Журнал Суда по интеллектуальным правам
Журнал Суда по интеллектуальным правам

Система поддержки сервиса интеллектуальной собственности как движущая сила развития инноваций

Дэн Шэн Минь
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Уханьского университета в Китае
26 июля 2016
 
 

"Журнал Суда по интеллектуальным правам", № 13, сентябрь 2016 г., с. 83-87

1. Введение

Наряду с глобализацией важных средств прогресса мировой экономики стали развитие инноваций и система поддержки сервиса интеллектуальной собственности как его движущая сила. Согласно статистике Всемирного банка в 2011 г. доля сервиса в деятельности многих экономических организаций в мире достигала 70%, а в США -80%. При этом доля торговых услуг составляла свыше 20% от общего объема мировой торговли. В свою очередь доля межнациональных инвестиций в торговые услуги достигала почти 2/3 всех мировых межнациональных инвестиций1. Поэтому поддержка современного сервиса вообще и интеллектуальной собственности в частности является важным средством экономического и инновационного развития в период глобализации.

С наступлением эпохи больших данных2 начинается новый этап научно-технической революции, который связан с техникой 3D - печатания3 (сюда можно отнести также новое поколение информационных технологий, энергосбережения и охраны окружающей среды, наноматериалы и биочипы) и преобразования в промышленном производстве (промышленное производство стало услугой). Технические инновации и преобразования в промышленности на этой основе становятся новой тенденцией мирового экономического развития. Каждая страна, которая выбирает свой экономический путь, должна найти инновационную движущую силу для развития научных технологических инноваций и промышленного преобразования. Сервис интеллектуальной собственности соединяет инновацию, исследование, производство и коммерцию, является мощным двигателем экономического и социального развития. Он не только стимулирует появление новых отраслей промышленности, но и способствует трансформации и модернизации традиционных отраслей промышленности, является мощным ускорителем развития экономики и общества.

Поэтому для того, чтобы построить инновационную страну и изменить способ экономического развития, необходимо найти новый прорыв в этом направлении и движущие силы развития инноваций. Это является одной из идей, которая оказывает решающее влияние, сюда входят государственная поддержка и социальные услуги в развитии науки и техники в эпоху увеличения роли инноваций в экономике. Основой распространения и применения инноваций в промышленности является крупномасштабное развитие современного, сервиса интеллектуальной собственности. В процессе развития он может придать поступательную движущую силу научным техническим инновациям и модернизации промышленности.

2. Сервис интеллектуальной собственности и система поддержки развития сервиса интеллектуальной собственности

2.1. Сервис интеллектуальной собственности

Сервис интеллектуальной собственности является одним из новых видов сервиса. Разные организации и граждане в сфере сервиса интеллектуальной собственности осуществляют представительство в приобретении прав на интеллектуальную сферу и оказывают информационные и консультационные услуги; а также готовят кадры для обслуживания интеллектуальной собственности. Они являются субъектами услуг в сфере интеллектуальной собственности. Напротив, граждане и юридические лица, которые занимаются созданием, охраной объектов интеллектуальной собственности, являются объектами услуг. В свою очередь действия по приобретению прав, распоряжению и их защите являются способами оказания услуг.

2.2. Система поддержки сервиса интеллектуальной собственности

Единая система поддержки развития сервиса интеллектуальной собственности состоит из рада взаимосвязанных и взаимоогранчивающих факторов. Она заключается в предоставлении разнообразных услуг в сфере инноваций в промышленности и области деятельности.

Систему поддержки сервиса интеллектуальной собственности образует комплекс правовых мер, осуществляемых в сфере инноваций государством и направленных на обеспечение в данной сфере государственной политики в деле подготовки кадров, а также эффективного надзора за исполнением законов и ведением судебных дел в этой сфере.

