Журнал Суда по интеллектуальным правам
Журнал Суда по интеллектуальным правам

Статьи

Рожкова М.А. Рожкова М.А.
Алымова Е.В. Алымова Е.В.
Григорьев Д.А. Григорьев Д.А.
Самарцева М.В. Самарцева М.В.
Паламарчук И.А. Паламарчук И.А.
Морозюк О.В. Морозюк О.В.
Ходаков И.Д. Ходаков И.Д.
Сложные объекты интеллектуальных прав. Особенная часть

Данная статья отражает результаты комплексного исследования правового режима сложных объектов интеллектуальных прав и развивает выводы, изложенные ранее в коллективной работе «Сложные объекты интеллектуальных прав. Общая часть». В настоящей статье проанализированы как объекты, прямо поименованные в п. 1 ст. 1240 Гражданского кодекса РФ (аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты, базы данных), так и объекты, не включенные в закрытый перечень сложных объектов, но устойчиво рассматриваемые в юридической литературе как сложные: интернет-сайты, видеоигры, настольные игры, аккаунты. Особое внимание в статье уделено вопросам структуры таких объектов, критериев их отнесения к сложным, распределения прав и проблемам правоприменения. Проведенное исследование дополнительно подтвердило тезис о необходимости пересмотра подходов к правовому регулированию сложных объектов и потребности в закреплении в законе открытого перечня сложных объектов, который обеспечит адаптивность правового регулирования к появлению новых комплексных объектов интеллектуальных прав.

18.11.2025
Туркина А.Е. Туркина А.Е.

Автор рассматривает механизмы регулирования использования сертификационных знаков за рубежом и в России и их соотношение с географическими указаниями и наименованиями мест происхождения товаров ввиду выявленных при анализе судебной практики проблем применения норм о географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров.

27.10.2025
Новосёлова Л.А. Новосёлова Л.А.
Конфликт интересов авторов и разработчиков ИИ: где выход?

Развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) поставило ряд сложнейших задач для юридической науки, в том числе – в области права интеллектуальной собственности. Процесс «обучения» моделей ИИ часто затрагивает интересы правообладателей, особенно там, где искусственно генерируемый контент начинает конкурировать и вытеснять созданный человеком. В мире пока не выработано общего подхода, позволяющего совместить часто противоречащие интересы разработчиков ИИ и правообладателей. В статье рассматриваются основные правовые подходы к урегулированию этого конфликта, а также возможные экономические модели, которые могут быть положены в основу правовых решений, в том числе и в России.

24.10.2025
Никифоров А.А. Никифоров А.А.
Экономический анализ охраны производных произведений

В условиях цифровой среды создавать производные произведения стало проще, чем когда-либо, — но вместе с этим усилился и конфликт интересов между авторами оригинальных произведений и теми, кто создает на основе их трудов что-то новое. Праву приходится искать тонкий баланс: как поощрять трансформативное творчество и при этом гарантировать, что оригинальные произведения окупятся. Эта работа предлагает экономическую модель правового регулирования производных произведений, цель которой — определить такой уровень охраны, который приносит наибольшую общественную выгоду. Методологически исследование строится на инструментах экономического анализа права: здесь и функция общественного благосостояния, и критерии Парето и Калдора–Хикса, и теорема Коуза, и анализ транзакционных издержек и проблем асимметричной информации. Теория подкрепляется практикой: в анализ вовлечены данные о книжных рынках США и России, а также правовые подходы ЕС и США к охране производных произведений. В результате выводится формула, позволяющая определить оптимальный уровень охраны (L*) с учётом таких факторов, как трансформативность, риск рыночного замещения, наличие или отсутствие принудительного лицензирования и минимально необходимый доход автора. Исследование показывает, что наилучшие результаты достигаются при умеренном уровне охраны: когда коммерческие адаптации регулируются, но некоммерческое трансформативное творчество допускается свободно. Такая модель одновременно поддерживает мотивацию для создания новых оригинальных произведений и способствует культурному разнообразию.

15.10.2025
Пуляева Е.В. Пуляева Е.В.
Особенности правового режима оговорок об исключении и ограничении ответственности за нарушение обязательств в сфере информационных технологий

В статье рассматриваются практические вопросы применения условий договоров в сфере информационных технологий, предусматривающих исключение и ограничение ответственности за нарушение обязательств. Приводятся примеры влияния специфики информационных технологий на договорно-правовые конструкции и используемые в них оговорки, исследуются используемые в практике условия, исключающие или ограничивающие отдельные виды убытков, размер неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору в сфере информационных технологий.

14.10.2025
Никифоров А.А. Никифоров А.А.

Актуальность исследования обусловлена усиливающимся конфликтом между интересами авторов оригинальных произведений и создателей производных работ в условиях цифровой среды. Современное авторское право стремится урегулировать эти отношения, однако до сих пор опирается на фрагментарные, порой противоречивые доктринальные основания. Особенно остро стоит вопрос о правомерности повторного использования элементов произведений: отсутствуют чёткие нормативные критерии, позволяющие различить допустимое вдохновение и неправомерное воспроизведение. Целью настоящего исследования является философская реконструкция авторского права на производные произведения в контексте кантовской теории частного права. Автор стремится показать, как кантовская концепция автономии личности, внешней свободы и господства воли может служить основой для нормативного различения между допустимыми формами переработки и нарушением прав оригинального автора. Методология работы основана на герменевтическом и концептуальном анализе текстов Иммануила Канта, прежде всего «Метафизики нравов» и статьи «О незаконности переиздания книг», а также на сопоставлении его взглядов с теорией Иоганна Готлиба Фихте. В результате формируется концептуальная модель, в которой авторское право предстает как сложная, двусоставная структура: с одной стороны, оно включает врождённое право автора на творчество и самовыражение как аспект личной автономии; с другой — охватывает имущественное право господства над объективированной формой произведения как идеальным, нематериальным объектом. В рамках этой модели предлагается нормативное разграничение между неправомерным присвоением речевого акта (как выражения воли автора) и допустимым культурным взаимодействием. Ключевой акцент переносится с поиска возможности ограничения авторских прав, на установление границ самого объекта, что позволяет избежать логических противоречий и обеспечить совместимость правовых притязаний различных субъектов без необходимости применения баланса интересов, а исходя из формальных оснований Кантовской фил

13.10.2025