"Журнал Суда по интеллектуальным правам", № 23, март 2019 г., с. 31-35
В России в соответствии с нормами действующего законодательства правовая охрана предоставлена лишь наименованию места происхождения товара в качестве средства индивидуализации товара, происходящего с определенной территории.
При этом важно отметить, что в научной сфере специалистами неоднократно высказывалось мнение относительно необходимости предусмотреть в правовом поле еще одно средство индивидуализации товара, происходящего с определенной территории - это географическое указание, в связи с чем было приведено большое количество аргументов в пользу введения этого объекта в России, предоставления ему правовой охраны, признания его самостоятельным средством индивидуализации; подчеркивалась важность этого средства с точки зрения необходимости продвижения региональных брендов, стимулирования экономики регионов, повышения конкурентоспособности товаров на внутреннем и международном рынках, защищенных географическими указаниями.
Представляется, что введение правовой охраны географических указаний - это давно назревшая необходимость в обществе, которая соответствует также и международному опыту.
Признание и правовая регламентация географических указаний на уровне зарубежных нормативных правовых актов доказала необходимость введения правовой охраны указанного объекта и в России в связи с тем, что правовая система Российской Федерации должна соответствовать нормам международного права.
При этом только в 2018 г. на уровне государства была рассмотрена инициатива о введении в Российской Федерации географического указания в качестве нового, самостоятельного объекта интеллектуальной собственности, и 13 июля 2018 г. соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу Российской Федерации (проект Федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» № 509994-71; далее - законопроект). На момент опубликования настоящей статьи указанный законопроект принят в первом чтении.
Как было отмечено выше, в России до настоящего времени в рамках действующего законодательства не было предусмотрено правовой охраны географических указаний. Такое средство индивидуализации товара, происходящего с определенной территории, в российском праве отсутствовало. Обосновано это было тем, что государство признавало лишь один объект интеллектуальной собственности, индивидуализирующий товар, происходящий с определенной территории – наименование места происхождения товара.
Однако практика показала, что товаропроизводители сталкиваются с рядом сложностей, возникающих в процессе государственной регистрации наименования места происхождения товара и получения исключительного права на него и/или получения исключительного права на уже зарегистрированное наименование места происхождения товара (в частности, соответствие товара особым свойствам; необходимость получения заключения компетентного органа о том, что товар соответствует этим особым свойствам), что не способствует повышению спроса на указанное средство индивидуализации.
Зачастую именно эти трудности создают потенциальным обладателям исключительного права на наименование места происхождения товара препятствия для его регистрации и получения исключительного права на него и/или получения исключительного права на уже зарегистрированное наименование места происхождения товара. Вследствие указанных обстоятельств уникальный товар не выходит на рынок с защищенным наименованием места происхождения товара. Этот фактор негативно сказывается на развитии региональных брендов, региональной экономики в целом и не способствует созданию привлекательных условий для товаропроизводителей, инвесторов.
Представляется необходимым кратко остановиться на терминологии двух средств индивидуализации товара, происходящего с определенной территории – наименовании места происхождения товара и географическом указании, а также указать различия в их правовых режимах.
Правовой охране наименования места происхождения товара полностью посвящён § 3 гл. 76 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со ст. 1516 Гражданского кодекса РФ наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
Правовая охрана в качестве наименования места происхождения товара предоставляется обозначению, используемому для индивидуализации товара, происходящего из определенной географической местности, при этом производимый в пределах этой местности товар должен в обязательном порядке обладать особыми свойствами, подтвержденными заключением компетентного органа. При этом все стадии производства должны находиться в границах указанной географической местности. Заявка на наименования места происхождения товара проходит формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.
