Журнал Суда по интеллектуальным правам
Журнал Суда по интеллектуальным правам

Некоторые аспекты зарубежного законодательства и судебной практики отдельных стран по вопросам соотношения режимов охраны географического указания и наименования места происхождения, а также иных средств индивидуализации сходного назначения, используемых в иностранных правопорядках (часть 2)1 2

Радецкая М.В.
кандидат юридических наук, консультант Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Исследовательский центр частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации»
Спиридонова Н.Б.
кандидат юридических наук, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Исследовательский центр частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации»
Туркина А.Е.
магистр частного права, консультант Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Исследовательский центр частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации»
21 августа 2024

Для цитирования:

Радецкая М.В., Спиридонова Н.Б., Туркина А.Е. Некоторые аспекты зарубежного законодательства и судебной практики отдельных стран по вопросам соотношения режимов охраны географического указания и наименования места происхождения, а также иных средств индивидуализации сходного назначения, используемых в иностранных правопорядках (часть 2)//Журнал Суда по интеллектуальным правам. Июнь 2024. N 2 (44). С. 214-234.
DOI: 10.58741/23134852_2024_2_13

Radetskaya M.V., Spiridonova N.B., Turkina A.E. Some aspects of foreign legislation and jurisprudence of certain countries on the correlation between the regimes of protection of geographical indication and appellation of origin, as well as other means of individualization of similar purpose used in foreign legal orders (part 2) //Zhurnal Suda po intellektual'nym pravam. June 2024. N 2 (44). Pp. 214-234. (In Russ.).
DOI: 10.58741/23134852_2024_2_13

 

Индия

Общие положения

Индия как член ВТО приняла Закон о географических указаниях товаров (регистрация и охрана) 1999 г.3, который вступил в силу с 15 сентября 2003 г., а также Правила о географических указаниях товаров (регистрация и охрана) 2002 г.4. До момента принятия данных документов в Индии не предоставлялась правовая охрана географическим указаниям, однако три случая привели законодателя к пониманию необходимости введения такого регулирования5.

В случае с нимом (распространённым в Индии деревом, обладающим лекарственными свойствами) американская компания WR Grace & Co. получила патенты на процесс экстракции и хранения активного вещества. Индийское правительство подало жалобу на WR Grace & Co. в Патентный офис США, обвинив WR Grace & Co. в копировании индийского изобретения, однако, позже выяснилось, что патент не был основан на традиционных индийских знаниях, WR Grace & Co. создали новое изобретение для процесса экстракции нима, поэтому индийское правительство отозвало свою жалобу.

В марте 1995 г. в случае с куркумой двум национальным исследовательским институтам был выдан патент США на использование куркумы в качестве ранозаживляющего средства. Совет научных и промышленных исследований Индии выступил против этого патента в Патентном офисе США, основываясь на «известном уровне техники». Совет утверждал, что куркума использовалась в течение тысячи лет для лечения ран и сыпи в Индии, и, следовательно, это не было новым изобретением. Совет продемонстрировал старинную санскритскую рукопись и статью, опубликованную в 1953 г. в журнале Индийской медицинской ассоциации в качестве документальных доказательств. Патентный офис США поддержал возражения и аннулировал патент.

В случае с рисом басмати патент США, выданный техасской компании Rice Tec Inc, предусматривал, что их изобретение относится к новому сорту рисовых растений и зерен. Патентный офис США одобрил патент на «Сорт и зёрна риса Басмати» в 1997 г. После трехлетней экспертизы и принятия 20 пунктов формулы изобретения, выдвинутых компанией Rice Tec Inc., Индия выступила против патента и оспорила его. Группа ученых-аграриев представила различные доказательства и вспомогательную информацию для установления уровня техники в этой области в Индии. Доказательства, на которых основывались возражения, были настолько убедительными, что компания отозвала 15 пунктов формулы изобретения, и только пять из 20 пунктов формулы изобретения компании RiceTec Inc. сохранились после возражений. Патент был выдан Rice Tec Inc на новые гибридные сорта, которые имеют мало общего с рисом басмати.

Закон предусматривает в качестве объекта охраны только географические указания, определяя их как «наименования, идентифицирующие сельскохозяйственные, природные или промышленные товары, возникшие или произведенные на территории страны, региона или населенного пункта, качество, репутация или другие характеристики которых в значительной степени обусловлены географическим происхождением, и в случае, когда такие товары являются промышленными товарами, один из видов деятельности по производству, переработке или приготовлению которых осуществляется на данной территории»6.

Помимо принятия Закона о географических указаниях товаров, с 2001 г. Совет научных и промышленных исследований при Министерств науки и технологии Индии создаёт цифровую библиотеку традиционных знаний7 — доступную иностранным патентным ведомствам систему, содержащую информацию о биологических ресурсах, продуктах и процессах их переработки и использования, которые изучались и развивались веками, но в силу того, что информация об этом передавалась преимущественно изустно и на местных языках и диалектах, сведения о таких знаниях до создания библиотеки не были доступны экспертам, осуществляющим проверку заявок на патенты и товарные знаки, что могло приводить к установлению исключительного права в отношении названий, веществ, способов производства и применения последних, которые были известны и общеупотребимы задолго до такой попытки сделать торговлю ими эксклюзивным правом недобросовестного заявителя8.

Условия регистрации

Географическое указание может быть зарегистрировано в отношении любого или всех товаров, входящих в класс МКТУ, определяемый Генеральным контролёром патентов, промышленных образцов и товарных знаков (далее — Регистратор), и в отношении определенной территории страны, региона или населенного пункта на этой территории.

Название не регистрируется в качестве географического указания, если

«(а) его использование могло бы ввести в заблуждение или вызвать путаницу;

(b) его использование противоречило бы любому действующему в настоящее время закону;

(c) содержит скандальный или непристойный материал;

(d) содержит в себе элементы, способные задеть религиозные чувства любого класса или группы граждан Индии;

(e) в отсутствие регистрации ему не предоставлялась бы защита в суде;

(f) является общеупотребимым названием товаров определенного вида и, следовательно, не охраняется или перестало охраняться в стране происхождения, или вышло из употребления в этой стране; или

(g) оно хотя и соответствуют действительности в буквальном смысле в отношении территории, региона или населенного пункта, откуда происходит товар, но вводит потребителей в заблуждение о том, что товар происходит с другой территории, региона или населенного пункта»9.

Омонимичное географическое указание может быть зарегистрировано, если Регистратор, рассмотрев условия его использования в обороте, убедится, что потребители товаров, обозначенных омонимичными географическими указаниями, не будут введены в заблуждение вследствие такой регистрации.

«Любая ассоциация производителей, а также любые организация или орган власти, представляющие интересы производителей, вправе подать Регистратору заявку о регистрации географического указания, которая должна содержать:

(а) сведения о связи конкретного качества, репутации или других характеристик с географической средой, присущими ей природными и человеческими факторами;

(b) класс товаров, к которому применяется географическое указание;

(c) географическая карта территории страны, региона или населенного пункта в стране происхождения товара;

(d) внешний вид географического указания (состоит ли оно из слов или изобразительных элементов, или включает то и другое);

(e) сведения о производителях товаров, маркируемых заявляемым на регистрацию указанием, которые регистрируются одновременно с регистрацией географического указания»10.

После принятия заявки на регистрацию географического указания Регистратор публикует объявление о поступлении заявки, и «любое лицо вправе в течение трех месяцев с даты этой публикации направить письменные возражения против регистрации.

Регистратор направляет копию возражений заявителю, который в течение двух месяцев с момента получения должен представить отзыв с изложением оснований, на которые он опирается в своей заявке, а в случае непредоставления будет считаться, что заявитель отозвал заявку. Регистратор направляет копию полученного от заявителя отзыва лицу, направившему возражения. Регистратор, заслушав стороны, если это требуется, и рассмотрев представленные ими доказательства, принимает решение о регистрации или об отказе в регистрации.

Когда заявка на регистрацию географического указания была принята и не была отклонена и срок для направления возражений истек, либо были поданы возражения, но решение по результатам их рассмотрения было принято в пользу заявителя, Регистратор обязан, если Правительство не распорядится об ином, зарегистрировать заявленное географическое указание и авторизованных пользователей, упомянутых в заявке»11.

Регистрация географического указания осуществляется сроком на десять лет, но может продлеваться по заявлению зарегистрированного правообладателя или авторизованного пользователя.