Кроме того, важными элементами системы поддержки сервиса интеллектуальной собственности являются меры по обеспечению самих институтов и механизмов защиты интеллектуальной собственности, социальных фискальных и финансовых услуг и услуг по правоприменению и судебной защите.

2.3. Между сервисом интеллектуальной собственности и системой его поддержки существует тесная взаимосвязь

Сервис интеллектуальной собственности является необходимым трендом оптимизации структуры экономики и ускорения экономического роста страны. Он позволяет эффективнее бороться с ограниченностью источников энергии и ресурсов, повысить эффективность их использования; а также полнее реализовать принцип открытости во внешней политике и усилить роль государства на международной арене. С другой стороны, создание государством системы поддержки развития сервиса интеллектуальной собственности является базой для постоянного повышения его качества.

3. Рассмотрим подробнее каждый из основных элементов системы поддержки развития сервиса интеллектуальной собственности как движущей силы инноваций

3.1. Обеспечение порядка и механизмов развития сервиса интеллектуальной собственности

В целях улучшения развития сервиса интеллектуальной собственности государству надо провести реформу управления интеллектуальной собственностью. Во-первых, необходимо создать многофункциональный координирующий правительственный орган для решения проблем управления интеллектуальной собственностью. Во-вторых, при необходимости следует привести в соответствие действующее управление интеллектуальной собственностью с юридическим обоснованием деятельности различных административных структур и реформировать саму систему административного управления интеллектуальной собственностью.

3.2. Система права и политики развития сервиса интеллектуальной собственности

В системе поддержки развитии сервиса интеллектуальной собственности не следует преуменьшать ведущую роль правительств. Но правительство и парламенты не должны напрямую вмешиваться в данный процесс, а предоставлять поддержку для развития этого сервиса, например путем создания правового режима инноваций и принятия активных политических мер. Во-первых, правительства и парламенты, опираясь на передовой опыт инновационно-ориентированных стран, должны принимать постановления и законы о создании новых технологий, сотрудничестве в сфере оценки инноваций и заимствования технологий, которые будут способствовать инновационному развитию технологий. Во-вторых, целесообразно разработать закон об освобождении от налогообложения прибыли от инновационных разработок, а также рискованных инвестиций, и о снижении налогового бремени на сервис интеллектуальной собственности. В-третьих, по мере развития сервиса интеллектуальной собственности разработать соответствующие законы и нормализовать условия доступа в сферу сервиса и нормы услуг для сервиса интеллектуальной собственности.

Со стороны государства правительство должно осуществлять политику поддержки. Во-первых, в экономической политике следует основать государственный и местный фонды развития сервиса интеллектуальной собственности, усилия которых будут направлены в определенные регионы или в отдельные области промышленности, активно внедрять политику освобождения от налогов рискованных инвестиций и развивать сервис интеллектуальной собственности. Во-вторых, осуществлять политику поддержки инноваций на льготных условиях и принимать меры по скидкам и гарантиям, осуществляя поддержку средних и мелких предприятий в области новых технологий, которая будет способствовать развитию технологических инноваций.

3.3. Система социальных услуг развития сервиса интеллектуальной собственности

Правительство должно оказывать общественные услуги в области интеллектуальной собственности, которые будут способствовать ее развитию. Если такие услуги отсутствуют, то организации в области интеллектуальной собственности не могут получить необходимую информацию. В этом случае развитие сервиса интеллектуальной собственности невозможно. Поэтому должна быть создана информационная общественная база интеллектуальной собственности, где размещался бы и своевременно обновлялся основной информационный ресурс различной интеллектуальной собственности. Необходимо создать механизм использования этой информации, поощрять и поддерживать организацию сервиса интеллектуальной собственности, которая создаст информационную базу данных интеллектуальной собственности. Правительство материально поддерживает информационный банк данных интеллектуальной собственности и предоставляет эту информацию обществу по недорогой цене.