В случае положительного прохождения экспертизы Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимается решение о регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на него/о предоставлении исключительного права на уже зарегистрированное наименование места происхождения товара. Срок действия исключительного права составляет 10 лет с возможностью неоднократного продления до тех пор, пока в отношении указанного товара сохраняются особые свойства. Важно отметить, что указанное исключительное право является «усеченным», так как распоряжение исключительным правом в отношении наименования места происхождения товара не допускается. При этом правовая охрана самого наименования места происхождения товара действует до тех пор, пока сохраняется возможность производить в границах этой географической местности товар, обладающий особыми свойствами, указанными при регистрации наименования места происхождения товара и при получении исключительного права на него.
Что касается географического указания, то в соответствии с законопроектом - это обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением. На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его качества, репутации или иных характеристик.
Предлагаемый режим правой охраны нового средства индивидуализации во многом схож с правовой охраной наименования места происхождения товара.
В частности, правовая охрана географического указания возникает на основании государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности по результатам экспертизы (включающей формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения). В отношении географического указания достаточно, чтобы хотя бы одна из стадий производства находилась в границах определенной географической местности. В результате произошедшей государственной регистрации географического указания за заявителем признается исключительное право. При этом также предусматривается возможность получения товаропроизводителем исключительного права на уже зарегистрированное географическое указание. Такое право может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта будет производить товар, обладающий качеством, репутацией или другими характеристиками, указанными в Государственном реестре географических указаний и наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (Государственный реестр наименований).
Срок действия исключительного права на географическое указание составляет 10 лет с возможностью неоднократного продления при условии сохранении за товаром качества, репутации или иных характеристик; при этом распоряжение исключительным правом на географическое указание не допускается.
Срок действия правовой охраны географического указания составляет весь период, в течение которого сохраняется возможность производить в данной местности товар, обладающий заявленными качеством, репутацией или иными характеристиками.
Отсюда следует, что правовая охрана наименования места происхождения товара и географического указания во многом совпадает.
Однако при этом есть ряд значительных и фундаментальных отличий между ними. Остановимся на них подробнее.
Первым и основополагающим отличием является то, что для государственной регистрации и получения исключительного права в отношении товаров, маркируемых охраняемым географическим указанием, отсутствует необходимость наличия у товара особых свойств. Такие товары должны обладать качеством, репутацией или иными характеристиками, достаточными для того, чтобы у потребителей возникала конкретная ассоциация в отношении товара, происходящего с определенной территории.
Второе отличие является производным от первого и заключается в следующем: в связи с тем, что в отношении географического указания отсутствует необходимость подтверждения наличия у товара особых свойств, то и заключение компетентного органа не требуется при регистрации географического указания и/или получения исключительного права на него.
Третье отличие – это то, что в отношении географического указания достаточно, чтобы хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его качества, репутации или иных характеристик, находилась на территории географического объекта, заявляемого в качестве охраняемого географического указания. Что касается наименования места происхождения товара, то все стадии производства товара, влияющие на формирование его особых свойств, находились в границах заявляемого географического объекта.
Отметив основные положения законопроекта, представляется необходимым резюмировать, что принятие решения на государственном уровне по введению правовой охраны географических указаний является важным, необходимым и своевременным шагом на пути выбранного Российской Федерацией курса на импортозамещение, развития региональных брендов, экономической поддержки регионов, повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, а также поддержания активности товаропроизводителей, их заинтересованности в производстве товаров, обладающих определённым качеством/репутацией, для предоставления им правовых гарантий по охране средств индивидуализации товара, происходящего с определенной территории, для поддержания конкурентоспособности производимых ими товаров.
Возвращаясь к вопросу о своевременности принятия указанного законопроекта, необходимо еще раз подчеркнуть, что географические указания являются самостоятельными средствами индивидуализации. Это подтверждается и нормами международного права. Во многих странах им предоставлена правовая охрана.
В частности, в качестве примеров международных соглашений, предусматривающих правовую охрану географических указаний, можно указать следующие документы:
- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (от 15 апреля 1994 г., Россия является его участницей с 2012 г.);
- Женевский акт Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях от 20 мая 2015 г. (Россия пока не является его участницей).