Условия использования

Любой производитель товара, «в отношении которого зарегистрировано географическое указание, вправе подать Регистратору заявку о регистрации его в качестве авторизованного пользователя такого географического указания.

К заявке должны быть приложены документы, подтверждающие, что заявитель является производителем товара, маркируемого таким географическим указанием.

Подача заявки и регистрация авторизованных пользователей осуществляется в соответствии с теми же положениями о подаче, рассмотрении, публикации, возражениях, принятии решения о регистрации или об отказе в регистрации, которые применяются к заявке о регистрации географического указания»12.

Зарегистрированному владельцу географического указания и авторизованному пользователю предоставляется исключительное право на использование географического указания в отношении товаров, в отношении которых зарегистрировано географическое указание, с учётом всех условий и ограничений, указанных при регистрации.

Защита

Правообладатель и авторизованный пользователь географического указания в случае его неправомерного использования третьим лицом вправе совместно или по отдельности обратиться в суд с требованием судебного запрета на нарушение в будущем, взыскания причинённых нарушением убытков или полученных нарушителем от неправомерного использования географического указания доходов13.

Под неправомерным использованием понимаются случаи, когда «лицо, не являющееся авторизованным пользователем:

(а) использует географическое указание в обозначениях или представлении товаров любым способом, указывающим или дающим основание предполагать, что такие товары происходят из географической зоны, отличной от истинного места происхождения таких товаров, что вводит потребителей в заблуждение относительно географического происхождения таких товаров;

(b) совершает акт недобросовестной конкуренции, а именно своим использованием географического указания:

(i) создаёт путаницу в отношении предприятия, товаров, промышленной или коммерческой деятельности конкурента;

(ii) дискредитирует предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

(iii) вводит потребителей в заблуждение относительно характера, производственного процесса, характеристик, пригодности для их целей или количества товаров;

(c) использует географическое указание, которое, хотя и соответствует действительности в буквальном смысле в отношении территории, региона или населенного пункта, из которых происходит товар, создаёт у потребителей ложное представление, что товар происходит с территории, региона или населенного пункта, к которым относится такое зарегистрированное географическое указание»14.

Законом установлена уголовная ответственность в виде тюремного заключения на срок от 6 месяцев (от 1 года при повторном нарушении) до 3 лет со штрафом от 50 (от 100 при повторном нарушении) до 200 тысяч рупий для физических лиц, а также для директоров, менеджеров, секретарей или иных должностных лиц компаний, если нарушение произошло с их согласия или попустительства, за нарушения в области использования географических указаний, выражающиеся в:

«(а) изготовлении и использовании маркировки и упаковки с географическим указанием или сходным до степени смешения географическим указанием без согласия авторизованного пользователя географического указания;

(b) фальсификации подлинного географического указания путем изменения, добавления, стирания или иным образом;

(c) нанесении географического указания или сходного до степени смешения географического указания на товары или упаковку, содержащую товары, отличные от подлинных товаров авторизованного пользователя географического указания;

(d) изготовлении, распространении или хранении любой матрицы, блока, станка, пластины или другого инструмента с целью фальсификации географического указания;

(e) создании условий для совершения любого из указанных в п. a-d нарушений;

(f) продаже или предложении к продаже товаров, на которые нанесено ложное географическое указание, если продавец не докажет, что в момент совершения нарушения у него не было оснований для сомнений в правомерности использования географического указания в отношении товаров, либо если продавец не предоставит всю имеющуюся у него информацию о лице, у которого он приобрёл такие товары, либо если продавец не предоставит иные доказательства отсутствия у него вины»15.

При этом закон оставляет за судьёй право (1) снизить наказание ниже низшего предела при наличии особых и адекватных оснований; (2) конфисковать с обращением в собственность правительства всех товаров и имущества, с помощью которых или в отношении которых было совершено нарушение.

Кроме того, законом предусмотрены тюремное заключение и штраф за представление незарегистрированного географического указания в качестве зарегистрированного и наоборот; за ложное обозначение места ведения деятельности в качестве имеющего отношение к зарегистрированному географическому указанию; за внесение или способствование внесению ложной записи в реестр или фальсификацию копии записи реестра.

При этом от ответственности освобождается лицо, доказавшее:

«(а) что в рамках своей обычной хозяйственной деятельности это лицо по заказу других лиц наносило географические указания или изготавливало штампы, блоки, станки, пластины или другие инструменты для нанесения географических указаний;

(б) что это лицо работало по найму и не получало прибыль или комиссионные от продажи маркированных товаров;

(c) что, приняв все разумные меры предосторожности против совершения инкриминируемого деяния, у него не было оснований сомневаться в правомерности использования географического указания;

(d) что им предоставлена вся имеющаяся в его распоряжении информация в отношении лица, у которого он приобрёл такие товары»16.

Австралия

Общие положения

Закон о товарных знаках Австралии 1995 г. предусматривает регистрацию коллективных и сертификационных знаков. Коллективный знак — используемый или планируемый к использованию для маркировки товаров и (или) услуг членов ассоциации17. От коллективного знака следует отличать товарный знак, регистрируемый совместными правообладателями — двумя или более лицами, заинтересованными в использовании товарного знака в отношении общих товаров или услуг18,19. Сертификационный знак — «используемый или планируемый к использованию для маркировки товаров и (или) услуг, качество, материал, происхождение, способ производства которых подтверждаются (сертифицируются) владельцем знака»20.

C целью исполнения принятых по международным договорам обязательств Австралия в 2013 г. заменила Закон 1980 г. «Об Австралийской корпорации вина и бренди» Законом «Об Управлении Австралии по виноделию и виноградарству», в соответствии с которым охраняются австралийские и иностранные географические указания. Примечательно, что в отношении каких-либо иных товаров регистрация и охрана географических указаний не предусмотрены, хотя в связи с дипломатическим давлением со стороны ЕС, с 13 августа по 13 ноября 2019 Агентство Австралии по интеллектуальной собственности провело публичные консультации по вопросу предоставления запрашиваемой ЕС охраны географических указаний в рамках соглашения о свободной торговле; результаты консультаций будут опубликованы в 2023 году21.

Условия регистрации

Заявка на регистрацию коллективного знака должна быть подана ассоциацией, члены которой используют или будут использовать знак22.

В отношении любого вида товарных знаков действует следующая процедура регистрации. В течение 15 месяцев23 с даты подачи заявки регистратор осуществляет её экспертизу, о результате которой извещает заявителя и публикует сообщение в Официальном журнале24. В течение двух месяцев с даты публикации могут быть поданы возражения25. В течение 6 месяцев с даты положительного решения экспертизы может быть произведена регистрация26.

В отношении австралийских географических указаний Комитет по географическим указаниям как по собственной инициативе, так и по заявлению винодела или виноградаря, объединения таковых или организации, представляющей их интересы, определяет границы обозначаемой зоны, наименование зоны (непосредственно географическое указание), условия использования географического указания27.

В отношении иностранных географических указаний принятие Комитетом по географическим указаниям решения по указанным вопросам возможно только по заявлению заинтересованного лица и ограничено пределами такого заявления — Комитет не вправе установить иное наименование или иные территориальные границы, чем те, что указаны в заявлении28.

В остальном процесс регистрации географических указаний одинаков для национальных и иностранных географических указаний: публикуется извещение с приглашением направлять регистратору (Управлению Австралии по виноделию и виноградарству) письменные возражения. При получении возражений таковые либо препятствуют регистрации, либо снимаются, и Комитет по географическим указаниям принимает решение о предоставлении охраны. Срок для принятия Комитетом такого решения не установлен; охрана действует с момента внесения Управлением Австралии по виноделию и виноградарству данных о географическом указании в реестр на основании полученной от Комитета по географическим указаниям копии решения29.

Условия использования

Любой член ассоциации вправе использовать коллективный знак и не вправе запрещать или ограничивать его использование другими членами ассоциации30.

Владелец сертификационного знака вправе использовать его наравне с теми лицами, которым он предоставил разрешение на использование в соответствии с правилами использования, текст которых подаётся на регистрацию вместе со знаком31.

Правила использования сертификационного знака должны устанавливать32:

(а) требования, которым должны соответствовать товары и/или услуги для нанесения на них сертификационного знака;

(б) порядок определения соответствия требованиям;

(в) требования к лицу, уполномоченному оценивать соответствие требованиям;

(г) требования к владельцу знака или авторизованному пользователю, соответствие которым является условием использования знака;

(д) порядок разрешения споров о соответствии товаров или услуг требованиям или иных споров относительно сертификационного знака.

