Журнал Суда по интеллектуальным правам
Журнал Суда по интеллектуальным правам

Применение международных договоров и соглашений в сфере правовой охраны товарных знаков в России

Конищева М.А.
студентка магистерской программы ФГБОУ Высшего образования «РЭУ имени Г.В. Плеханова»
26 августа 2019
 

С возникновением института интеллектуальной собственности и развитием интеллектуальных прав правовое регулирование объектов интеллектуальной собственности стало формироваться на территориальном принципе действия, то есть право на объекты интеллектуальной собственности возникало в соответствии с национальным законодательством. Поэтому указанное право не могло действовать одновременно на территории двух и более государств. Территориальный характер действия интеллектуальных прав привел к противоречиям потребностей, которые складывались во внешнеэкономических и торговых отношениях.

В Х1Х веке при условиях активного развития международной торговли и процессов глобализации страны осознали необходимость международного сотрудничества в направлении установления международно-правовой охраны основных объектов промышленной собственности [1]. Развитие внешнеэкономических отношений между странами повлекло потребность в осуществлении правового регулирования интеллектуальной собственности, в частности правовой охраны товарных знаков, на территории другого государства. Например, для осуществления охраны права правообладателя на территории другого государства или нескольких государств одновременно возникла необходимость заключения двустороннего или многостороннего международного договора.

С течением времени стала образовываться система международных соглашений в области правовой охраны интеллектуальной собственности.

Международные договоры в области правовой охраны товарных знаков имеют своей целью преодолеть территориальный характер права на товарный знак с помощью единого охранного документа [2]. Территориальный характер представляет собой признание и обеспечение правовой охраны товарного знака в иностранном государстве, где владелец товарного знака хочет получить правовую охрану. Для этого необходимо установление исключительного права на товарный знак в данном государстве, условия о признании товарного знака должны быть закреплены в законодательстве такого государства или регулироваться международными договорами, в которых участвует данное государство.

Для выполнения функций специализированного учреждения по правовому регулированию интеллектуальной собственности на международном уровне была создана Всемирная организация интеллектуальной собственности (далее – ВОИС). Основополагающим документом ВОИС является Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности, которая была подписана 14 июля 1967 года в Стокгольме. Целями и функциями работы ВОИС является охрана и использование результатов интеллектуальной деятельности, наиболее важными функциями является разработка, пересмотр и совершенствование действующих договоров и в области правовой охраны интеллектуальной деятельности.

В качестве основных и наиболее важных международных договоров в отношении правового регулирования товарных знаков следует выделить Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1883 года, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 1891 года и Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (Мадридский протокол) от 1989 года.

Статья 2 Парижской конвенции 1883 года закрепила, что граждане стран Парижского союза пользуются такими же преимуществами, правами и льготами в других странах Союза, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставляться в дальнейшем национальными законодательными актами государств-участников Союза собственным гражданам, но в этом случае не должны нарушаться права, которые специально установлены Парижской конвенцией. Под «гражданами» следует понимать, как физических, так и юридических лиц. В статье 4 Конвенции установлен принцип конвенционного приоритета. В соответствии с данным принципом любое лицо, подавшее заявку на товарный знак надлежащим образом, пользуется правом приоритета для подачи заявки в других странах-участницах Парижского союза в течение шести месяцев. Указанный срок начинает отсчитываться от даты подачи первой заявки оформленной должным образом, при этом день подачи заявки не включается в данный срок. Статья 11 закрепила положение о выставочном приоритете. Согласно данному положению государства-участники Парижского союза предоставляют приоритет товарному знаку, который размещается на экспонатах международных выставок, которые организованы на территории одного из государств Парижского союза. Выставочный приоритет начинает исчисляться с даты начала помещения экспоната на выставку.

Парижская конвенция 1883 года является первым международным договором в области правового регулирования товарных знаков. Целью ее создания явилось создание условий для правовой охраны знаков. Конвенция установила основополагающие правовые условия и положения, которые являются обязательными для соблюдения государствами-участниками, а также предоставила государствам-членам право самостоятельного внутреннего (национального) регулирования объектов промышленной собственности, в том числе товарных знаков (меры защиты, условия действия правовой охраны и др.). Некоторые положения Конвенции были закреплены в российском законодательстве. Например, положение о конвенционном и выставочном приоритетах установлено в ст. 1495 Гражданского кодекса РФ, положение об общеизвестном товарном знаке - в ст. 1508-1509 Гражданского кодекса РФ.

