуальной собственности в Интернете
Элио де Тульо
В статье рассматривается успешно применяемая в зарубежных странах практика защиты интеллектуальной собственности в цифровой среде, а также оценивается роль, которую играют информационные посредники в обеспечении соблюдения авторских и смежных прав в интернет-пространстве. На примере международного опыта анализируются возможности усовершенствования законодательной базы и задействования механизмов саморегулирования в сфере защиты интеллектуальной собственности в Интернете с тем, чтобы, с одной стороны, усилить борьбу с контрафактом и пиратством, и, с другой стороны, найти возможности для эффективного диалога между регуляторами, правообладателями и представителями интернет-отрасли.
Ключевые слова: Интернет; интеллектуальная собственность; информационные посредники; авторское право


31 марта 2015
Однородность и ее влияние на судьбу товарного знака
Н.А. Радченко
В статье приводится теоретический анализ применимости критерия однородности при рассмотрении споров о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием, а также анализируется правоприменительная практика судов при оценке однородности товаров и услуг.
Ключевые слова: товарный знак; знак обслуживания, однородность товаров и услуг, досрочное прекращение, неиспользование, заинтересованность, доказательства


13 марта 2015
Судебная защита при использовании товарных знаков в мета-тегах
Э.А. Биюков
В статье рассмотрены вопросы правового регулирования использования товарных знаков в сети Интернет. Автор проводит сравнение судебных решений российских и зарубежных судов по спорам о неправомерном использовании товарных знаков в мета-тегах. Выводы, изложенные в данной статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.
Ключевые слова: товарный знак; мета-тег; способ адресации; средство индивидуализации; незаконность; сбой первоначального намерения; сходство до степени смешения; Интернет