Важно понимать, что зарегистрированное в качестве сертификационного знака географическое наименование может использоваться любым производителем без какой-либо авторизации или контроля со стороны владельца регистрации в рамках указания на товарах, что они произведены в обозначаемом таким наименованием месте, т.е. регистрация географического наименования в качестве сертификационного знака не позволяет гарантировать, что только соответствующие установленным стандартам товары будут нести на себе информацию об определённом месте происхождения33.

Примечательно, что, в отличие от ЕС, австралийское регулирование не устанавливает ни стандартов производства, ни условия о производстве товара (всех его компонентов) в пределах зоны, обозначаемой наносимым на товар географическим указанием34.

Защита

Нанесение (в т.ч. изменённого, но сохраняющего сходство до степени смешения) товарного знака на вводимые в оборот товары, либо наоборот удаление товарного знака с вводимых в оборот товаров, а равно продажа, предложение к продаже, хранение с целью продажи, импорт таких товаров, изготовление инструментов и материалов для совершения таких действий, любое (в т.ч. консультационное) содействие таким действиям являются нарушением права на товарный знак, наказуемым тюремным заключением на пять лет и (или) штрафом в размере 550 единиц (значение одной штрафной единицы устанавливается штатом: например, в Квинсленде 1 штрафная единица равна 154.80 AUD, а в Тасмании — 181 AUD)35. Ложные утверждения о факте регистрации товарного знака или предоставляемых регистрацией правах наказываются штрафом в размере 60 единиц36.

В рамках гражданского процесса правообладатель вправе потребовать судебного запрета, а также взыскания компенсации в размере причинённых нарушением убытков или полученного нарушителем от неправомерного использования дохода. При этом во взыскании компенсации может быть отказано, если нарушителем заявлено встречное требование об отмене регистрации знака в связи с его неиспользованием в течение 3 лет37.

Китай

Общие положения

Нормы об интеллектуальных правах в Китае не кодифицированы (хотя в ст. 123 ГК Китая упомянут такой объект интеллектуальных прав, как географические обозначения), и параллельно существуют три режима охраны географических указаний, предусмотренные Законом о товарных знаках, Порядком использования отличительных знаков географических указаний на товарах38, и Порядком использования географических указаний на продуктах сельского хозяйства39.

Так, географические указания «Белый чай Аньцзи» и «Аньси Те Гуань Инь» были зарегистрированы во всех трех системах, каждая из которых имеет свои собственные меры защиты, что приводит к чрезмерным операционным расходам, напрасной трате административных ресурсов и не способствует защите прав правообладателей географических указаний40.

Несмотря на это на дату выполнения исследовательской работы по данным eAmbrosia в ЕС зарегистрировано 3308 географических указаний, а в Китае, по сообщению директора департамента защиты интеллектуальной собственности CNIPA, на июнь 2022 г. зарегистрировано 9420 географических указаний (не считая географических указаний на продуктах сельского хозяйства)41.

В рамках закона о товарных знаках географические указания не регистрируются как таковые, — закон предусматривает их регистрацию в качестве коллективных (заявитель — ассоциация производителей) и сертификационных (заявитель — сертифицирующие орган или учреждение) знаков42.

В 2007 г. Китай и ЕС запустили пилотный проект «10+10» по взаимному признанию географических указаний. Бывшее Главное управление по надзору за качеством, инспекции и карантину Китая (AQSIQ) и делегация ЕС официально обменялись документами о маркируемых географическими указаниями продуктах и к ноябрю 2012 г. 10 географических указаний Китая были зарегистрированы в ЕС, а 10 географических указаний ЕС — в Китае43.

1 марта 2021 г. между Правительством КНР и ЕС заключено Соглашение об охране географических указаний и сотрудничестве в этой области. С даты вступления соглашения в силу взаимное признание и охрана распространяются на 100 географических указаний. В течение следующих 4 лет ещё 175 географическим указаниям будут предоставлены взаимное признание и охрана44.

Режим охраны географических указаний в Китае администрируется как на национальном, так и на местном уровнях. Национальный уровень представлен Национальным управлением интеллектуальной собственности Китая (CNIPA) и Министерством сельского хозяйства и сельских районов (MARA). CNIPA отвечает за коллективные и сертификационные знаки и географические указания на товарах. Последние подлежат техническому обзору комитетом экспертов (или соответствующим профильным подкомитетом) по обзору маркируемых географическими указаниями товаров. МАRА отвечает за географические указания на продуктах сельского хозяйства. В Китайском центре развития экологически чистых продуктов питания при MARA создан экспертный комитет по регистрации географических указаний на продуктах сельского хозяйства рассматривающий заявки на географические указания45.

На местном уровне провинциальные органы контроля качества отвечают за предварительную экспертизу заявки в отношении географических указаний на товары, рассмотрение заявки на использование географических указаний производителями, назначение инспекционных учреждений, расследование и наказание незаконных действий. Заявки на коллективные и сертификационные знаки подаются непосредственно в национальное или местное окно приема заявок на товарные знаки. Местное правительство или отраслевой департамент только выдаёт соответствующие разрешительные документы. За прием заявок на географические указания на продуктах сельского хозяйства и проведение предварительных экспертиз и проверок отвечает административный департамент сельского хозяйства провинции46.

Условия регистрации

К заявке на регистрацию географического указания в качестве коллективного или сертификационного знака, должны быть приложены документы:

1) подтверждающие квалификацию субъекта и наличие специалистов и оборудования для обеспечения контроля качества товаров, к которым применяется заявляемое географическое указание; ассоциация или иное объединение, подающие заявку на регистрацию географического указания, должны состоять из членов из региона, обозначаемого географическим указанием;

2) выданные народным правительством или компетентным органом отрасли, обладающими соответствующей юрисдикцией. Иностранное лицо или предприятие, подающее заявку на регистрацию географического указания в качестве коллективного или сертификационного знака, должно предоставить документы, подтверждающие, что данное географическое указание, оформленное на его имя, охраняется в стране происхождения47;

3) подтверждающие качество, репутацию или любую другую характеристику товара, а также соответствие между ними и природными и человеческими факторами места происхождения;

4) устанавливающие границу региона, обозначаемого заявляемым географическим указанием;

5) регламент использования знака48.

Заявка на регистрацию географических указаний на товарах может быть подана созданной народным правительством организацией или назначенными им ассоциацией или производителем и должна содержать49:

«(1) предложение местного правительства об определении границ места происхождения продукта с географическим указанием;

(2) документ местного правительства, учреждающий организацию, подающую заявку, или определяющий ассоциацию или предприятие в качестве заявителя;

(3) описание наименования, класса, границ места происхождения, географических характеристик, популярности, производства, продаж и истории продукта;

(4) описание физических, химических или сенсорных характеристик продукта и их взаимосвязи с природными и антропогенными факторами места происхождения;

(5) технические условия производства продукта (включая методы обработки продукта, требования безопасности и гигиены, требования к технологическому оборудованию);

(6) технические стандарты продукта»50.

CNIPA осуществляет формальную экспертизу и при положительном заключении о соответствии заявки требованиям публикует её, после чего в течение 2 месяцев с даты публикации заинтересованное лицо вправе подать возражения51. Назначенная CNIPA экспертная комиссия рассматривает заявку и возражения и выносит решение о регистрации или об отказе в регистрации52. Регистрация действительна в течение 10 лет и может быть продлена на тот же срок.

Географическое указание на продуктах сельского хозяйства может быть зарегистрировано при условии, что продукт соответствует следующим требованиям:

1) его название состоит из названия географической области и общего названия сельскохозяйственного продукта;

2) продукт обладает уникальными характеристиками или особым способом производства;

3) качество и характеристики продукта определяются уникальной природной и экологической средой, а также местными культурными и историческими факторами;

4) продукт производится в пределах определённой территории;

5) окружающая среда в районе производства и качество продукта соответствуют обязательным государственным техническим нормам53.

Заявку на регистрацию географического указания на продуктах сельского хозяйства вправе подать высококлассные профессиональные кооперативные экономические организации фермеров и промышленные ассоциации, определенные местным народным правительством на уровне округа или выше, имеющие:

1) возможность осуществлять надзор и администрирование географических указаний на продуктах сельского хозяйства;

2) возможность предоставлять рекомендации по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции с географическими указаниями;

3) возможность самостоятельно нести гражданскую ответственность54.