Важно также отметить, что и в доктрине указанная проблематика неоднократно затрагивалась, на данную тему за последнее время было защищено несколько диссертаций2. В указанных работах авторами высказываются разные точки зрения, но в одном они совпадают – географическое указание как средство индивидуализации товара существуют в правовой природе зарубежных стран, его необходимо предусмотреть в отечественном законодательстве, оно является самостоятельным средством индивидуализации.
Принятие закона, предоставляющего правовую охрану географическому указанию, позволит производителям в облегченной форме получить право на использование средства индивидуализации товара, происходящего с определенной территории – географического указания, в связи с тем, что будет отсутствовать необходимость предоставления заключения компетентного органа, подтверждающего наличие у производимого товара особых свойств. Достаточно, чтобы производимый товар обладал определенным качеством/репутацией и хотя бы одна из стадий производства находилась в границах географического объекта, с территории которого будет происходить товар.
Возможность предоставления правовой охраны географическому указанию именно на основании регистрационной процедуры является правильным направлением законодателя, так как введение регистрации географического указания будет способствовать привлечению товаропроизводителей (у них будет возможность получить исключительное право, подтвержденное свидетельством, как следствие, на законном основании использовать указанное географическое указание). Одновременно с этим регистрация географического указания будет препятствовать правонарушениям посредством пресечения незаконного использования географических указаний (производства контрафактной продукции) товаропроизводителями, не обладающими исключительным правом на такие указания (все законные товаропроизводители будут отражены в Государственном реестре географических указаний и наименований мест происхождения товаров Российской Федерации).
Однако в свете последних изменений, предлагаемых к внесению в ч. 4 Гражданского кодекса РФ, необходимо заметить, что законодатель не указал еще один объект, стоящий в одной линейке с наименованиями места происхождения товара и географическими указаниями, а именно указание происхождения товара.
Отметим далее, что указание происхождения товара также является самостоятельным средством индивидуализации товара, происходящего с определенной территории, однако отличающимся тем, что указание происхождения товара – средство индивидуализации товара, происходящего с определенной территории, которое указывает лишь на территорию происхождения товара без привязки к особым свойствам (как это предусмотрено в отношении наименования места происхождения товара), к качеству/репутации (как это указано в отношении географических указаний). Указание происхождения товара лишь указывает на территорию происхождения товара.
При этом указание происхождения товара как средство индивидуализации может быть выражено как в словесной, так в изобразительной форме (чего не предусмотрено в отношении наименований места происхождения товара и географических указаний). В качестве примера указания происхождения товара можно привести комбинированное обозначение (словесное обозначение «Сделано в Костроме» с изображением символики субъекта Российской Федерации). При этом необходимо отметить, что в законодательстве ряда стран указание происхождения товара охраняется в качестве самостоятельного средства индивидуализации (например: республика Беларусь, республика Таджикистан, Украина, Швейцария).
В итоге подчеркнем, что введение правовой охраны географического указания в России является своевременным шагом на пути поддержания отечественных производителей и в условиях выбранного Россией пути на импортозамещение.
Однако одновременно с географическими указаниями в российском законодательстве необходимо предусмотреть предоставление правовой охраны и указаниям происхождения товара, так как это средство индивидуализации также индивидуализирует товар, как происходящий с определенной территории; оно активно используется товаропроизводителями в России и способно стать достойным инструментом для защиты отечественных товаропроизводителей.
1 http://sozd.duma.gov.ru/bill/509994-7
2 Знаменская В.С. Правовая охрана наименований мест происхождения товаров в России и за рубежом: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2016.
Широкова О.Ю. Виды средств индивидуализации товара, происходящего с определенной территории: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2016.
Литература
1. Знаменская В.С. Правовая охрана наименований мест происхождения товаров в России и за рубежом: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2016.
2. Широкова О.Ю. Виды средств индивидуализации товара, происходящего с определенной территории: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2016.