Также требуется, во-первых: создание трёхступенчатой системы общественных услуг информации интеллектуальной собственности в различных отраслях, в том числе и центра национальных данных интеллектуальной собственности (патентов), региональных и местных центров информационных услуг интеллектуальной собственности.

Во-вторых, согласно новым тенденциям концентрации производства следует создать опытную область развития сервиса интеллектуальной собственности в промышленном регионе или университетских комплексах, а также центр производства и научных исследований, рынок технических сделок, выставочные информационные комплексы. Эти организации, поддерживаемые правительством, будут оказывать услуги в сфере интеллектуальной собственности. Следует развивать сервис интеллектуальной собственности, чтобы оказывать объединяющие платформы услуги интеллектуальной собственности для сервиса.

3.4. Система фискальных и финансовых услуг в развитии сервиса интеллектуальной собственности

Необходимо организовать услуги оценки и финансирования инноваций. В условиях увеличения роли научных достижений в экономике появляется тенденция капитализации в производстве, соединение финансового капитала с интеллектуальной собственностью; часто возникают формы и способы экономического развития. “Промышленная революция произошла от технологической революции, а удалась в финансовых инновациях. Механизм оценки рискованных инвестиций, финансирования интеллектуальной собственности является важной частью сервиса интеллектуальной собственности. Эксплуатация интеллектуальной собственности может стать жизнеспособной при поддержке рискованных инвестиций и соответствующем финансировании”4. В соответствии с тенденциями развития сервиса интеллектуальной собственности на аукционах фондовых биржах, при долговом финансировании, в банках используются новые бизнес-модели. Таким образом расширяются пути реализации цены интеллектуальной собственности. Создаются инвестиционные финансовые организации и организации по оценке интеллектуальной собственности в определенной обрасти производства, чтобы предоставлять адресную финансовую поддержку для передачи и внедрения в производство патентной техники. Они обеспечивают успешное осуществление залогового финансирования интеллектуальной собственности. Создаются юридические службы, которые разрабатывают законы и правила оценки финансирования интеллектуальной собственности. Они предоставляют обеспечение финансовой правовой защиты для развития сервиса интеллектуальной собственности. В то время как рискованные гарантийные случаи могут поддерживать гарантии правительства, коммерческое страхование в залоговом финансирований и т.д. с целью устранения и снижения рисков в области финансирования.

3.5. Система подготовки талантов развития сервиса интеллектуальной собственности

Подготовка высококвалифицированных талантов интеллектуальной собственности является реальной потребностью государства, внедрение инноваций в производство поможет стране встать на новый путь инновационного развития промышленности. “История доказала, что кардинальная конкуренция между странами является конкуренцией между новатором и предприятием, нет новатора – нет предприятия, также нет занятости, а у правительства нет налогов, государство будет испытывать потрясения и слабеть”5. Специалисты в области интеллектуальной собственности в основном включают в себя представительство в интеллектуальной собственности, т.е. людей, которые могут проводить научные исследования в области интеллектуальной собственности и оказывать практическую помощь при внедрении инноваций. специалисты должны обладать самыми обширными знаниями: техническими, правовыми, экономическими и управленческими; уметь консультировать по эксплуатации, оценке, страхованию и информационному анализу интеллектуальной собственности. Таким образом, необходимо осуществлять подготовку таких специалистов, которые отвечали бы потребностям развития сервиса интеллектуальной собственности. Во-первых, под руководством государства должны быть объединены различные ресурсы правительства, предприятий и университетов, создан кооперативный механизм подготовки талантов интеллектуальной собственности. Подготовка таких кадров должна соответствовать потребностям страны, поэтому, следует преимущественно опираться на выпускников вузов и правительственную поддержку в деле их образования.

Во-вторых, в эпоху увеличения роли знаний в экономике интеллектуальная собственность стала основным богатством общества. Появляется все больше спорных вопросов в области интеллектуальной собственности как внутри отдельной страны, так и за рубежом, и потребовалось много талантливых юристов, владеющих правовыми знаниями в этой области. Таким образом, вузу, предприятию и государству надо совместить создание механизма подготовки талантов в области интеллектуальной собственности с целенаправленной подготовкой юристов, специализирующихся в этом направлении и осуществляющих охрану интеллектуальной собственности предприятии.