Заявка подаётся в административный департамент сельского хозяйства при народном правительстве на уровне провинции с приложением:

1) сертификата о квалификации заявителя;

2) описания типичных характеристик продукта и отчёта об оценке качества продукта;

3) описания условий окружающей среды в зоне производства продукта;

4) технических норм производства и норм безопасности и качества продукции;

5) документа, определяющего границы обозначаемой географической зоны, и карты распространения в зоне производства;

6) образца или изображения образца продукта;

7) других необходимых описательных или доказательственных материалов55.

Административный департамент сельского хозяйства при народном правительстве провинции в течение 45 рабочих дней с даты принятия заявки проводит предварительную экспертизу. При положительном результате заявка передаётся в центр безопасности качества сельскохозяйственной продукции при Министерстве сельского хозяйства, который в течение 20 рабочих дней с даты получения заявки проводит экспертную оценку, при положительном результате которой заявка публикуется для подачи возражений, которые заинтересованное лицо вправе подать в течение 20 дней с даты публикации. Если возражений не поступило, Министерство сельского хозяйства регистрирует географическое указание, выдает действующее бессрочно свидетельство КНР о регистрации географического указания на продуктах сельского хозяйства и публикует объявление об этом, а также соответствующие технические нормы и стандарты продукции56.

Условия использования

Регламент использования коллективного или сертификационного знака устанавливает:

а) цель, условия и процедуры использования знака;

б) качество товаров, на которые распространяется знак;

в) права и обязанности, вытекающие из использования знака;

г) ответственность, которую несут пользователи за нарушение регламента;

д) используемую владельцем знака систему проверки и надзора за товарами, маркируемыми знаком57.

Сам владелец знака не вправе использовать его, а производители приобретают такое право в порядке, описанном в регламенте, после чего владелец знака выдаёт им разрешения и уведомляет об этом факте Бюро по товарным знакам, которое публикует эту информацию58.

Производитель, желающий использовать географическое указание на товарах, производимых в пределах соответствующего места происхождения, должен подать заявку в местное бюро качества и технического надзора или бюро инспекции на въезде и выезде и карантина, к которой должны быть приложены:

1) сертификат, выданный компетентными органами местного самоуправления, подтверждающий, что соответствующая продукция происходит из конкретной местности;

2) отчет о проверке, выданный соответствующим отделом контроля качества продукции.

После принятия бюро качества и технического надзора или бюро инспекции на въезде и выезде и карантина и CNIPA положительного решения по заявке и его публикации в бюллетене, производитель вправе использовать географическое указание на своих товарах и получать защиту для товаров с географическим указанием59.

Если производитель, которому разрешено использовать исключительное указание на продукцию с географическим указанием, не соблюдает соответствующие стандарты и административные регламенты при производстве или не использует исключительное указание на своей защищенной продукции с географическим указанием в течение двух лет подряд, AQSIQ аннулирует регистрацию использования им исключительного указания о продуктах с географическим указанием, прекратить использование географического указания и опубликовать соответствующую информацию60.

Производитель или продавец, желающий использовать географическое указание на продуктах сельского хозяйства, вправе обратиться к владельцу регистрационного свидетельства с запросом об использовании географического указания при выполнении следующих условий:

1) производимый или продаваемый сельскохозяйственный продукт происходит с территории, указанной в свидетельстве о регистрации;

2) производитель или продавец имеет квалификацию для производства или торговли соответствующей сельскохозяйственной продукцией;

3) производитель или продавец способен осуществлять деятельность в строгом соответствии с предписанными стандартами качества и техническими нормами;

4) производитель или продавец обладает потенциалом для развития рынка и работы с соответствующим сельскохозяйственным продуктом;

5) производитель или продавец заключает безвозмездное соглашение об использовании географического указания с владельцем регистрационного свидетельства на основе года производства и использования, в котором должны быть указаны объём и пределы использования, а также соответствующие обязанности61.

Защита

Владелец коллективного или сертификационного знака несёт ответственность за ненадлежащий контроль за использованием знака, причинивший ущерб потребителю; неуведомление Бюро товарных знаков о предоставлении права использования знака; нарушение процедуры предоставления права использования знака; использование знака им самим. Указанные нарушения влекут наложение на владельца коллективного или сертификационного знака уполномоченным в сфере промышленности и торговли органом штрафа в размере трёхкратной суммы неправомерно полученного дохода, но не более 30 тысяч юаней, а при отсутствии дохода — в размере 10 тысяч юаней62.

В случае, если административный департамент промышленности и торговли установит факт нарушения, он выносит нарушителю требование немедленно прекратить противоправные действия, а также конфискует и уничтожает контрафактные товары и инструменты, основным назначением которых является изготовление контрафактных товаров и подделка зарегистрированного знака. Если доход от неправомерных действий составил 50 000 юаней или более, на нарушителя налагается штраф в размере до пятикратной суммы полученного дохода; а при отсутствии дохода от неправомерных действий, или если доход от неправомерных действий составил менее 50 000 юаней, на нарушителя налагается штраф в размере до 250 000 юаней. Если нарушение совершено два или более раз в течение пяти лет или имеются иные отягчающие обстоятельства, наказание подлежит ужесточению. Если нарушение совершено без вины и нарушитель может доказать, что продукция получена законным путем, и предоставить информацию о поставщиках продукции, административный департамент промышленности и торговли ограничивается в отношении нарушителя распоряжением прекратить продажу неправомерно маркированной продукции.

Компенсация за неправомерное использование знака взыскивается по иску правообладателя в размере понесённого им реального ущерба, если таковой не поддаётся определению — в размере дохода, полученного нарушителем от неправомерного использования, а если и его определить не удаётся — в размере средней суммы вознаграждения за предоставление права использования знака63.

За любое нарушение правил использования географических указаний на товарах отделами качества и технического надзора, а также карантинными отделами инспекции ввоза и вывоза налагается административное взыскание в соответствии с Законами КНР о качестве продукции, о стандартизации, о проверке импортных и экспортных товаров64.

Несоответствие продукта сельского хозяйства требованиям Порядка использования географических указаний на продуктах сельского хозяйства влечёт прекращение MARA регистрации географического указания, а нарушение требований Порядка физическим или юридическим лицом влечёт ответственность в соответствии с Законом КНР О качестве и безопасности сельскохозяйственных продуктов65.

По существу, гражданско-правовыми средствами в Китае охраняются лишь коллективные и сертификационные знаки, в то время как правоприменение в отношении географических указаний на товарах осуществляет CNIPA в рамках административного права, а в отношении географических указаний на продуктах сельского хозяйства осуществляемое MARA правоприменение комбинировано с применением иных норм, регулирующих сельское хозяйство66.

Сингапур

Общие положения

По Закону «О географических указаниях» 2014 г. продавцы и производители, а также ассоциации таковых получали защиту используемых ими географических указаний без регистрации, если географическое указание охранялось в стране происхождения, являющейся членом ВТО или Парижской конвенции. Также географические указания могли регистрироваться и охраняться как товарные знаки67.

С заключением Соглашения о свободной торговле между ЕС и Сингапуром законодательство поменялось – вступившей в силу 1 апреля 2019 г. редакцией Закона «О географических обозначениях» и принятыми в его развитие Правилами о географических обозначениях установлен порядок регистрации и создан реестр географических указаний. Хотя по общему правилу теперь регистрация географических указаний в качестве товарных знаков не допускается68, возможна регистрация коллективных (заявитель — ассоциация производителей) и сертификационных (заявитель — сертифицирующие орган или учреждение) знаков, при регистрации которых устанавливаются требования, соответствие коим позволяет лицу использовать такой знак69.

Под географическим указанием понимается любое «обозначение, используемое в торговле для идентификации товаров как происходящих из определенного места, при условии, что (а) местом является соответствующая требованиям страна, регион или населенный пункт в соответствующей требованиям стране; и (б) качество, репутация или другие характеристики товара обусловлены происхождением из этого места»70.