Мадридское соглашение 1891 года явилось первым международным документом, который ввел международную регистрацию товарного знака. Данное соглашение предоставило возможность для подачи заявки на один товарный знак для национальной и международной регистрации. В соответствии с данным Соглашением товарный знак, прошедший международную регистрацию, будет признаваться во всех странах, участвующих в Мадридском соглашении [3].

Мадридское соглашение предполагает для международной регистрации товарного знака необходимость национальной регистрации в стране происхождения. В соответствии со ст. 3 Соглашения заявка на международную регистрацию предоставляется на официальном бланке в одном экземпляре. Заявка должна быть составлена на французском языке. Заявка на международную регистрацию товарного знака подается в Международное бюро ВОИС через ведомство страны, где осуществляется регистрация знака. Датой регистрации международного товарного знака является дата подачи заявки на международную регистрацию в государстве происхождения в том случае, если Международное бюро ВОИС получит данную заявку в течение двух месяцев с момента даты подачи данной заявки.

В 1989 году был принят Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, который был разработан с целью совершенствования отдельных положений Мадридского соглашения. Протокол к Мадридскому соглашению является самостоятельным соглашением. Оба документа в совокупности представляют собой Мадридскую систему. Мадридская система признана упростить процедуру регистрации товарных знаков на территории стран-участниц.

Протокол установил положение о праве владельца товарного знака подать заявку на международную регистрацию знака не только на основании регистрации в стране происхождения, но и на основании базовой заявки, то есть наличие поданной национальной заявки на регистрацию знака. Если заявка была подана в ведомство страны происхождения или товарный знак зарегистрирован в реестре ведомства страны происхождения, в этом случае, согласно Мадридскому протоколу, лицо - заявитель такой заявки - имеет право на обеспечение правовой охраны своего товарного знака на территории государств-участников Мадридского протокола с помощью регистрации знака в Международном бюро ВОИС. Протокол предоставляет возможность подачи заявки на международную регистрацию не только на французском языке, но и на английском и испанском языках. Мадридский протокол также предполагает легкий механизм для расширения территориальной защиты товарных знаков после международной регистрации: имеется возможность подать заявку о территориальном расширении в других странах, через онлайн-систему ВОИС. Международная регистрация товарного знака длится до 10 лет и может быть продлена после уплаты пошлины за продление.

Несмотря на все перечисленные выше преимущества следует отметить и проблемы, связанные с международной регистрацией товарного знака. Одним из основных недостатков Мадридского протокола является то, что срок действия международной регистрации товарного знака зависит от национальной регистрации в течение первых пяти лет. Это означает, что если в течение первых пяти лет национальная регистрация товарного знака в России оспаривается или аннулируется, за этим следует прекращение международной защиты товарного знака. 

Анализ указанных международных договоров приводит к выводу, что цель системы международной регистрации товарных знаков состоит в том, чтобы закрепить основополагающие правовые условия и положения правовой охраны интеллектуальных прав, устранить сложности, которые могут возникнуть у заявителя международной регистрации товарного знака при выполнении формальных требований к регистрации товарных знаков национальных ведомств каждой отдельной страны с помощью введения международной регистрации. Заявителю необходимо соблюдать только один перечень формальных требований, которые установлены Мадридским соглашением или Мадридским протоколом. Заявка на международную регистрацию товарного знака подается в Международное бюро ВОИС через национальное ведомство страны. Заявка подается на одном языке, пошлины оплачиваются только один раз в Международное бюро, в заявке указываются те страны, в отношении которых испрашивается правовая охрана. Это делает процесс получения правовой защиты товарных знаков во многих странах очень удобным и экономически эффективным. Положения Мадридского соглашения и Мадридского протокола о возможности международной регистрации товарного знака нашли свое отражение в российском гражданском законодательстве в ст. 1507 Гражданского кодекса РФ.

Главным значением международных договоров и соглашений в области регулирования правовой охраны товарных знаков является создание единых принципов и правил, с помощью которых создаются наиболее удобные условия для владельца товарного знака при его регистрации, использования исключительного права на товарный знак и осуществления правовой охраны товарного знака на территории иностранных государств.

 


Литература

1. Канашевский В.А. Международное частное прав. 2-е издание, доп. изд. М.: Международные отношения, 2009.

2. Право интеллектуальной собственности. Средства индивидуализации. Т.3: Учебник//Под ред. Л.А. Новоселовой. Статут, М.: 2018.

3. Унификация и гармонизация в международном частном праве. Вопросы теории и практики: монография / Отв. ред. Г. К. Дмитриева, М. В. Мажорина. М.: Норма: Инфра-М, 2016.