В-третьих, привлечение и подготовка специалистов в области интеллектуальной собственности требует надлежащей политики государства. С одной стороны, для привлечения талантов осуществляется стратегии "внешнего типа". Для этого необходимо изменить и улучшить миграционные законы и миграционную политику. Привлечение талантливых людей в разные области техники необходимо для успешного национального развития. Поэтому нужна программа подготовки талантов интеллектуальной собственности. Национальная организация управления интеллектуальной собственностью должна активно поощрять и поддерживать подготовку разнообразных талантов в области интеллектуальной собственности для вузов и предприятий.

3.6. Система правоприменения и судебной защиты развития сервиса интеллектуальной собственности

Со стороны административного правоприменения (исполнения законов) в области интеллектуальной собственности следует создать общенациональный единый орган по правоприменению интеллектуальной собственности, чтобы избежать таких ситуаций, когда правоохранительные органы сваливают друг на друга ответственность за решение вопросов в этой области. Необходимо создать единую систему административного правоприменения по ведению дел в сфере интеллектуальной собственности, включая министерство полиции, прокуратуры, таможни, отдел административного управления промышленности и торговли, отдел авторского права, патентного права и т.д.

В правоохранительной области для успешной защиты интеллектуальной собственности следует провести реформу судопроизводства интеллектуальной собственности и создать суд интеллектуальной собственности. Судебные споры в этой области имеют специфические черты. Для решения таких вопросов надо установить суд интеллектуальной собственности, который бы имел право заниматься гражданскими, административными и уголовными делами, что сэкономило бы себестоимость правосудия. После создания суда интеллектуальной собственности необходимо распределение по специальным уровням дел по спорам в этой сфере.

Осуществление услуг помощи и защиты в сфере интеллектуальной собственности может проводиться следующими способами. Во-первых, создание в интернет-сети конкретного государства единой базы помощи и защиты, где можно будет подать жалобу по поводу интеллектуальной собственности. Затем необходимо расширение каналов помощи и защиты интеллектуальной собственности, образование союза защиты интеллектуальной собственности, конструирование системы помощи и защиты права интеллектуальной собственности.

Во-вторых, создание центров помощи и защиты интеллектуальной собственности, где физическое или юридическое лицо может получить консультацию и защиту права интеллектуальной собственности предприятию.

В-третьих, создание механизма защиты патентного права за рубежом для предприятий, проведение быстрого разрешения патентных споров для предприятий за рубежом. Наконец, создание добровольной службы помощи и защиты интеллектуальной собственности, поощрение добровольцев вуза и организация службы интеллектуальной собственности, делом которой является помощь и защита интеллектуальной собственности малых и средних предприятий.

 


1См.:ВэньЦзяБао. Открытие и развитие сферы сервиса Китая//http://www.zaobao.com/yl/yl120529_002.shtml.

2Большие данные являются достижениями, которых люди добились. Например: получили новые знания, изменили рынок , а также отношения между правительством и гражданами. См.:(Англия)Виктор Майер-Шонбергер, Кеннет Сукиер. Большие данные: Издатель Джон Мурри, 2013.С.6.

3Техника 3D - печатания на основе документов цифровой модели и использования слитных материалов, порошкообразного металла или пластмассы, техника строения тела путём образа последовательного печатания. http://baike.baidu.com/link?url.

4ЦзияШнТян. Продвижение ЦэжЦзияньского развития сервиса интеллектуальной собственности//ЦэжЦзияньскаяэкономика.Серия 22.2011.

5БаоШнГан. Откуда Китайский кризис? http://www.zaobao.com/yl/yl121212_002.shtml.