Условия регистрации

Заявка на регистрацию, подаваемая в Бюро интеллектуальной собственности Сингапура71, должна содержать: «(а) имя, адрес и гражданство заявителя; (b) статус, в котором заявитель подает заявку на регистрацию; (c) географическое указание, для которого испрашивается регистрация; (d) географическую зону, обозначаемую регистрируемым указанием; (e) товары, к которым применяется географическое указание (закрытый перечень: вина, крепкий алкоголь, пиво, сыр, мясо и мясопродукты, морепродукты, пищевые и непищевые масла, фрукты, овощи, специи и приправы к мясу, кондитерские и хлебобулочные изделия, цветы и части цветов, натуральная резина); (f) качество, репутация или другие характеристики товара и то, каким образом это качество, репутация или другие характеристики (в зависимости от обстоятельств) связаны с местом происхождения товара; (g) если географическое указание, для которого испрашивается регистрация, относится к стране, отличной от Сингапура, доказательства того, что географическое указание получило признание или регистрацию в качестве географического указания в соответствующей стране происхождения»72.

В течение 6 недель с даты публикации принятой Бюро интеллектуальной собственности Сингапура заявки заинтересованное лицо вправе подать возражения73. Тот же срок предусмотрен для ответа заявителем на возражения, по получении которого оппоненту предоставляется месяц для подачи дополнительных доказательств в поддержку возражения. После получения этих доказательств или после истечения месячного срока Бюро интеллектуальной собственности Сингапура назначает слушания, по итогам которых принимается решение о регистрации или об отказе в регистрации. Регистрация действительна в течение 10 лет с даты регистрации74.

Не подлежат регистрации:

«(а) указание, которое не подпадает под определение «географического указания»;

(б) географическое указание, идентифицирующее товары, которые не подпадают ни под одну из категорий установленного законом закрытого перечня товаров;

(в) географическое указание, противоречащее государственной политике или морали;

(г) географическое указание, которое не охраняется или перестало охраняться в стране или на территории его происхождения;

(д) географическое указание, идентичное общепринятому наименованию любого товара в Сингапуре, если запрашивается регистрация географического указания в отношении тех же товаров;

(е) географическое указание, содержащее название сорта растения или породы животного и способное ввести потребителя в заблуждение относительно истинного происхождения продукта;

(ж) географическое указание идентично или сходно с более ранним географическим указанием и относится к той же географической зоне;

(з) географическое указание идентично или сходно с товарным знаком, добросовестно использовавшимся или зарегистрированным до даты подачи заявки на регистрацию географического указания в Сингапуре (за исключением случаев, когда правообладатель товарного знака дает согласие на регистрацию или не возражает против регистрации);

(и) географическое указание идентично или сходно с товарным знаком, который до даты подачи заявки на регистрацию географического указания в Сингапуре был общеизвестным торговым знаком в Сингапуре, и регистрация географического указания может ввести потребителей в заблуждение относительно истинного происхождения товаров, маркируемых этим указанием (за исключением случаев, когда правообладатель товарного знака дает согласие на регистрацию или не возражает против регистрации)»75.

Условия использования

Неправомерным использованием географического указания признаётся76:

«(1) использование географического указания в отношении любых товаров, которые были произведены не в месте, соответствующем этому указанию, что вводит потребителей в заблуждение относительно географического происхождения товаров;

(2) любое использование географического указания, которое представляет собой акт недобросовестной конкуренции по смыслу статьи 10 бис Парижской конвенции;

(3) любое использование географического указания в отношении продукта, который не был произведен в месте, соответствующем этому указанию, независимо от того, используется ли вместе с ним истинное географическое указание, используется ли оно в переводе, или сопровождается словами “вид”, “тип”, “стиль” или “имитация” или любым подобным словом или выражением;

использование географического указания, буквально соответствующего географическому происхождению рассматриваемого товара, но тем не менее вводящего потребителей в заблуждение относительно истинного географического происхождения товаров;

(4) использование товарного знака, который содержит географическое указание или состоит из него»77.

При этом закон предусматривает оговорку, исключающую признание неправомерным использование географического указания:

1) ставшего общеупотребимым для определённых товаров в Сингапуре;

2) ставшего до 1 января 1995 г. наименованием сорта винограда в Сингапуре;

3) добросовестно использовавшегося за 10 лет до 15 апреля 1994 г.;

4) зарегистрированное в качестве товарного знака или использовавшегося в качестве такового до 15 января 1999 г. или до даты регистрации географического указания в стране происхождения.

Защита

Для пресечения неправомерного использования географических указаний право на иск принадлежит любому заинтересованному лицу; в отношении коллективных и сертификационных знаков — правообладателю, однако, в случае его бездействия любой авторизованный пользователь также вправе обратиться за защитой нарушенного права.

В случае, когда факт неправомерного использования установлен, истец вправе требовать78:

а) судебного запрета (с соблюдением таких условий, которые Суд сочтет целесообразными) для пресечения продолжения нарушения;

b) возмещения ущерба или взыскания полученной от нарушения прибыли;

c) в дополнение к пунктам (a) или (b) уничтожения или конфискации в пользу истца: товаров, на которые неправомерно нанесено географическое указание; материала, на который неправомерно нанесено географическое указание или сходное с ним и который используется ответчиком для маркировки или упаковки товаров, в качестве официальных бланков, или для рекламы товаров; изделий, использованных ответчиком для изготовления указанного материала и копий указания, идентичного географическому указанию или сходного с ним, либо которые ответчик имеет в своем распоряжении, на хранении или под контролем, зная или имея основания полагать, что они были или будут использованы для изготовления указанного материала и копий указания, идентичного географическому указанию или сходного с ним.

Законом предусмотрена ответственность за внесение или способствование внесению ложной записи в реестр или фальсификацию копии записи реестра (штраф до 50 000 долларов и/или лишение свободы на срок до 5 лет); за представление незарегистрированного географического указания в качестве зарегистрированного; за ложное обозначение товаров как тех, в отношении которых зарегистрировано географическому указанию (штраф до 10000 долларов)79.

Бразилия

Общие положения

Закон Бразилии о промышленной собственности различает два вида географических указаний — обозначение источника и наименование места происхождения. Первое определяется репутацией товаров, произведённых внутри страны, города, региона или местности, а также территории внутри таковых. Признаком второго является известность в качестве места производства, природные и человеческие факторы которого влияют на качества или характеристики товара80.

Тот же закон предусматривает, что в режиме товарных знаков регистрируются и охраняются сертификационные и коллективные знаки. Под сертификационными знаками понимаются такие, которые подтверждают соответствие товара стандартам, установленным в отношении его качества, сырья, материалов и методов производства. Под коллективными знаками понимаются такие, которые подтверждают производство товара или оказание услуг членом ассоциации или иного объединения81.

Условия регистрации

Заявка на регистрацию географического указания может быть подана ассоциацией, союзом или другим объединением, находящимся на территории, в отношении наименования которой испрашивается регистрация, и состоящим из производителей товара, в отношении которого используется регистрируемое географическое указание82. Та же норма допускает в случае наличия единственного производителя регистрацию за ним одним географического указания.

Заявка должна включать83:

«1) Техническую спецификацию, в т.ч.:

а) описание товара или услуги, маркируемых географическим указанием;

б) определение границ географической зоны в соответствии с правилами Национальной картографической системы, за исключением географических зон, расположенных вне Бразилии;

в) в заявке на обозначение источника — описание процесса производства, благодаря которому заявляемое обозначение стало известным;

г) в заявке на наименование места происхождения — описание качеств или характеристик товара или услуги, обусловленных природными и человеческими факторами географической зоны;

д) описание механизма контроля соответствия товара или услуги спецификации;

е) условия и запреты использования географического указания; и

ж) санкции, применимые к нарушителю условий и запретов использования географического указания.

2) Доверенность на заявителя и документ, подтверждающий уплату соответствующего сбора.

3) Подтверждение правомочности заявителя (не требуется в случае, если заявитель является единственным производителем, о чём он предоставляет заявление):

а) локальные нормативные акты, зарегистрированные в компетентном органе, предусматривающие: представление интересов производителей товаров или поставщиков услуг; прямую связь с производителями товаров или поставщиками услуг; возможность подачи заявки; управление использованием географического указания в качестве цели деятельности; территориальную сферу деятельности, охватывающую географическую зону, к которой относится географическое указание;

б) протоколы общих собраний участников ассоциации об утверждении Устава, о назначении совета директоров, об утверждении технических спецификаций с перечнем производителей товаров или поставщиков услуг, чьи товары/услуги маркируются соответствующим географическим указанием;

в) копии удостоверения личности и выписок из реестра налогоплательщиков в отношении законных представителей заявителя; и

г) заявление, что предприятия производителей товаров или поставщиков услуг, маркируемых заявляемым географическим указанием, размещены в обозначаемой географической зоне.

