Рожкова М.А.
Алымова Е.В.
Григорьев Д.А.
Самарцева М.В.
Паламарчук И.А.
Морозюк О.В.
Ходаков И.Д.
Данная статья отражает результаты комплексного исследования правового режима сложных объектов интеллектуальных прав и развивает выводы, изложенные ранее в коллективной работе «Сложные объекты интеллектуальных прав. Общая часть». В настоящей статье проанализированы как объекты, прямо поименованные в п. 1 ст. 1240 Гражданского кодекса РФ (аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты, базы данных), так и объекты, не включенные в закрытый перечень сложных объектов, но устойчиво рассматриваемые в юридической литературе как сложные: интернет-сайты, видеоигры, настольные игры, аккаунты. Особое внимание в статье уделено вопросам структуры таких объектов, критериев их отнесения к сложным, распределения прав и проблемам правоприменения. Проведенное исследование дополнительно подтвердило тезис о необходимости пересмотра подходов к правовому регулированию сложных объектов и потребности в закреплении в законе открытого перечня сложных объектов, который обеспечит адаптивность правового регулирования к появлению новых комплексных объектов интеллектуальных прав.
Туркина А.Е.
Автор рассматривает механизмы регулирования использования сертификационных знаков за рубежом и в России и их соотношение с географическими указаниями и наименованиями мест происхождения товаров ввиду выявленных при анализе судебной практики проблем применения норм о географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров.
Новосёлова Л.А.
Развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) поставило ряд сложнейших задач для юридической науки, в том числе – в области права интеллектуальной собственности. Процесс «обучения» моделей ИИ часто затрагивает интересы правообладателей, особенно там, где искусственно генерируемый контент начинает конкурировать и вытеснять созданный человеком. В мире пока не выработано общего подхода, позволяющего совместить часто противоречащие интересы разработчиков ИИ и правообладателей. В статье рассматриваются основные правовые подходы к урегулированию этого конфликта, а также возможные экономические модели, которые могут быть положены в основу правовых решений, в том числе и в России.
Никифоров А.А.
В условиях цифровой среды создавать производные произведения стало проще, чем когда-либо, — но вместе с этим усилился и конфликт интересов между авторами оригинальных произведений и теми, кто создает на основе их трудов что-то новое. Праву приходится искать тонкий баланс: как поощрять трансформативное творчество и при этом гарантировать, что оригинальные произведения окупятся. Эта работа предлагает экономическую модель правового регулирования производных произведений, цель которой — определить такой уровень охраны, который приносит наибольшую общественную выгоду. Методологически исследование строится на инструментах экономического анализа права: здесь и функция общественного благосостояния, и критерии Парето и Калдора–Хикса, и теорема Коуза, и анализ транзакционных издержек и проблем асимметричной информации. Теория подкрепляется практикой: в анализ вовлечены данные о книжных рынках США и России, а также правовые подходы ЕС и США к охране производных произведений. В результате выводится формула, позволяющая определить оптимальный уровень охраны (L*) с учётом таких факторов, как трансформативность, риск рыночного замещения, наличие или отсутствие принудительного лицензирования и минимально необходимый доход автора. Исследование показывает, что наилучшие результаты достигаются при умеренном уровне охраны: когда коммерческие адаптации регулируются, но некоммерческое трансформативное творчество допускается свободно. Такая модель одновременно поддерживает мотивацию для создания новых оригинальных произведений и способствует культурному разнообразию.
Пуляева Е.В.
В статье рассматриваются практические вопросы применения условий договоров в сфере информационных технологий, предусматривающих исключение и ограничение ответственности за нарушение обязательств. Приводятся примеры влияния специфики информационных технологий на договорно-правовые конструкции и используемые в них оговорки, исследуются используемые в практике условия, исключающие или ограничивающие отдельные виды убытков, размер неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору в сфере информационных технологий.
Никифоров А.А.
Актуальность исследования обусловлена усиливающимся конфликтом между интересами авторов оригинальных произведений и создателей производных работ в условиях цифровой среды. Современное авторское право стремится урегулировать эти отношения, однако до сих пор опирается на фрагментарные, порой противоречивые доктринальные основания. Особенно остро стоит вопрос о правомерности повторного использования элементов произведений: отсутствуют чёткие нормативные критерии, позволяющие различить допустимое вдохновение и неправомерное воспроизведение. Целью настоящего исследования является философская реконструкция авторского права на производные произведения в контексте кантовской теории частного права. Автор стремится показать, как кантовская концепция автономии личности, внешней свободы и господства воли может служить основой для нормативного различения между допустимыми формами переработки и нарушением прав оригинального автора. Методология работы основана на герменевтическом и концептуальном анализе текстов Иммануила Канта, прежде всего «Метафизики нравов» и статьи «О незаконности переиздания книг», а также на сопоставлении его взглядов с теорией Иоганна Готлиба Фихте. В результате формируется концептуальная модель, в которой авторское право предстает как сложная, двусоставная структура: с одной стороны, оно включает врождённое право автора на творчество и самовыражение как аспект личной автономии; с другой — охватывает имущественное право господства над объективированной формой произведения как идеальным, нематериальным объектом. В рамках этой модели предлагается нормативное разграничение между неправомерным присвоением речевого акта (как выражения воли автора) и допустимым культурным взаимодействием. Ключевой акцент переносится с поиска возможности ограничения авторских прав, на установление границ самого объекта, что позволяет избежать логических противоречий и обеспечить совместимость правовых притязаний различных субъектов без необходимости применения баланса интересов, а исходя из формальных оснований Кантовской фил