4) в заявке на обозначение источника — документы, подтверждающие, что заявляемое обозначение стало известно как центр производства товара или предоставления услуги;

5) в заявке на наименование места происхождения — документы, подтверждающие влияние географической среды на качество или характеристики товара или услуги, и включающие описательные элементы:

а) географической среды, включая природные и человеческие факторы;

б) о качествах или характеристиках товара или услуги; и

в) о причинно-следственной связи между “а” и “б”.

6) документ, определяющий границы географического района, выданный органом государственной власти, к компетенции которого относится производство товара или оказание услуги, и включающий обоснование заявляемых границ;

7) графическое изображение, сопровождающее маркировку географическим указанием»84.

Порядок регистрации одинаков для географических указаний и сертификационных и коллективных знаков: после получения заявки INPI осуществляет её формальную экспертизу и публикацию, в течении 60 дней с даты которой заинтересованные лица вправе подать возражения, а в случае подачи таковых заявителю предоставляет 60 дней на ответ, по истечении которых INPI осуществляет её экспертизу по существу и принимает решение о регистрации или об отказе в регистрации85.

«Заявку на регистрацию сертификационного знака может подать только лицо, не имеющее прямого коммерческого или производственного интереса в отношении товара или услуги, в отношении которых регистрируется сертификационный знак»86.

Условия использования

Производители, находящиеся в пределах территории, обозначаемой географическим указанием, вправе использовать такое указание при условии соответствия техническим спецификациям и прохождения контроля, осуществляемого владельцем регистрации87.

К заявке на регистрацию коллективного знака прилагаются условия его использования. К заявке на сертификационный знак — контролируемые характеристики маркируемого товара или услуги и меры контроля, реализуемые владельцем знака88.

Причиной выбора производителями коллективного знака, а не географического указания является ограничительное толкование норм о наименовании места происхождения, согласно которому для того, например, чтобы использование в отношении вина наименования места происхождения было правомерным, весь виноматериал должен быть выращен на территории, указываемой таким наименованием места происхождения89.

Защита

Закон Бразилии о промышленной собственности устанавливает уголовное наказание за неправомерное использование географических указаний в виде лишения свободы на срок от 1 до 3 месяцев или штрафа90. Наказуемыми деяниями являются:

«1) производство, импорт, экспорт, продажа, демонстрация или предложение к продаже или хранение на складе товара с ложным географическим указанием;

2) использование на товаре, контейнере, оболочке, ленте, этикетке, счете-фактуре, рекламном проспекте, плакате или на любых других средствах раскрытия информации или рекламы ориентировочных терминов, таких как “тип”, “вид”, “разновидность”, “система”, “аналогичный”, “заменитель”, “идентичный” и т.п., без указания истинного происхождения товара;

3) использование географического указания в качестве товарного знака, коммерческого наименования, названия учреждения, эмблемы, рекламного выражения или логотипа или любое другое использование, указывающее на источник товара, отличный от истинного, или продажа или предложение к продаже товара с такими знаками»91.

Предусмотрены также стандартные для большинства рассматриваемых юрисдикций средства гражданско-правовой защиты: судебный запрет, компенсация, изъятие контрафактных товаров. При этом выбор способа определения размера компенсации осуществляется по принципу наилучшего для стороны, пострадавшей от нарушения, исходя из: дохода, который правообладатель мог бы получить, если бы нарушение не произошло; дохода, полученного нарушителем благодаря нарушению92.

Выводы

Определения географического указания и наименования места происхождения за рубежом являются трёхчастными: (1) оба представляют собой обозначение географической единицы, с территории которой происходит товар, (2) характеристики которого определяются географическим происхождением (ГУ) или природными и антропогенными факторами (НМПТ), имеющимися на (3) территории, где осуществляются хотя бы один (ГУ) или все (НМПТ) этапы производства товара.

Первым многосторонним международным договором, затрагивающим вопрос охраны географических указаний и наименований мест происхождения, стала 20 марта 1883 г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. 31 октября 1958 г. было подписано Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации, однако из рассмотренных далее юрисдикций только страны ЕС присутствуют среди 43 участников этого соглашения, в то время как Парижская конвенция (179 участников) и ТРИПС (164 участника) приняты каждой из них. 15 апреля 1994 г. Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС) установило стандарты защиты географических указаний, обязав страны-участницы принять соответствующие нормы на национальном уровне93.

К вопросу о готовности к созданию международной системы охраны ГУ и НМПТ стоит добавить, что во многих странах допускается регистрация географических обозначений (топонимов) в качестве коллективных или сертификационных (гарантийных) знаков. Правообладателями первых являются ассоциации производителей и (или) продавцов, членство которых в ассоциации и обозначается коллективным знаком. Правообладателями вторых являются государственные или общественные организации, контролирующие соответствие товара установленному стандарту и предоставляющие право маркировать товары сертификационным (гарантийным) знаком производителям и (или) продавцам, чьи товары прошли проверку.

Из признаков коллективных и сертификационных (гарантийных) знаков следует, что они ближе к товарным знакам, с тем отличием, что право использования предоставляется не на основании лицензионного договора с индивидуально согласуемыми для каждого лицензиата условиями, а на основании единого для всех пользователей регламента (своего рода открытая лицензия), в соответствии с которым осуществляется, соответственно, приём в члены ассоциации или проверка соблюдения требований к качеству товара.

Несмотря на это сохраняют актуальность двусторонние соглашения, т.к. представители стран, наиболее заинтересованных в охране своих географических указаний за рубежом, констатируют недостаточность принятых для имплементации ТРИПС нормативных актов94. Показательно, что такие соглашения как предшествовали ТРИПС (Франция-Германия 1960, Франция-Испания 1973), так и воспоследовали ему (ЕС-Австралия 1994, 2008; ЕС-ЮАР 1999, 2002; ЕС-Чили 2002; ЕС-Канада 2004; ЕС-США 2005; ЕС-Мексика 1997; ЕС-Швейцария 1999). Однако последние посвящены исключительно винам и иным алкогольным напиткам и призваны решить специфические разногласия, в частности, касающиеся наименований, охраняемых в стране происхождения, но ставших родовыми общеупотребимыми понятиями в других странах95. В 2011 г. между ЕС и Кореей, а в 2012 г. между ЕС и Сингапуром, Колумбией, Перу, Украиной заключены соглашения о взаимном признании географических указаний, в рамках которых географические указания, зарегистрированные одной из участниц соглашения, признаются второй стороной без прохождения экспертизы96.

По существу, хотя и требуя унификации, ТРИПС не создало единой системы охраны географических указаний и наименований мест происхождения — на примере целого ряда стран в обзоре раскрыты различия в предоставляемой географическим указаниям и наименованиям мест происхождения охране.

Сноски

1 Настоящее исследование подготовлено в рамках выполнения государственного задания, утвержденного федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Исследовательский центр частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации» (номер научно-исследовательской работы в ЕГИСУ НИОКТР 123021600224-7).

2 Окончание статьи, опубликованной в Журнале Суда по интеллектуальным правам N 1 (43) 2024 г.

3 Geographical Indications of Goods (Registration & Protection) Act, 1999 / URL: https://ipindia.gov.in/act-1999.htm (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

4 Geographical Indication of Goods (Regulation and Protection) Rules, 2002 / URL: https://ipindia.gov.in/rules-2002.htm (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

5 The analysis of Geographical Indications of Goods (Registration and Protection) Act, 1999 / URL: https://blog.ipleaders.in/analysis-geographical-indications-goods-registration-protection-act-1999/#:~:text=Act%2C%201999%20defines%20%E2%80%9CGeographical%20Indication,a%20given%20quality%2C%20reputation%20or (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

6 Art. 2(e) Geographical Indications of Goods (Registration & Protection) Act, 1999 / URL: https://ipindia.gov.in/act-1999.htm (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

7 URL: https://www.tkdl.res.in/tkdl/LangDefault/Common/Home.asp?GL=Eng (дата обращения 10.11.2023).

8 Balasubramanian S. India: Traditional Knowledge And Patent Issues: An Overview Of Turmeric, Basmati, Neem Cases / URL: https://www.mondaq.com/india/patent/586384/traditional-knowledge-and-patent-issues-an-overview-of-turmeric-basmati-neem-cases (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

9 Art. 9 Geographical Indications of Goods (Registration & Protection) Act, 1999 / URL: https://ipindia.gov.in/act-1999.htm (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

10 Art. 11 Geographical Indications of Goods (Registration & Protection) Act, 1999 / URL: https://ipindia.gov.in/act-1999.htm (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

11 Art. 14-16 Geographical Indications of Goods (Registration & Protection) Act, 1999 / URL: https://ipindia.gov.in/act-1999.htm (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

12 Art. 17 Geographical Indications of Goods (Registration & Protection) Act, 1999 / URL: https://ipindia.gov.in/act-1999.htm (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

13 Art. 67 Geographical Indications of Goods (Registration & Protection) Act, 1999 / URL: https://ipindia.gov.in/act-1999.htm (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

14 Art. 22 Geographical Indications of Goods (Registration & Protection) Act, 1999 / URL: https://ipindia.gov.in/act-1999.htm (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

15 Art. 39 Geographical Indications of Goods (Registration & Protection) Act, 1999 / URL: https://ipindia.gov.in/act-1999.htm (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

16 Art. 47 Geographical Indications of Goods (Registration & Protection) Act, 1999 / URL: https://ipindia.gov.in/act-1999.htm (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

17 Section 162 of the Trade Marks Act 1995 / URL: https://www.wipo.int/wipolex/en/text/553811 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

18 Section 28 of the Trade Marks Act 1995 / URL: https://www.wipo.int/wipolex/en/text/553811 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

19 Ключевым требованием к коллективному товарному знаку является то, что он должен быть зарегистрирован от имени ассоциации. Понятие «ассоциация» в Законе не определено, однако в Руководстве по практике и процедурам по товарным знакам (Trade Marks Manual of Practice and Procedure) приводится определение словаря Macquarie как «организация людей с общей целью и имеющая формальную структуру».

20 Section 169 of the Trade Marks Act 1995 / URL: https://www.wipo.int/wipolex/en/text/553811 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

21 Australia-European Union Free Trade Agreement: Consultation on a Possible New Geographical Indications Right. URL: https://consultation.ipaustralia.gov.au/policy/geographical-indications/ (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

22 Section 164 of the Trade Marks Act 1995 / URL: https://www.wipo.int/wipolex/en/text/553811 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

23 Section 16.1 of the Trade Marks Manual of Practice and Procedure / URL: https://manuals.ipaustralia.gov.au/trademark/1.-what-are-the-time-limits-for-acceptance-of-an-application-to-register-a-trade-mark- (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

24 Section 34 of the Trade Marks Act 1995 / URL: https://www.wipo.int/wipolex/en/text/553811 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

25 Section 47.1 of the Trade Marks Manual of Practice and Procedure / URL: https://manuals.ipaustralia.gov.au/trademark/1.-filing-a-notice-of-opposition (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

26 Section 39.4 of the Trade Marks Manual of Practice and Procedure / URL: https://manuals.ipaustralia.gov.au/trademark/4.-timing (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

27 Sections 40Q, 40R, 40T of Wine Australia Act 2013 / URL: https://www.legislation.gov.au/Details/C2021C00310 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

28 Sections 60, 92 of Wine Australia Regulations 2018 / URL: https://www.wipo.int/wipolex/en/text/515085 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

29 Section 40Z of Wine Australia Act 2013 / URL: https://www.legislation.gov.au/Details/C2021C00310 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

30 Section 165 of the Trade Marks Act 1995 / URL: https://www.wipo.int/wipolex/en/text/553811 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

31 Sections 171-173 of the Trade Marks Act 1995 / URL: https://www.wipo.int/wipolex/en/text/553811 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

32 Section 173 of the Trade Marks Act 1995 / URL: https://www.wipo.int/wipolex/en/text/553811 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

33 van Caenegem W., Cleary J., Drahos P. Pride and Profit: Geographical Indications as Regional Development Tools in Australia. Journal of Economic and Social Policy. 2014. No. 16. Article 5. P. 11. / URL: https://www.researchgate.net/publication/274638862_Pride_and_Profit_Geographical_Indications_as_Regional_Development_Tools_in_Australia (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

34 Там же. P. 16.

35 Sections 145-150 of the Trade Marks Act 1995. / URL: https://www.wipo.int/wipolex/en/text/553811 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

36 Section 151 of the Trade Marks Act 1995. / URL: https://www.wipo.int/wipolex/en/text/553811 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

37 Sections 126-127 of the Trade Marks Act 1995. / URL: https://www.wipo.int/wipolex/en/text/553811 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

38 Measures for the Administration of Special Signs of Geographical Indication Products / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/6577 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

39 Measures for the Administration of Geographical Indications of Agricultural Products / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/6578; Administrative Measures for the Safety of Places of Origin of Agricultural Products / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/6582; Measures for the Management of Famous Brand Agricultural Products in China / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/6583 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

40 Qi X. Legal Protection Status and Prospects of Geographical Indications // Frontiers in Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 3. P. 86. URL: https://www.researchgate.net/publication/369562178_Legal_Protection_Status_and_Prospects_of_Geographical_Indications (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

41 Geographical Indication Network / URL: http://www.cpgi.org.cn/?c=index&a=detail&cataid=1&id=4012 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

42 Art. 3 of the Trademark Law of the People's Republic of China / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/579989; Measures for the Registration and Administration of Collective Marks and Certification Marks / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475170 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

43 Qian W., Dong Y. Comparative study on the geographical indication protection between China and the European Union - From the perspective of the China-EU Geographical Indications Agreement // Agricultural Economics (Zemedelsk'a ekonomika). 2023. V. 69. P. 186 / URL: https://www.researchgate.net/publication/371086850_Comparative_study_on_the_geographical_indication_protection_between_China_and_the_European_Union_-_From_the_perspective_of_the_China-EU_Geographical_Indications_Agreement (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

44 Там же.

45 Там же. P. 189.

46 Там же.

47 Measures for Protection of Geographical Indication Products of Foreign Countries. URL: http://www.bgia.org.cn/details/?124-143-218.html (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

48 Art. 4–7 of the Measures for the Registration and Administration of Collective Marks and Certification Marks. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475170 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

49 Art. 8–10 of the Provisions for the Protection of Products of Geographical Indication. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475165 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

50 Там же.

51 Art. 13–14 of the Provisions for the Protection of Products of Geographical Indication. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475165 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

52 Art. 15–16 of the Provisions for the Protection of Products of Geographical Indication. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475165 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

53 Art. 7 of the Measures for the Administration of Geographical Indications of Agricultural Products. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475239 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

54 Art. 8 of the Measures for the Administration of Geographical Indications of Agricultural Products. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475239 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

55 Art. 9 of the Measures for the Administration of Geographical Indications of Agricultural Products. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475239 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

56 Art. 10-13 of the Measures for the Administration of Geographical Indications of Agricultural Products. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475239 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

57 Art. 10–11 of the Measures for the Registration and Administration of Collective Marks and Certification Marks. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475170 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

58 Art. 15–20 of the Measures for the Registration and Administration of Collective Marks and Certification Marks. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475170 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

59 Art. 20 of the Provisions for the Protection of Products of Geographical Indication. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475165 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

60 Art. 23 of the Provisions for the Protection of Products of Geographical Indication. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475165 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

61 Art. 15 of the Measures for the Administration of Geographical Indications of Agricultural Products. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475239 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

62 Art. 21–22 of the Measures for the Registration and Administration of Collective Marks and Certification Marks. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475170 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

63 Art. 60, 63 of the Trademark Law of the People's Republic of China / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/579989 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

64 Art. 24 of the Provisions for the Protection of Products of Geographical Indication. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475165 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

65 Art. 18, 23 of the Measures for the Administration of Geographical Indications of Agricultural Products. URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/475239 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

66 Zhang Y.F., He L.M., Yan W.J. A comparison of the geographical indication regime between China and Italy // Reform of the Economic System. 2021. Vol. 4. P. 173–179.

67 Saraswat T. Protection of Geographical Indications in Singapore / URL: https://www.khuranaandkhurana.com/2022/10/27/protection-of-geographical-indications-in-singapore/ (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

68 Section 7 of the Trade Marks Act (Chapter 332) / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/581741 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

69 Schedules 1-2 of the Trade Marks Act (Chapter 332) / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/581741 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

70 Section 2 of the Geographical Indications Act 2014 / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/581746 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

71 Официальный сайт Бюро / URL: https://www.ipos.gov.sg/about-ip/geographical-indications (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

72 Section 39 of the Geographical Indications Act 2014 / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/581746 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

73 Section 27 of the Geographical Indications Rules 2019 / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/508506 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

74 Section 50 of the Geographical Indications Act 2014 / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/581746 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

75 Section 41 of the Geographical Indications Act 2014 / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/581746 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

76 Section 4 of the Geographical Indications Act 2014 / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/581746 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

77 Там же.

78 Sections 5–7 of the Geographical Indications Act 2014 / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/581746 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

79 Sections 24–25 of the Geographical Indications Act 2014 / URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/581746 (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

80 Art. 177–178 of the Law No. 9.279 of May 14, 1996 (Law on Industrial Property). URL: https://www.gov.br/inpi/pt-br/servicos/marcas/arquivos/protocolo-de-madri/lpi-trad-pms-rev-pms.pdf (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

81 Art. 123 of the Law No. 9.279 of May 14, 1996 (Law on Industrial Property). URL: https://www.gov.br/inpi/pt-br/servicos/marcas/arquivos/protocolo-de-madri/lpi-trad-pms-rev-pms.pdf (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

82 Статья 14 Постановления Министерства экономики № 04 от 12.01.2022. URL: https://www.gov.br/inpi/pt-br/servicos/indicacoes-geograficas/arquivos/legislacao-ig/PORT_INPI_PR_04_2022.pdf (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

83 Там же. Ст. 16.

84 Там же.

85 Там же. Ст. 19-22.
Art. 155-160 of the Law No. 9.279 of May 14, 1996 (Law on Industrial Property). URL: https://www.gov.br/inpi/pt-br/servicos/marcas/arquivos/protocolo-de-madri/lpi-trad-pms-rev-pms.pdf (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

86 Par. 3 Art. 128 of the Law No. 9.279 of May 14, 1996 (Law on Industrial Property). URL: https://www.gov.br/inpi/pt-br/servicos/marcas/arquivos/protocolo-de-madri/lpi-trad-pms-rev-pms.pdf (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

87 Статья 15 Постановления Министерства экономики № 04 от 12.01.2022. URL: https://www.gov.br/inpi/pt-br/servicos/indicacoes-geograficas/arquivos/legislacao-ig/PORT_INPI_PR_04_2022.pdf (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

88 Art. 147-148 of the Law No. 9.279 of May 14, 1996 (Law on Industrial Property). URL: https://www.gov.br/inpi/pt-br/servicos/marcas/arquivos/protocolo-de-madri/lpi-trad-pms-rev-pms.pdf (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

89 Bruch K., Vieira A., Barbosa P. A comparative analysis on a differentiation perspectives between Collective Trademarks and Geographical Indications in the Brazilian wine sector. 2014 / URL: https://www.researchgate.net/publication/268333071_A_comparative_analysis_on_a_differentiation_perspectives_between_Collective_Trademarks_and_Geographical_Indications_in_the_Brazilian_wine_sector (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

90 Art. 192–194 of the Law No. 9.279 of May 14, 1996 (Law on Industrial Property). URL: https://www.gov.br/inpi/pt-br/servicos/marcas/arquivos/protocolo-de-madri/lpi-trad-pms-rev-pms.pdf (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

91Там же.

92 Art. 209–210 of the Law No. 9.279 of May 14, 1996 (Law on Industrial Property). URL: https://www.gov.br/inpi/pt-br/servicos/marcas/arquivos/protocolo-de-madri/lpi-trad-pms-rev-pms.pdf (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

93 van Caenegem W., Cleary J., Drahos P. Pride and Profit: Geographical Indications as Regional Development Tools in Australia. Journal of Economic and Social Policy. 2014. No. 16. Article 5. P. 1. URL: https://www.researchgate.net/publication/274638862_Pride_and_Profit_Geographical_Indications_as_Regional_Development_Tools_in_Australia (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

94 Marie-Vivien D., Bi'enabe E., Sautier D., Thevenod E. Bilateral agreements for geographical indications: the evaluation ‘of the local by the local. XXVth ESRS Congress. 2013. URL: https://www.researchgate.net/publication/260312146_Bilateral_agreements_for_geographical_indications_the_evaluation_'of_the_local_by_the_local (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

95 Там же.

96 Там же.

Список литературы

1. Горленко С.А. Совершенствование международной системы правовой охраны наименований мест происхождения товаров и географических указаний / URL: http://www.rupto.ru/press/news_archive/inform2015/present_konf/Gorlenko.pdf (дата обращения: 11 апреля 2024 г.)

2. Парижская конвенция по охране промышленной собственности [Текст] : Комментарий / Г. Боденхаузен; Пер. с фр. Тумановой Н.Л. ; Под ред. проф. Богуславского М.М. ; Вступ. статья Питовранова Е.П. - Москва : Прогресс, 1977. — 310 с.

3. Унификация и гармонизация в международном частном праве. Вопросы теории и практики: Монография / Отв. ред. Г.К. Дмитриева, М.В. Мажорина. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. 208 с.

4. Balasubramanian S. India: Traditional Knowledge And Patent Issues: An Overview Of Turmeric, Basmati, Neem Cases / URL: https://www.mondaq.com/india/patent/586384/traditional-knowledge-and-patent-issues-an-overview-of-turmeric-basmati-neem-cases (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

5. Bruch K., Vieira A., Barbosa P. A comparative analysis on a differentiation perspectives between Collective Trademarks and Geographical Indications in the Brazilian wine sector. 2014. URL: https://www.researchgate.net/publication/268333071_A_comparative_analysis_on_a_differentiation_perspectives_between_Collective_Trademarks_and_Geographical_Indications_in_the_Brazilian_wine_sector (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

6. Calboli I. Expanding the Protection of Geographical Indications of Origin under TRIPS: Old Debate or New Opportunity // Marq. Intell. Prop. L. Rev. 2006. Vol. 10. No. 181.

7. Callmann R. The Technical Trade-Marks of the Lanham Act. New York Law Review. 1950. No. 25.

8. Hassan D., Monier-Dilhan S., Orozco V. Measuring Consumers' Attachment to Geographical Indications: Implications for Competition Policy / Toulouse School of Economics working paper series. URL: https://www.tse-fr.eu/sites/default/files/medias/doc/wp/fff/11-225.pdf (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

9. Kemp D.J., Forsythe L.M. Trademarks and Geographical Indications: a case of California champagne // Chapman Law Review. 2007. Vol. 10. No. 2. URL: https://digitalcommons.chapman.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1105&context=chapman-law-review (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

10. Marie-Vivien D., Bi'enabe E., Sautier D., Thevenod E. Bilateral agreements for geographical indications: the evaluation ‘of the local by the local. XXVth ESRS Congress. 2013. URL: https://www.researchgate.net/publication/260312146_Bilateral_agreements_for_geographical_indications_the_evaluation_'of_the_local_by_the_local (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

11. Profeta A., Balling R., Schoene V., Wirsig A. Protected Geographical Indications and Designations of Origin: An Overview of the Status Quo and the Development of the Use of Regulation (EC) 510/06 in Europe, With Special Consideration of the German Situation // Journal of International Food & Agribusiness Marketing. 2010. Vol. 22.

12. Qi X. Legal Protection Status and Prospects of Geographical Indications // Frontiers in Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 3. URL: https://www.researchgate.net/publication/369562178_Legal_Protection_Status_and_Prospects_of_Geographical_Indications (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

13. Qian W., Dong Y. Comparative study on the geographical indication protection between China and the European Union - From the perspective of the China-EU Geographical Indications Agreement // Agricultural Economics (Zemedelsk'a ekonomika). 2023. V. 69. URL: https://www.researchgate.net/publication/371086850_Comparative_study_on_the_geographical_indication_protection_between_China_and_the_European_Union_-_From_the_perspective_of_the_China-EU_Geographical_Indications_Agreement (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

14. Saraswat T. Protection of Geographical Indications in Singapore / URL: https://www.khuranaandkhurana.com/2022/10/27/protection-of-geographical-indications-in-singapore/( дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

15. van Caenegem W., Cleary J., Drahos P. Pride and Profit: Geographical Indications as Regional Development Tools in Australia. Journal of Economic and Social Policy. 2014. No. 16. Article 5. URL: https://www.researchgate.net/publication/274638862_Pride_and_Profit_Geographical_Indications_as_Regional_Development_Tools_in_Australia (дата обращения: 11 апреля 2024 г.).

16. Zhang Y.F., He L.M., Yan W.J. A comparison of the geographical indication regime between China and Italy // Reform of the Economic System. 2021. Vol. 4.